Как отделить драгоценные металлы в катализаторе?
16.09.2020 р. в 14:44, «AvtoVod»
Каталитические нейтрализаторы — важные детали выхлопной системы современных автомобилей, которые способствуют снижению выброса в окружающую среду вредных соединений, образующихся при горении топливно-воздушной смеси. Многие автовладельцы считают что если снять этот «фильтр», то можно добыть довольно много драгоценных металлов. Но как обстоит дело на самом деле? Можно ли самостоятельно отделить дорогостоящие компоненты катализаторов?
Состав каталитических нейтрализаторов автомобиля
В корпусе катализаторов, которые можно купить на сайте autocatalystmarket.com в Украине, размещают металлическую или керамическую конструкцию, состоящую из большого количества сот, покрытых тонким слоем металлов. Благодаря такому внутреннему строению запчасти увеличивается площадь поверхности, которая контактирует с отработанными газами.
Благодаря наличию специального каталитического покрытия выполняются определенные химические реакции, вследствие которых ядовитые компоненты выхлопов превращаются в экологически безвредные. В качестве такого покрытия сот используется специальный сплав из драгметаллов:
- платина,
- родий,
- палладий.
Стоимость данных компонентов минимум на 100% превышает рыночную цену золота. Поэтому у многих автовладельцев, у которых забиваются катализаторы, и задаются вопросом, можно ли извлечь драгметаллы?
Особенности извлечения драгоценных металлов из каталитического нейтрализатора
- Самый распространенный способ отделить родий и платину из сот катализатора — выщелачивание специальными окисляющими жидкими смесями. Несмотря на эффективность, этот метод имеет множество сложностей. Все дело в том, что при изготовлении «начинки» нейтрализатора используется окись алюминия, которая предотвращает полное отделение платины. Чтобы добиться нужного результата, приходится многократно выщелачивать и промывать устройство, что требует внушительных денежных вложений.
- Существует более современный способ, при котором платина полностью растворяется. Для этого деталь предварительно смачивают в соляной кислоте. Также при этой процедуре соты нагреваются, чтобы циркулировали пары и газ. Среди преимуществ этой методики стоит выделить простоту реализации и получение максимально возможного количества драгметалла. К тому же для многократного омывания можно использовать один и тот же раствор.
Как можно извлекать палладий?
Чтобы отделить палладий из катализатора, используют химические методы, применимые и к платине, но в этом случае металл может иметь сторонние примеси. Чтобы добыть данное вещество, также пользуются гальваническим методом или электродуговым нагреванием.
Самый эффективный способ получения чистого палладия — нагревание до +500 градусов с одновременным фторированием. Данная методика позволяет получить фтористый палладий, который при остывании до +100 градусов расщепляют благодаря минеральной кислоте. Этот способ дает возможность отделить почти 100% палладия из каталитического нейтрализатора. Есть и другие промышленные методы, но их целесообразно применять, если перерабатывается большое количество катализаторов.
Как видите, существуют разные способы отделения драгоценных металлов из каталитических нейтрализаторов автомобиля. Но все они считаются довольно сложными, требуют использования специального оборудования и химических соединений, которые нельзя просто так купить на рынке или в магазинах. К тому же нужны специализированные навыки и немалые денежные затраты. Самостоятельное извлечение родия, палладия и платины является нецелесообразным, и иногда и невозможным.
Поэтому лучше не тратить свое время и деньги, а сдать автомобильный катализатор в специализированные пункты приема и переработки устройств.