Неизвестные автомобили СССР: Часть 2
11.04.2019 р. в 17:06, «AvtoVod»
1980-е годы изменили ход истории не только для СССР, но и для советского автопрома. В то время были разработаны невероятные концепт кары, которые действительно могли стать лучшими в мире. Продолжаем наш обзор самых «продвинутых» автомобилей Советского Союза, о которых мало кто знает.
Первую часть статьи «Неизвестные автомобили СССР» читайте тут.
Начнем, пожалуй, с «Москвича». В 1980-х годах прошлого века руководство завода, производящего эти автомобили, внезапно осенило — модель 2140 давно устарела. Инженеры принялись за разработки и в итоге создали ряд проектов на десятилетие вперед. Рассмотрим самые интересные модели, о которых мало кто знает.
Москвич-2139 «Арбат»
Решение о создании совершенного нового типа автомобиля принял сам генеральный директор завода В.П.Коломников. Заводские инженеры уверили его, что народ нуждается в многоместных машинах с повышенной проходимостью. Говоря простым языком, — люди СССР ощущали нехватку минивэнов и микроавтобусов.
К работе над дизайном привлекли Александра Кулагина, который уже успел заявить о себе, создав такие самодельные автомобили как внедорожник «Ухта» и спорткар «Панголина».
Новый Москвич получил условное наименование «Круиз». Его внешний вид был очень даже современным для 80-х годов XX века. Авто оснастили тремя рядами сидений, которые можно было снять и переставить как угодно владельцу. Передние сиденья разворачивались на 180 градусов, а средний ряд складывался в походные столики. При этом дизайнеры использовали при создании минивэна такие оригинальные решения как изменяемая длина подушек сидений.
Технические характеристики Москвич-2139:
Москвич-2139 «Арбат» — это выпущенный на АЗЛК в единственном экземпляре опытный семиместный минивэн. На конвейер ему не суждено было попасть, он был создан в экспериментальных целях.
Москвич-2143 «Яуза»
«Яуза» безапелляционно получила звание автомобиля с самыми дурацкими боковыми окнами. Ряд окон был двойным, и подниматься/опускаться могли только нижние. С практической точки зрения такое решение было оправданным, ведь в кузовах с сильно гнутыми боковинами при открытых окнах в дождь внутрь авто лилась вода.
В целом дизайн автомобиля выглядел футуристично и несколько нелепо для тех лет. Планировалось производство как переднеприводного, так и полноприводного вариантов.
Экспериментальный образец Москвича-2143 был изготовлен в 1991 году. Конструкция автомобиля включала в себя полный привод, электростеклоподъемники, отечественный бортовой компьютер и травмобезопасный руль. Оснастили новую модель двигателем «Москвич 414» мощностью 95 л.с. и объемом 1.8 литра.
В итоге машина была признана непригодной и все разработки над ней сошли на нет.
Москвич-2144 «Истра»
В отличие от своих собратьев, о которых мы рассказали выше, «Истра» была самым реалистичным коценптом, нацеленным на 2000-е.
Кузов изготовили полностью из алюминия. Единая боковая дверь открывалась вверх, как у суперкаров, правда из-за этого не опускались боковые стекла, и вентиляцию салона обеспечивали небольшие форточки и климат-контроль.
Поскольку эту модель позиционировали как машину будущего, в нее постарались впихнуть начинку из всевозможных технических новинок. Безопасность машины улучшали ремни, антиблокировочная система тормозов (ABS) и подушки безопасности.
На лобовое стекло проецировалась информация о скорости автомобиля, а также изображение с прибора ночного видения, который позволял в темное время суток следить за краями дороги. В реализации этих идей инженерам помогли конструкторы военной авиации.
Но работа над лучшим «Москвичем» в истории завершилась после распада СССР. «Истру» собрали в единственном экземпляре в 1991 году, а многим другим замечательным идеям не суждено было воплотиться в жизнь, они так и остались лишь чертежами на бумаге.
«Юность» ЗИЛ-118
Жил себе в 1960-х ЗИЛ-111, который тогда гордо именовали советским лимузином. Занимался он перевозкой важных персон, вызывая своим видом небывалое восхищение прохожих. Так бы и продолжалось, если бы однажды инженеры не задались вопросом — как же быть, когда высокопоставленному лицу вдруг понадобится в поездке компания из десятка человек? Вот и возникла необходимость приняться за разработку более вместительного ЗИЛа, который по итогу получил название «Юность».
Принципиальное отличие «Юности» от других автобусов того времени — повышенный уровень комфорта, качественная отделка салона и невероятная плавность хода, и не удивительно, учитывая, что на «Юность» ставили двигатель от грузовика ЗИЛ-130, мощности которого хватало с лихвой.
Все старания конструкторов окупились, и в 1967, на выставке автобусов в Ницце, ЗИЛ-118 получил аж 12 наград!
К сожалению на конвейер «Юность» так и не отправилась — у государства не оказалось денег на реализацию данной идеи. В период с 1963 по 1994 эти автобусы собирали по несколько экземпляров в год, согласно спецзаказам телевидения, КГБ и в качестве специальных машин скорой помощи для особо важных пациентов. Всего изготовили 93 автомобиля.
МАЗ-2000 «Перестройка»
В 1985 году, начиная на Минском автозаводе работу над грузовиком МАЗ-2000, вряд ли молодые инженеры могли предположить какой оглушительных успех во всем мире будут иметь их идиеи. Было запатентовано свыше 30 новых концепций, которые позднее выкупили зарубежные компании и сейчас используют во многих современных большегрузах.
Грузовик состоял из трех частей: кабина, тяговый модуль и прицеп. По необходимости их можно было комбинировать как угодно, меняя длину и грузоподъемность автопоезда. Инженеры всерьез рассматривали возможность перевозки на таком авто до 80 тонн груза, объединив несколько прицепов в ряд.
В кабине присутствовал кондиционер, магнитола, телевизор, холодильник, УКВ-радиостанция, столик, электроплита и даже камера заднего вида. При повороте руля кабина оставалась неподвижной, а весь нижний блок с колесами и фарами уходил в сторону.
Двигателем «Перестройки» служил 6-цилиндровый оппозитный MAN D2866 мощностью 290 лошадиных сил, а за переключение 12-ступенчатой коробки передач (впервые в СССР) отвечал «джойстик». Благодаря улучшенной аэродинамике машина могла разогнаться до 120 км/ч. Тормоза оснащены антиблокировочной системой. Подвеска на всех колесах – независимая, на пневмобаллонах.
Однако и этот проект погиб из-за распада Советского Союза. Его все же успели продемонстрировать на Парижском автосалоне в 1988 году, где МАЗ-2000 был по-достоинству оценен, получив золотую медаль за выдающиеся технические решения.
Сказать, что идеи предприимчивых инженеров были утеряны безвозвратно тоже нельзя — в 1990 году компания Рено, приобретя необходимые патенты, воспроизвела некоторые особо удачные решения белорусских конструкторов в грузовике Renault Magnum.