59 лет «горбатому» Запорожцу ЗАЗ-965

59 лет «горбатому» Запорожцу ЗАЗ-965

01.10.2019 г. в 17:30, «AvtoVod»

1 октября 1960 года с конвейера завода «Коммунар» в Запорожье сошел первый автомобиль ЗАЗ-965, впоследствии получивший прозвище «горбатый» из-за характерной формы задней части кузова.

Завод, который ранее выпускал комбайны и прочую сельхозтехнику, был реконструирован под выпуск легковых автомобилей, так как конвейер завода «Москвич», на котором изначально планировалось производство малолитражки, был полностью загружен. Двигатели было решено производить также на реконструированном предприятии - заводе лёгких дизелей в Мелитополе.

Начало производства такого автомобиля, как ЗАЗ-965, в те годы было очень актуальным. Уровень жизни населения в СССР во второй половине 1950-х годов стал быстро расти (по сравнению с послевоенным периодом), а личного автотранспорта для «удовлетворения нужд трудящихся» практически не существовало. «Москвич-401», который по техническим характеристикам был ближе всех советских автомобилей к «горбатому», уже технологически и морально устарел, и был снят с производства в 1956 году.

Fiat 600 — прообраз дизайна ЗАЗ-965
Fiat 600 — прообраз дизайна ЗАЗ-965

Проектировщики первого «Запорожца» изучали различные модели компактных автомобилей зарубежного производства, и понимали, что для машины с запланированными габаритами и массой, как у «горбатого», классическая компоновка агрегатов не подойдет.

В процессе создания автомобиля, было разработано множество прототипов, с помощью которых были проработаны и утверждены окончательные конструкционные особенности. Так как большинство западных образцов малолитражных авто на то время производились с заднемоторной компоновкой, она и была взята за основу.

Для удешевления производственного процесса было принято решение освоить новую, ранее не использовавшуюся в советском автомобилестроении, технологию несущего кузова. Такая необходимость вытекала из экономических показателей - модель должна была быть проста и дёшева в производстве.

Ходовой макет автомобиля «Москвич-444», прототипа ЗАЗ-965
Ходовой макет автомобиля «Москвич-444», прототипа ЗАЗ-965

Несмотря на всеобщее заблуждение, что ЗАЗ-965 был полностью скопирован с итальянского Fiat-600, это не соответствует действительности. На самом деле общих технических совпадений у «горбатого» гораздо больше с французским Citroen 2CV, хотя внешне эти автомобили не очень похожи, да и выпускать француза начали на 12 лет раньше.

Другие «одноклассники» 965-го тоже были детально изучены. Среди них BMW 600, Citroen 2CV, Daf 600, Fiat 500, Fiat 600, Lloyd LP600, NSU Prinz, Trabant P50. Что интересно, по многим характеристикам советский автомобиль в некоторых моментах был гораздно удачнее зарубежных аналогов.

Первое поколение Citroen «Ripple Bonnet» 2CV, которое выпускалось в 1949-1960 годах
Первое поколение Citroen «Ripple Bonnet» 2CV, которое выпускалось в 1949-1960 годах

Что интересно, Запорожец по многим показателям выигрывал у конкурентов. Например, по длине салона (от выжатой педали сцепления до жесткой основы спинки заднего сиденья) – «горбатый» является лидером в классе: 1840 мм. У других автомобилей этот показатель лежит в пределах 1640 – 1830 мм. При этом только Fiat 500 заявлен как машина для двух взрослых и двух детей, все остальные официально позиционируются как четырехместные.

То же касается и двигателя: четырехцилиндровый мотор объемом 0,75 л развивал мощность в 23 л.с. А у иностранных авто такого же класса были установлены двигатели объемом 0,425 – 0,6 литра и мощностью от 12-ти до 20 л. с.

Моторный отсек ЗАЗ-965
Моторный отсек ЗАЗ-965

Все испытуемые автомобили в течение 1959 года намотали по дорогам разного качества 25 тысяч километров, что дало испытателям НАМИ богатую статистику касательно надежности и долговечности. Ходовая часть всех иномарок тяжело перенесла такие нагрузки. Уже к половине пробега отмечались поломки поперечных рессор у Fiat`ов, потеря упругости пружин, критический износ шарниров рулевого управления. К концу испытаний ни одна из иномарок не избежала серьезных проблем в ходовой. У «шестисотого» износ не ограничивался деталями подвески – в отчете испытателей 1959 года отмечается, что кузов «итальянцев» деформировался так, что нарушались углы установки колес.

В свою очередь, ЗАЗ-965 обладал высокой проходимостью на проселочных дорогах. Также он с более высоким комфортом передвигался по неровностям, что обеспечивалось большими колесами и полностью независимой длинноходной подвеской. Но мы бы не стали относить это к особым преимуществам, поскольку иномарки создавались для одних условий эксплуатации, а ЗАЗ – для других. Что касается выявленных недостатков «Запорожца», то по сравнению с иномарками они проявлялись лишь в обширном перечне регламентых работ: шарниры подвески и рулевого требовали частого шприцевания.

Салон ЗАЗ-965
Салон ЗАЗ-965

Несмотря на удачную конструкцию, сделать из «Запорожца» идеальную машину производственники не смогли. Качество многих деталей и сборки оставляло желать лучшего – отсюда и пошла молва о том, что «Запорожец», дескать никуда не годится. А между тем, удачно собранные экземпляры служили владельцам верой и правдой на протяжении многих и многих лет.

ЗАЗ-965 на производственной линии
ЗАЗ-965 на производственной линии

Самое слабое место «горбатого» - отсутствие правильного пиара. Из-за низкой потребительской культуры советского общества современники не воспринимали «Запор» иначе как с иронией, считая его недоавтомобилем по сравнению с более крупными «Победами», «Волгами» и «Москвичами». А ведь «Запорожец» был по всем показателям намного выше критериев своего класса, но никто не объяснял этого публике.

ЗАЗ-965 раннего выпуска на ярмарке в Загребе, 1961 год
ЗАЗ-965 раннего выпуска на ярмарке в Загребе, 1961 год

Несмотря на отсутствие грамотного продвижения, «Запорожец» пользовался устойчивым спросом, в том числе в Европе. За 9 лет выпустили 316 713 экземпляров

Тем не менее, этот интересный во всех смыслах автомобиль был востребован и по достоинству оценен потребителем. Ну а время добавило ему ностальгического шарма и сделало предметом поклонения, причем не только в кругах автомобильных фанов.

Интересные автостатьи

В США хотят использовать в автомобилях алкотестеры с функцией блокировки движения Два сенатора США планируют ввести закон, который должен обязать автопроизводителей устанавливать оборудование, которое не даст водителям в состоянии алкогольного опьянения завести автомобиль.
Качество автомобильного газа в Украине остаётся не стабильным - эксперты В последнее время на рынке автомобильного газа царит некоторое спокойствие – перебоев с поставками нет, цены находятся в привычном диапазоне «чуть меньше» половины стоимости бензина.
Как работает британский дорожный патруль Мы провели день с сотрудниками дорожного патруля Highways England, чтобы познакомиться с их опытом работы в сети автострад Великобритании.
Американская бабушка придумала забавный способ потроллить нарушителей возле своего дома Местный патрульный Ноа Песола наградил женщину за попытку замедлить нарушителей скоростного режима.
Система UVeye может провести техосмотр автомобиля за четыре секунды Это не дизайнерские мусорные баки, это инспекторы технического контроля, и их можно использовать на заводе, у дилера и за его пределами.
Jeep представил сразу две обновленные модификации Wrangler В истории американской компании Jeep было много знаковых автомобилей. Линейка внедорожников Wrangler — одна из тех, кто принес бренду мировое признание и любовь тысячи автомобилистов по всему миру.
Daimler прекращает разработку двигателей внутреннего сгорания, чтобы сосредоточиться на электрокарах После столетия доминирования в качестве силового агрегата в автопромышленности, двигатель внутреннего сгорания, наконец, умирает.
Норвежские круизные лайнеры оборудовали картинговыми трассами Электрический карт норвежской круизной линии может развивать скорость до 48 километров в час.
Новая жизнь старой классики: электрический Land Cruiser FJ40 1970 года Классический автомобиль сохранил свой культовый вид, но получил современный электродвигатель.

Больше новостей