59 лет «горбатому» Запорожцу ЗАЗ-965

59 лет «горбатому» Запорожцу ЗАЗ-965

01.10.2019 г. в 17:30, «AvtoVod»

1 октября 1960 года с конвейера завода «Коммунар» в Запорожье сошел первый автомобиль ЗАЗ-965, впоследствии получивший прозвище «горбатый» из-за характерной формы задней части кузова.

Завод, который ранее выпускал комбайны и прочую сельхозтехнику, был реконструирован под выпуск легковых автомобилей, так как конвейер завода «Москвич», на котором изначально планировалось производство малолитражки, был полностью загружен. Двигатели было решено производить также на реконструированном предприятии - заводе лёгких дизелей в Мелитополе.

Начало производства такого автомобиля, как ЗАЗ-965, в те годы было очень актуальным. Уровень жизни населения в СССР во второй половине 1950-х годов стал быстро расти (по сравнению с послевоенным периодом), а личного автотранспорта для «удовлетворения нужд трудящихся» практически не существовало. «Москвич-401», который по техническим характеристикам был ближе всех советских автомобилей к «горбатому», уже технологически и морально устарел, и был снят с производства в 1956 году.

Fiat 600 — прообраз дизайна ЗАЗ-965
Fiat 600 — прообраз дизайна ЗАЗ-965

Проектировщики первого «Запорожца» изучали различные модели компактных автомобилей зарубежного производства, и понимали, что для машины с запланированными габаритами и массой, как у «горбатого», классическая компоновка агрегатов не подойдет.

В процессе создания автомобиля, было разработано множество прототипов, с помощью которых были проработаны и утверждены окончательные конструкционные особенности. Так как большинство западных образцов малолитражных авто на то время производились с заднемоторной компоновкой, она и была взята за основу.

Для удешевления производственного процесса было принято решение освоить новую, ранее не использовавшуюся в советском автомобилестроении, технологию несущего кузова. Такая необходимость вытекала из экономических показателей - модель должна была быть проста и дёшева в производстве.

Ходовой макет автомобиля «Москвич-444», прототипа ЗАЗ-965
Ходовой макет автомобиля «Москвич-444», прототипа ЗАЗ-965

Несмотря на всеобщее заблуждение, что ЗАЗ-965 был полностью скопирован с итальянского Fiat-600, это не соответствует действительности. На самом деле общих технических совпадений у «горбатого» гораздо больше с французским Citroen 2CV, хотя внешне эти автомобили не очень похожи, да и выпускать француза начали на 12 лет раньше.

Другие «одноклассники» 965-го тоже были детально изучены. Среди них BMW 600, Citroen 2CV, Daf 600, Fiat 500, Fiat 600, Lloyd LP600, NSU Prinz, Trabant P50. Что интересно, по многим характеристикам советский автомобиль в некоторых моментах был гораздно удачнее зарубежных аналогов.

Первое поколение Citroen «Ripple Bonnet» 2CV, которое выпускалось в 1949-1960 годах
Первое поколение Citroen «Ripple Bonnet» 2CV, которое выпускалось в 1949-1960 годах

Что интересно, Запорожец по многим показателям выигрывал у конкурентов. Например, по длине салона (от выжатой педали сцепления до жесткой основы спинки заднего сиденья) – «горбатый» является лидером в классе: 1840 мм. У других автомобилей этот показатель лежит в пределах 1640 – 1830 мм. При этом только Fiat 500 заявлен как машина для двух взрослых и двух детей, все остальные официально позиционируются как четырехместные.

То же касается и двигателя: четырехцилиндровый мотор объемом 0,75 л развивал мощность в 23 л.с. А у иностранных авто такого же класса были установлены двигатели объемом 0,425 – 0,6 литра и мощностью от 12-ти до 20 л. с.

Моторный отсек ЗАЗ-965
Моторный отсек ЗАЗ-965

Все испытуемые автомобили в течение 1959 года намотали по дорогам разного качества 25 тысяч километров, что дало испытателям НАМИ богатую статистику касательно надежности и долговечности. Ходовая часть всех иномарок тяжело перенесла такие нагрузки. Уже к половине пробега отмечались поломки поперечных рессор у Fiat`ов, потеря упругости пружин, критический износ шарниров рулевого управления. К концу испытаний ни одна из иномарок не избежала серьезных проблем в ходовой. У «шестисотого» износ не ограничивался деталями подвески – в отчете испытателей 1959 года отмечается, что кузов «итальянцев» деформировался так, что нарушались углы установки колес.

В свою очередь, ЗАЗ-965 обладал высокой проходимостью на проселочных дорогах. Также он с более высоким комфортом передвигался по неровностям, что обеспечивалось большими колесами и полностью независимой длинноходной подвеской. Но мы бы не стали относить это к особым преимуществам, поскольку иномарки создавались для одних условий эксплуатации, а ЗАЗ – для других. Что касается выявленных недостатков «Запорожца», то по сравнению с иномарками они проявлялись лишь в обширном перечне регламентых работ: шарниры подвески и рулевого требовали частого шприцевания.

Салон ЗАЗ-965
Салон ЗАЗ-965

Несмотря на удачную конструкцию, сделать из «Запорожца» идеальную машину производственники не смогли. Качество многих деталей и сборки оставляло желать лучшего – отсюда и пошла молва о том, что «Запорожец», дескать никуда не годится. А между тем, удачно собранные экземпляры служили владельцам верой и правдой на протяжении многих и многих лет.

ЗАЗ-965 на производственной линии
ЗАЗ-965 на производственной линии

Самое слабое место «горбатого» - отсутствие правильного пиара. Из-за низкой потребительской культуры советского общества современники не воспринимали «Запор» иначе как с иронией, считая его недоавтомобилем по сравнению с более крупными «Победами», «Волгами» и «Москвичами». А ведь «Запорожец» был по всем показателям намного выше критериев своего класса, но никто не объяснял этого публике.

ЗАЗ-965 раннего выпуска на ярмарке в Загребе, 1961 год
ЗАЗ-965 раннего выпуска на ярмарке в Загребе, 1961 год

Несмотря на отсутствие грамотного продвижения, «Запорожец» пользовался устойчивым спросом, в том числе в Европе. За 9 лет выпустили 316 713 экземпляров

Тем не менее, этот интересный во всех смыслах автомобиль был востребован и по достоинству оценен потребителем. Ну а время добавило ему ностальгического шарма и сделало предметом поклонения, причем не только в кругах автомобильных фанов.

Интересные автостатьи

Что такое «помеха справа» и как правильно пользоваться этим правилом «У тебя помеха справа была!», - такое взаимное обвинение часто можно услышать от водителей, попавших в ДТП на регулируемом перекрестке, при проезде «клумбы» или взаимном перестроении.
«Умные» шины – какую пользу получат потребители от сенсорной технологии Беспилотные автомобили, которым необходимо определять дорожные условия без участия человека, ставят соответствующие требования к шинам. Эксперт компании Nokian Tyres считает, что “умные” шины с подключенными к ним датчиками станут привычным явлением максимум через 5 лет.
Электромагнитные излучения создадут тяговую силу для электромобиля Pi Car Электромобили загрязняют окружающую среду даже больше, чем машины с двигателями внутреннего сгорания? Объединив международную команду ученых, компания Neutrino Energy Group решает задачу поиска возможностей обеспечения питания электромобилей будущего.
Легендарному внедорожнику Range Rover исполняется 50 лет 17 июня 2020 года Range Rover празднует золотой юбилей: за 50 лет этот внедорожник стал одной из самых прогрессивных моделей мира и самым популярным авто среди всех моделей Land Rover.
Как подготовиться к автомобильному путешествию в сезон отпусков События 2020 года, прежде всего карантинные ограничения, внесли существенные изменения в планы жителей Украины. В частности, ограничения на международное авиасообщение предопределили тренд отдыха этого года – внутренний туризм.
CITROËN ë-SpaceTourer: полностью электрический 9-местный вэн Покупатели могут выбрать размер кузова, количество посадочных мест и уровень комплектации автомобиля.
Porsche представил новые модели Cayenne GTS с двигателем V8 Porsche дополняет линейку внедорожников двумя новыми моделями Cayenne GTS и Cayenne GTS Coupe. Их главными особенностями стали эксклюзивность деталей и спортивная динамика.
Каким будет новый Hyundai Santa Fe? Компания Hyundai Motor опубликовала первое изображение экстерьера обновленного кроссовера Santa Fe, который поступит в продажу во второй половине 2020 года. Тизер демонстрирует новый, более брутальный, но в то же время изысканный вид передней части автомобиля.
8 недорогих китайских электромобилей, которые можно купить в Украине Если при упоминании электромобиля вам на ум приходит только Tesla и Nissan Leaf - вы ничего не знаете об электромобилях. То же самое касается и китайского автопрома: Chery QQ и Geely CK, которым уже более 15 лет - это вообще не то, чем может удивить современный китайский авторынок.
В Германии теперь можно намного быстрее лишиться водительских прав В Германии начал действовать новый штрафной каталог для водителей. Некоторые административные штрафы существенно повысили, а также ввели новые наказания.
Путешествовать, не выходя из дома: самые недорогие стандартные автокемперы Хотели рассказать о серийных машинах, которые на некоторое время могут стать домом, в котором вид из окна всегда меняется.
Как проводить гигиену автомобиля, чтобы уменьшить риск распространения коронавируса Сегодня, чтобы избежать распространения коронавируса на территории Украины, каждому автовладельцу следует тщательно обрабатывать транспортное средство в период его эксплуатации.

Больше новостей