Как поставить транспорт на учет и с какими проблемами приходится сталкиваться

10.12.2015 г. в 12:52, autotheme

Мы разбирались, как и где сейчас можно зарегистрировать транспортное средство.

В конце ноября Кабинет министров Украины принял постановление «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины по вопросам регистрации транспортных средств», призванное существенно упростить и удешевить эту процедуру. Парламент по инициативе МВД упразднил использование справок-счетов, которые юридически подтверждали изменение права собственности на владение транспортом.

Именно с их помощью раньше осуществлялась львиная доля постановки техники на учет. По заявлению главы правоохранительного ведомства Арсена Авакова, справка-счет являлась «королевой коррупции ГАИ» — так как ведомство заказывало бланки справок-счетов и распределяло их, неофициально получая прибыль от реализации. Коррупционеры в погонах массово наживались на отечественных автомобилистах, совершенно необоснованно получая сверхприбыли от теневой деятельности.

Благодаря ликвидации этого документа постановка на учет должна была стать дешевле. Однако, как почему-то часто происходит у нас в стране, реализация благого намерения, наоборот, усложнила жизнь отечественным автомобилистам. «ФАКТЫ» выясняли, как теперь можно поставить транспорт на учет и с какими проблемами приходится сталкиваться украинским автовладельцам.

В отличие от нотариальных контор, в центре договор заключается совершенно бесплатно

Упразднение справок-счетов глава МВД представил как очередной успешный шаг по реформированию и борьбе с коррупцией в стране и в правоохранительном ведомстве. «Я думаю, нет в стране автовладельца, который бы хоть раз не заплатил в ГАИ, кроме обязательных платежей (около 500 гривен), еще дополнительную одну тысячу гривен шустрому человечку (не в форме). Человечек смотрел документы, удостоверяющие личности продавца и покупателя, и выдавал при этом заветную справку на номерном бланке установленного образца и изготовленного на государственном полиграфкомбинате. Частный человечек продавал номерную государственную справку-счет по рыночной цене, не указанной ни в одном нормативном документе. Но без нее ГАИ автомобиль не регистрировало!» — напомнил недавнее прошлое Арсен Аваков.

При этом, по его утверждению, частники брали эти номерные бланки строгой отчетности в ГАИ, которая официально заказывала их у ГП «Полиграфкомбинат «Украина» и по себестоимости (до недавнего времени — 29 гривен 4 копейки, а теперь и вовсе 12 гривен) продавала эти документы частным фирмам. Разница в стоимости шла в прибыль компании. А в эти компании входило и ГАИ по всей вертикали, поскольку бланки бесперебойно и в нужном количестве получали только те фирмы, которые хорошо делились.

«Стоимость оформления справок-счетов — от 600 до 2 тысяч гривен. Время оформления — от 10 минут до получаса. Итого в среднем 1—1,5 тысячи гривен с каждого бланка! При этом, разумеется, не все фирмы получали разрешение ГАИ на занятие этим захватывающим бизнесом, а только «правильные». Мы сажали в тюрьму, увольняли целыми составами МРЭО — не помогало. Необходимы были только системные изменения в порядке. И вот сегодня праздник — все готово! Коррупционная возможность обдирать автолюбителей через справки-счета — уничтожена как класс!» — воодушевленно хвалился заслугами команды реформаторов Арсен Аваков.

Напомним, что справка-счет не единственный документ, который согласно действующему законодательству подтверждает право собственности на транспортное средство. Таковыми также являются: договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, копия решения суда об определении права собственности, справка органа социальной защиты населения о выделении транспорта, таможенная декларация, договор лизинга, а также другие заверенные и оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие приобретение, переход и прекращение права собственности на транспортное средство.

Впрочем, по прогнозам экспертов, ввиду ликвидации справки-счета на сегодняшний день отечественные автомобилисты при регистрации или перерегистрации транспорта (как нового, так и бэушного) чаще всего будут использовать именно договор купли-продажи.

Напомним, что ранее эти документы оформлялись только у нотариусов. Сейчас стоимость такой услуги в среднем составляет 800—1,5 тысячи гривен. Правда, продавцу придется заплатить еще и налоги: госпошлину (пять процентов стоимости транспортного средства, указанной в договоре, а если покупатель близкий родственник — один процент) для государственных нотариусов или соизмеримую плату за услугу — для частных, а также подоходный налог с продажи (один процент стоимости автомобиля).

При этом подоходный налог составляет один процент оценочной суммы, если транспортное средство — легковой автомобиль, мотоцикл или мотороллер, впервые продаваемый владельцем в календарном году. Если же это иной вид транспортного средства или вторая и более продажа в течение календарного года, подоходный налог составит пять процентов от стоимости транспорта. Усложняет процесс оформления и необходимость предоставления дополнительных документов. Кроме гражданского паспорта, требуется также оригинал и заверенная у нотариуса копия свидетельства о заключении брака (этот документ нужен, если автомобиль приобретался в браке), а также согласие одного из супругов на его приобретение либо отчуждение (при покупке либо продаже в браке). Таким образом, заключение договора купли-продажи у нотариуса обходится сложно и, главное, недешево.

В соответствии с нововведениями, внесенными в «Порядок регистрации транспортных средств», договоры купли-продажи или дарения транспортного средства можно оформить непосредственно в Сервисном центре МВД, предоставляющем услуги, связанные с использованием транспорта (бывшие МРЭО). В отличие от нотариальных контор, в центре договор заключается совершенно бесплатно. Для этого продавцу авто или мототехники и покупателю нужно предоставить только документы, удостоверяющие их личности, свидетельство о регистрации транспортного средства (ТС) и идентификационный код. В остальном придется внести лишь обязательные платежи при регистрации или перерегистрации автомобиля.

В сервисных центрах МВД не хватает бланков техпаспортов

Для постановки на учет новой машины также потребуется предоставление договора купли-продажи, который выдается в автосалонах.

Впрочем, в реальности благое намерение упростить и удешевить процедуру регистрации и перерегистрации транспорта обернулось очередными сложностями для автомобилистов. На сегодня многие сервисные центры МВД по всей стране не оформляют договоры купли-продажи, ссылаясь на отсутствие в их штатной структуре должности администратора, предусмотренного «Порядком регистрации транспортных средств», а также бланков таких договоров. Сотрудники центров повсеместно отправляют автомобилистов оформлять документ к нотариусам, у которых, как мы уже говорили, провести подобную процедуру намного сложнее и ощутимо дороже. При этом более доступного варианта в виде справки-счета уже не существует.

— Если сотрудники сервисных центров отказываются оформлять договор купли-продажи, автомобилисты должны взять у них официальный лист отказа от проведения этой процедуры и обратиться в Главный сервисный центр МВД Украины, подтвердив свою жалобу документом, — прокомментировал ситуацию глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. — После вступления в силу нововведений руководство Главного сервисного центра разослало на места соответствующие разъяснения о том, как следует проводить регистрации и перерегистрации ТС в соответствии с новыми правилами, а также пообещало обеспечить центры необходимым количеством бланков договоров купли-продажи. Поскольку справки-счета были ликвидированы еще 18 ноября, то на сегодня уже все центры должны иметь в наличии договоры купли-продажи и обязаны оказывать услуги автомобилистам в соответствии с новыми требованиями.

Однако наши читатели сообщают, что в некоторых украинских сервисных центрах до сих пор не хватает бланков техпаспортов и, даже оформив непосредственно в центре договор купли-продажи по-новому, автовладельцы не могут поставить транспорт на учет. Справедливости ради отметим, что случаи эти не массовые и такого глобального дефицита бланков спецпродукции МВД, который наблюдался в сентябре-октябре текущего года, в Украине нет.

Олег Назаренко советует: если в каком-либо из центров не смогут оказать услугу по оформлению договора купли-продажи или ссылаются на отсутствие бланков спецпродукции, можно обратиться в другой сервисный центр — ведь сейчас поставить на учет автомобиль можно независимо от места проживания и регистрации ТС.

Кстати, Олег Назаренко говорит, что, помимо высокой стоимости оформления договоров купли-продажи у нотариусов, есть еще один существенный минус проведения у них такой операции. Дело в том, что нотариус не проверяет транспортное средство на предмет угона и подлинности номеров агрегатов. Поэтому, оформив у нотариуса договор купли-продажи и передав деньги продавцу транспорта, новый владелец при дальнейшей постановке на учет авто в сервисном центре может столкнуться с серьезными неприятностями, если при проведении обязательных проверок по имеющимся в МВД базам выяснится, что этот автомобиль проблемный, — например, с перебитым номером кузова, находится в розыске и так далее. Таким образом, по словам главы ВААИД, покупателю, не желающему иметь подобные проблемы перед оформлением договора купли-продажи у нотариуса лучше предварительно проверить понравившуюся машину в сервисном центре. Хотя еще лучше и правильнее было бы заключать там и договор купли-продажи.

Оформление генеральной доверенности может обернуться серьезными проблемами

У нас широко практикуется еще один способ продажи транспортных средств — путем оформления у нотариусов генеральной доверенности, предоставляющей право на управление и распоряжение ТС. Однако покупать таким способом машину глава ВААИД Олег Назаренко не советует. Поскольку в подобных случаях опять-таки не проводится проверка подлинности номеров агрегатов и документов на авто, а также относительно его нахождения в розыске. Шансы того, что покупатель окажется владельцем проблемного транспорта, достаточно высоки.

Важно также знать, что при оформлении генеральной доверенности де-юре законным владельцем остается продавец. Он вправе отозвать ее в любой момент (это предусмотрено статьей 249 Гражданского кодекса Украины), потребовав вернуть автомобиль. Более того, в случае смерти человека, выдавшего эту генеральную доверенность, она теряет законную силу, и транспорт переходит в собственность наследников.

Напомним также, что, когда в Украине заработает автофиксация нарушений Правил дорожного движения, продавать автомобиль путем оформления генеральной доверенности станет опасно еще и потому, что согласно действующему законодательству при автоматической фиксации нарушений ответственность несет юридический владелец ТС. Именно ему будут приходить уведомления о штрафе. То есть фактически нарушать правила будет покупатель, эксплуатирующий транспорт по генеральной доверенности, а штрафы будут выписываться его хозяину, на которого де-юре оно зарегистрировано. В итоге на ни в чем не повинного владельца могут навесить кругленькую сумму взысканий, опротестовывать которые придется в суде.

Поэтому во избежание проблем юридическим владельцам транспорта нужно обратиться к людям, которым они выдали генеральную доверенность, с просьбой перерегистрировать его. Кстати, чтобы освежить память таким хозяевам, законодательно на Кабмин возложили обязательство в течение месяца проинформировать украинских автовладельцев обо всех зарегистрированных на них транспортных средствах. Как мы видим, правительство это требование саботирует — автовладельцы до сих пор не стали получать данные о числящихся на них ТС.

Интересные автостатьи

Как экономная езда на низких оборотах приближает капитальный ремонт Подавляющее большинство автолюбителей ошибочно предполагает, что чем ниже обороты двигателя, тем выгодней становится поездка, так как падает расход топлива. На самом деле, частая эксплуатация автомобиля в таком режиме может лишь, увеличить износ мотора. Почему это происходит и зачем на тахометре нужны цифры выше 3 тыс. оборотов в минуту?
Зачем на самом деле британцам и японцам руль справа Примерно 35% всех автомобилей мира выпускается с правым рулем. Главным образом, в этом «виновата» Индия, где огромное количество автомобилей. Из списка самых известных стран с левосторонним движением сразу вспоминаются Великобритания, Япония, Австралия, Сингапур и, разумеется, Индия. Но в большинстве стран мира принят правосторонний порядок движения. Так когда же мир разделился на две части и почему это произошло?
Наглядное объяснение об устройстве японских двигателей VTEC Honda Каждый автолюбитель наверняка слышал термин «VTEC», но далеко не каждый знает что он означает в автопромышленности. В этой статье подробно описано устройство этого типа двигателей, которые производит компания Honda.
Как выглядела камера заднего вида в автомобиле 1972 года выпуска Автомобили Volvo заслужили признание во всем мире благодаря своему заслуженному званию самого безопасного автомобиля. И не зря — компания на протяжении десятилетий трудилась над нововведениями, которые бы существенно снизили риск аварий и минимизировали повреждения в случае ДТП.
Как пригнать малолитражку из ЕС и сколько это стоит На авторынок вновь вернулись перегонщики автомобилей (как в 90-х), правда, теперь они возят не десятилетние BMW, а предлагают поставки малолитражек (с объемом двигателя до 1 л), за услуги берут 900–1500 евро. «Малыши» в данный момент уже заняли 11% б/у рынка.
Можно ли ремонтировать дороги при плохой погоде? Ежегодно начало «сезона» ремонта дорог начинается в период ливней и ухудшения погодных условий. Общество уже откровенно подтрунивает над укравтодором за эту традицию. В сети появляются фотографии ремонтников со смешными подписями, негодующие комментарии и критика. Но давайте разберемся насколько критичен ремонт асфальта в непогоду?
Легендарный автомобиль Бонни и Клайда: За что знаменитая пара гангстеров полюбила Форд V-8 Мистер и миссис Уоррен, проживавшие по адресу Габлер-стрит 2107 искали новую машину. В начале 1934 года супружеская пара из Топеки, штат Канзас, отправилась в компанию Mosby-Mack Motor Company, чтобы ознакомиться с актуальными предлагаемыми автомобилями. Они быстро остановили свой выбор на 1934 Ford DeLuxe Fordor, который сразу привлек их внимание.
Лучшие забытые автомобильные погони в истории кино Автомобильные погони стали частью фильмов на рубеже 20-го века. Большинство погонь уже клише и мало чем отличаются друг от друга. Но в нашей сегодняшней подборке действительно лучшие сцены с автомобильными погонями, в которых водители демонстрируют мастерское управление автомобилем.
Хранение этих 8 вещей в автомобиле угрожает вашему здоровью и безопасности Автомобиль должен использоваться по назначению, т.е. как средство передвижения. Но многие владельцы, к сожалению, в прямом смысле слова, захламляют свое транспортное средство. В этой статье собраны 8 вещей, которые ни в коем случае нельзя хранить или оставлять в машине, если вы ее покидаете. Последствия могут быть гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд.
Чтобы неповадно было: нарушать ПДД становится слишком дорого 27 сентября 2018 года имеет все шансы войти в «календарь памятных дат» украинских автомобилистов. Ведь с этого дня автовладельцы смогут на «собственной шкуре» ощутить и оценить ряд новаций от Национальной полиции.
Почему нельзя заряжать смартфон в автомобиле Если вы в дороге, и поездка обещает быть длительной, или застряли на несколько часов в пробке по пути с работы, нет ничего хуже, чем разряжающаяся батарея смартфона. Низкий уровень заряда телефона может означать форменную катастрофу для скучающего водителя. Но паниковать не стоит, ведь так классно, что в современных автомобилях есть USB-разъемы, да зачастую их несколько, а можно, если что, воткнуть разветвитель в «прикуриватель» и зарядить сразу несколько устройств, если уж совсем приспичило. Есть ли какой-нибудь подвох в зарядке телефона через автомобильный USB-разъем? Давайте разберемся.
Иронично: Приложение для смартфонов от Chevrolet, которое напоминает водителям не отвлекаться от дороги Chevrolet выпускает новое приложение для смартфонов под названием «Call Me Out», которое будет напоминать автолюбителям не сводить глаз с дороги, а смартфоны держать в карманах во время вождения. Ирония в том, что людям все равно придется отвлекаться на свои телефоны, чтобы отреагировать на сообщения от приложения.

Больше новостей