Вспоминая автомобильные реалии в СССР: "шипованная" резина для избранных и 80 км/ч на "Москвиче" по льду

01.01.2016 р. в 16:12, segodnya

На шиномонтажных сервисах в Киеве заканчивается сезон "переобувания" автомобилей. Ажиотаж вызван прогнозом на новогодние праздники: снег, мороз, гололёд.

Востребованные монтажники

Последние рассеянные теперь тащат зимнюю резину – чтобы поменять. Я тоже дотянул – всегда без всяких очередей менял в начале ноября, а тут вот решил сэкономить. Теперь болтаюсь в очереди.

Эдик и Ваня работают на монтаже уже восемь лет. Я у них меняю шины тоже восемь лет, потому что у них какой-то договор с нашим гаражом и поэтому скидка для таких же, как и я; четыре колеса R16 обходятся мне в 220 грн. плюс прочистка дисков – десятка. Ну, терпимо, скажем так.

А куда деваться? Уже конец декабря как-никак.

Раньше как-то не было особого ажиотажа – колёса менять! Ну, зима. Ну, снег, укатанные и посыпанные солью с песком дороги. Трактор "Беларусь", вытягивающий вверх по Круглоуниверситетской одинокую чёрную партийную "Чайку" ГАЗ-14 с автоматической коробкой передач. Было на что поглазеть! Но очередей на шиномонтаже не было. Знаете почему? Потому что не было и самого шиномонтажа!

Этому способствовал ряд факторов...

Некосмические скорости

Скорость в СССР – хоть тресни, но была низкой; больше 80 невозможно было выжать на "Москвиче" или "Жигулях" по льду. До той поры, пока не появилась бескамерная покрышка, проблема упиралась именно в резиновый баллон с ниппелем. Он хотя и был защищен покрышкой с металлическим кордом, однако загадочная камера, тем не менее, могла лопнуть в самый неподходящий момент. Камеры, даже с проколом, не выбрасывали – с помощью монтировки, молотка и некоторых сохранившихся до нашего времени известных слов их снимали с обода машины вручную. Затем она накачивалась, и в наполненной домашней ванне определяли место прокола – именно там камера пускала пузыри; так и теперь на СТО отыскивают повреждение.

Заботясь о гражданах с пробитыми камерами, предприятия-кооператоры автопрома выпускали для них "ремкомплект". Туда входили разной формы трогательные резиновые заплатки, кусок наждачной бумаги, "обезжириватель" и собственно клей. Однако все эти убогие гаджеты не могли гарантировать долгий срок убитой камеры. Езда на клееной была сродни хождению по заснеженной крыше в полночь; в любой момент могла наступить трагедия. О какой скорости можно говорить в такой ситуации?

Сегодня есть "лётчики", которые летают исключительно за 150 по реальному гололёду и любят при этом в глазах подруги показаться окончательно крутым и для драйва покрутиться, потянув ручник на себя. Безбашенных во все времена хватало, но тогда, пардон, женщин очаровывали другим; экстремальная езда оставалась уделом буржуазных бельмондо и иных фантомасов.

Зимней ночью…

Зимний – и не только зимний, трафик в СССР нельзя сравнить с современным: освещённость дорог, галогены, обочина, отбойники, плотность движения, дистанция и прочее всё же отличались тогда. Согласитесь, что теперь всё же именно резина спасает от попадалова в попу впереди идущей "копейке" без стопов. Плюс АБС тоже страхует от вращений по льду; в мире о ней узнали только в 1970 году от Daimler-Benz, а в СССР вплоть до его кончины эта опция прошла мимо ГАЗ-ВАЗ. Поправьте, если я ошибаюсь, но и сегодня в Украине только 70% автомобилей оборудованы антиблоком тормозной системы, не позволяющей превращать машину в подобие болида на льду.

Разговоров по мобильному на дорогах было в сто раз меньше. А может, даже в тысячу. Есть шаурму или сосать спрайт, что-то красить или бриться во время движения вообще никому в голову не приходило. Эти привычки появились в период перестройки и захода в страну первых иномарок.

А так зимней ночью по пустынным улицам громыхали только трамваи, для которых зимой и летом рельсы – одним цветом.

Резиновый дефицит

Зимняя "шипованная" резина в СССР всё же была – непонятный треугольный знак "Ш" на заднем стекле "Волги" вызывал глубокое уважение; он свидетельствовал о неординарности владельца, у которого был – это невероятно, ещё один комплект резины. Но металлические шипы и тогда не спасали! Они, наоборот, скользили по льду, потому что предназначены для глубокого снега. Как и цепи, которые, кстати, сегодня тоже используют в экстремальных ситуациях, при снежных заносах.

Если даже летняя резина доставалась с трудом – о какой зимней можно было вести речь? Вспомните Мкртчяна с покрышкой – из "Мимино"… Какие там Нокиан или Гиславед? Ярославский шинный. Московский шинный – расчёт окончен. И то, если повезёт! Моральным спасением было введённое непонятно кем понятие "всесезонка". Скорее всего, это была обычная резина, но реклама прибавляла к цене ещё минимум бутылку! Упомянутая в святи с "Мимино" покрышка 165/13R на "Жигули" в 1975-1985 г. стоила 72 рубля, а на чёрную "Волгу" – недосягаемую мечту украинца и цель жизни жителя Грузии, 118.50! Комплект резины для гаража ЦК и обкомов КПУ приходил по разнарядке из Москвы. Хотя белоцерковский шинный завод (ЗАО "Росава") был открыт в 1972 году. ЗАО "Росава" – создано в 1998 году. Спекулянты орудовали по полной. Для киевских частников выход, а точнее, вход, был один – бульвар Перова, коньяк и "красненькая" (10 руб.)., служебный вход магазина "Автозапчасти". Это было окно в мир скоростей.

Теперь там шумит авторынок.

Семейные мероприятия

Почти все частники вообще никуда не выезжали с наступлением холодов. Машина уже в октябре ставилась в гараж – в идеале; хотя и тогда с помещениями, заполненными старыми вёдрами, пустыми бутылками, шлангами, ремнями ГРМ, колёсными колпаками и пр. и иногда автомобилем, тоже были проблемы. Ещё авто накрывали тентом – до весны. Особо рачительные граждане вообще снимали колёса и "дворники", номера и зеркала, прятали их на балконе. Дело в том, что ВАЗ-2103 стоил около 7 500 руб. – совершенно неподъёмная сумма; она сохранялась с начала 70-х до середины 80-х. Старший инженер в киевском НИИ получал 100 рублей в месяц. "Обвес" или детали к легковой машине - и резина в их числе, в силу дефицита обходились очень дорого…

Вот почему машину бережно ставили на деревянные или металлические колодки. Зимой в выходные дни дружно, всей семьёй, прогуливались к транспортному средству, расчищали подъезды к гаражу или обметали тент от снега – до следующего снегопада.

Вместо послесловия

Ну, всё! Теперь до середины весны буду ездить на зимней – просто запомнились сугробы в конце марта два года назад. И всё же странно – почему шины солидной фирмы Мишлен в качестве своего логотипа используют человечка, полностью обмотанного бинтами?

Не приведи Господь!

Цікаві автомобільні публікації

Що таке відновлення та ремонт гідроциліндрів? Гідроциліндри, як і всі пристрої, схильні до поломок. Тоді рішенням є відновлення та ремонт гідравлічних циліндрів. Спеціалізовані компанії можуть швидко відновити повну працездатність зношених компонентів
Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости

Більше новин