Мобильное приложение Uber может разрушить рынок такси в Украине

19.01.2016 г. в 08:42, metronews

Общая картина ситуации на рынке и мнения экспертов

Рынок такси Украины находится в хаотичном состоянии и очевидно нуждается в реформе. Не так давно в рамках интервью член Украинской таксомоторной ассоциации Геннадий Попов признался, что больше 90% перевозчиков находятся, как говорится, в тени. Впрочем, это лишь один из аспектов проблемы – помимо нелегалов, существуют еще такие недостатки, как непроработанная законодательная база, которая бы позволила контролировать рынок легковых автомобилей на дороге. Что уже говорить о том, что должная система наказаний за совершение теневой деятельности в сфере пассажирских перевозок также отсутствует.

Тревожную ситуацию неоднократно комментировали народные избранники. Правда, дальше заявлений дело так и не продвинулось. Так, нардеп от БПП Андрей Вадатурский несколько месяцев назад отметил, что без обеспечения государственного контроля за рынком такси проводить реформы бессмысленно: ведь они не принесут результата в условиях отсутствия правового поля, где легальная деятельность была бы более комфортной, безопасной и выгодной для предпринимателей.

Украинская таксомоторная ассоциация, полагаясь на опыт западных коллег, предлагала ввести временные разрешительные документы для такси. В качестве плюсов такого решения, конечно, можно отнести пополнение бюджета за счет уплаты денег за документацию.

Мининфраструктуры существующую проблему также признает и заявляет: легально в стране работают менее 10% такси. Отечественный клиент такси, разумеется, выбирает «где подешевле», поскольку вопрос качества предоставляемых услуг в нынешних рыночных условиях отходит на второй план (а жаль!). Бывший замминистра инфраструктуры Александр Кава заявлял, что не может назвать ситуацию острой, хотя решения она, конечно, требует. Комментируя инициативу таксомоторной организации, он сообщил, что немедленное решение вопроса может привести к многократному повышению стоимости услуг, что недопустимо с условием того, что такси является неотъемлемой частью городского общественного транспорта, заполняющей временные и маршрутные пробелы в его функционировании. Также он считает сложную экономическую ситуацию неподходящей для реформ.

Министр инфраструктуры и транспорта «оппозиционного правительства» Владимир Шемаев в свою очередь заявляет, что угроза человеческой жизни от нелегалов куда большем, чем угроза бюджету. Также он видит большую проблему в том, что рынком такси занимается минифраструктуры, а не местные власти, как во многих странах Европы, где органы самоуправления определяют количество необходимых машин, способных обеспечить потребности города, и проводит конкурс на лицензии, которые могут получить как компании-перевозчики, так и отдельные лица. Такая система поддерживает здоровую конкуренцию и регулирует систему.

А вот глава Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк считает, что вопрос решать нужно радикально: возможно, даже лишать нелегалов автомобилей. Также он заявляет, что очень часто отсутствие лицензии – не вина несознательных таксистов, а органов, выдающих эти самые лицензии долго и муторно. Антонюк полагает, что сначала нужно восстановить доверие к государству и поощрить легальную работу, а уже потом ужесточить систему наказаний.

Острая проблема с такси возникла и в столице Украины, где следующая ситуация не редкость: диспетчер очередной службы просит подождать 15-20 минут, однако по истечению этого времени оказывается, что машины нет. Все дело в том, что у многих служб нет постоянного автопарка и они являются всего лишь посредниками. За это диспетчерские службы обычно взымают около 9% с таксистов. А стандартный ответ «нет машины» очень часто означает «вас никто не хочет везти по заявленному тарифу». И это не говоря уже о таких популярных проблемах, как разные заявленная и конечная стоимость дороги, предложение «пройтись» до удобного таксисту места и т.д.

Что такое Uber и с чем его едят

Uber – это, прежде всего, мобильное приложение, которое позволяет подыскивать такси или даже частных извозчиков. Внедрение этого сервиса вызвало множественные протесты по всему миру. Почему? Убер фактически проявил себя как монополист. Изначально сервис был достаточно дорогим и предназначался для перевозок комфорт-класса, однако запуск проекта Uber X – дешевой версии – стал просто фурором. Многие таксисты посчитали такую конкуренцию недобросовестной и обращались к властям с заявлениями о том, что у перевозчиков Убер часто отсутствует лицензия. Так, кебы протестующих таксистов в сентябре 2015-го перекрывали улицы Лондона, Брюсселя, Варшавы и Рима, городов Канады, Бразилии и Франции.

Андрей Ясинец, старший программист Uber, говорит, что приложение делает бессмысленным владение вещами (в конкретном случае – автомобилями). Касательно протестов он отвечает лаконично: если таксист хочет зарабатывать, он возит людей, а не митингует. Среди плюсов он отмечает, к примеру, возможность найти такси сразу с детским креслом или другими необходимыми параметрами, поэтому обвинения в небезопасности считает беспочвенными. К слову, наличные больше могут не понадобиться: оплата происходит с карты и автоматически, что решает проблему разной стоимости поездки на словах и на деле.

«Есть исследование, которое, например, показывает, что Uber уменьшает количество водителей в состоянии алкогольного опьянения, — говорит Ясинец. — Также есть данные о том, что уменьшается загрязнение, поскольку становится меньше машин.»

А узнать о том, насколько добросовестный водитель или клиент можно при помощи рейтинга, который понижается при наличии жалоб.

Изначально компания появилась в Сан-Франциско в 2009-ом году. Деньги она зарабатывает за счет 20 % платы за транзакцию. Перевозчики, как правило, используют собственные авто. Также следует отметить, что Uber обычно готовится к крупным праздникам, на которые может быть много заказов. Вкратце: это может быть серьезный удар по неуверенному и шаткому рынку такси Украины – пускай сама компания позиционирует себя как «глобальный транспорт», а не как такси.

Как Uber может повлиять на рынок такси Украины?

Слухи о том, что Убер может появиться на рынке Украины были еще летом, однако информация подтвердилась только недавно. Запустить сервис планируют в первом квартале 2016-го, и изначально он появится во Львове и Киеве. Так, Украина станет 68-ой страной, где запустят Убер. Возможно, это бы произошло и раньше, однако ситуацию тормозило отсутствие 3G.

Пока что известие было воспринято сдержано оптимистично — представители таксомоторных организаций и служб такси, правда, насторожились. Некоторые заявляют: вряд ли цены будут так уж дешевле – в Украине они и так минимальные, а Убер может только еще больше их поднять.

Ситуацию еще больше усугубляет то, что вопрос с лицензированием так и не решен, так что сервис может не только не устранить проблему, но принести еще большую смуту. Уже существующие перевозчики говорят, что Мининфраструктуры просто хочет решить таким образом вопрос с таксистами «не напрягаясь» и даже обвиняют структуру в коррупции.

Как бы там ни было, принятие закона про лицензирование ожидается уже в 2016-ом, и в этом случае обзавестись лицензиями придется и таксистам, и Uber.

Украинские реалии делают прогноз ситуации весьма непредсказуемым: и только в будущем мы узнаем, составит ли Uber серьезную конкуренцию перевозчикам, призвав их к самодисциплине, или обратит систему наземных городских перевозок в еще больший хаос.

Интересные автостатьи

Новое исследование: Сколько денег «застряло» в автомобильных пробках Согласно данным нового исследования Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR) и INRIX в США и Европе, загруженность дорог стоила экономике США 124 млрд. долл. США. И это показатели 2013 года. Ожидается, что к 2030 году эта цифра возрастет до 186 млрд. долл. США, считают американские аналитики трафика в режиме реального времени.
5 винтажных кабриолетов, которые можно купить дешевле, чем за $10 000 Настала пора сделать то, о чем давно мечтали — сжечь последнюю оставшуюся пару шорт и купить винтажный кабриолет. Наша проблема в том, что мы были воспитаны в фантазиях о маслкарах и Ferrari Daytona, и не знаем, как найти нечто веселое, доступное и неожиданное. Особенно, если бюджет ограничен.
6 вариантов дизайна классической Mini в стиле других автопроизводителей Когда сэр Алек Иссигонис (Alec Issigonis) в 1959 году разработал для British Motor Company автомобиль Mini, который изначально назывался Morris Mini Minor, его дизайн был разработан из принципа максимальной экономи, но он превратился в, возможно, самый знаковый двухдверный автомобиль, который попадал на дороги или раллийные трассы во всем мире.
5 вещей, которые узнаешь, используя гоночный автомобиль в повседневной жизни Что происходит с автомобилем, когда это не день гонки? Подавляющее большинство гонщиков доставляют свои авто на прицепах, и в этом есть смысл. Ко многим трекам путь не близкий, да и с собой нужно взять много инструментов и снаряжения.
Как экономная езда на низких оборотах приближает капитальный ремонт Подавляющее большинство автолюбителей ошибочно предполагает, что чем ниже обороты двигателя, тем выгодней становится поездка, так как падает расход топлива. На самом деле, частая эксплуатация автомобиля в таком режиме может лишь, увеличить износ мотора. Почему это происходит и зачем на тахометре нужны цифры выше 3 тыс. оборотов в минуту?
Зачем на самом деле британцам и японцам руль справа Примерно 35% всех автомобилей мира выпускается с правым рулем. Главным образом, в этом «виновата» Индия, где огромное количество автомобилей. Из списка самых известных стран с левосторонним движением сразу вспоминаются Великобритания, Япония, Австралия, Сингапур и, разумеется, Индия. Но в большинстве стран мира принят правосторонний порядок движения. Так когда же мир разделился на две части и почему это произошло?
Наглядное объяснение об устройстве японских двигателей VTEC Honda Каждый автолюбитель наверняка слышал термин «VTEC», но далеко не каждый знает что он означает в автопромышленности. В этой статье подробно описано устройство этого типа двигателей, которые производит компания Honda.
Как выглядела камера заднего вида в автомобиле 1972 года выпуска Автомобили Volvo заслужили признание во всем мире благодаря своему заслуженному званию самого безопасного автомобиля. И не зря — компания на протяжении десятилетий трудилась над нововведениями, которые бы существенно снизили риск аварий и минимизировали повреждения в случае ДТП.
Как пригнать малолитражку из ЕС и сколько это стоит На авторынок вновь вернулись перегонщики автомобилей (как в 90-х), правда, теперь они возят не десятилетние BMW, а предлагают поставки малолитражек (с объемом двигателя до 1 л), за услуги берут 900–1500 евро. «Малыши» в данный момент уже заняли 11% б/у рынка.
Можно ли ремонтировать дороги при плохой погоде? Ежегодно начало «сезона» ремонта дорог начинается в период ливней и ухудшения погодных условий. Общество уже откровенно подтрунивает над укравтодором за эту традицию. В сети появляются фотографии ремонтников со смешными подписями, негодующие комментарии и критика. Но давайте разберемся насколько критичен ремонт асфальта в непогоду?
Легендарный автомобиль Бонни и Клайда: За что знаменитая пара гангстеров полюбила Форд V-8 Мистер и миссис Уоррен, проживавшие по адресу Габлер-стрит 2107 искали новую машину. В начале 1934 года супружеская пара из Топеки, штат Канзас, отправилась в компанию Mosby-Mack Motor Company, чтобы ознакомиться с актуальными предлагаемыми автомобилями. Они быстро остановили свой выбор на 1934 Ford DeLuxe Fordor, который сразу привлек их внимание.
Лучшие забытые автомобильные погони в истории кино Автомобильные погони стали частью фильмов на рубеже 20-го века. Большинство погонь уже клише и мало чем отличаются друг от друга. Но в нашей сегодняшней подборке действительно лучшие сцены с автомобильными погонями, в которых водители демонстрируют мастерское управление автомобилем.

Больше новостей