Когда мы научимся чистить дороги?!

29.01.2016 г. в 06:01, from-ua

Украина утонула в сугробах очередной неожиданной зимы, к которой мы вновь не готовы…

Ничто так красноречиво не демонстрирует широту нашей страны, как сводка погоды! В то время как западные области Украины традиционно заносит осадками, на её противоположном конце жители неспокойного Донбасса радуются солнечному дню. В этот же день на юге по херсонским степям гуляет очередной ураган, а на севере и в столице трещат морозы.

Впрочем, как говорят метеорологи, свою лепту в это вносит и пошедший вразнос климат. Погода нынче может резко меняться не только от области к области. Днем на город выпадет снег, к вечеру он растает под дождем, а утром лужи и мокрый асфальт возьмутся льдом, коварно поджидающим спешащих на работу пешеходов и водителей. А столкновения атмосферных фронтов, когда в течение дня солнечная погода каждые полчаса сменяется свинцовыми штормовыми тучами! Раньше это явление, прозванное в народе «борьбой зимы и лета», наблюдалось 2-3 раза в год, теперь же по несколько раз за месяц. Да и ураганы обрушиваются на нас теперь гораздо чаще. Может быть, это глобальное потепление подвергается первым атакам давно обещанного глобального похолодания? На этот вопрос, пожалуй, ответят только ученые.

Но вот кто ответит на многочисленные возмущенные вопросы украинцев, вязнущих в сугробах и отбивающих на гололеде копчики: почему вовремя не расчищены дороги, почему своевременно не посыпаны тротуары, почему не снимаются угрожающие сосульки с крыш и кто должен отвечать за всё это безобразие?

В самом деле, кто? Коммунальные службы, Укравтодор, МЧС, местные власти? Вы будете удивлены, но это вопрос без ответа. Потому что в силу особенностей украинской юриспруденции ответственных за это просто нет! Ведь для возникновения ответственности нужен список обязанностей и взысканий за их неисполнение. Но в каком сейфе под грифом «строго секретно» хранятся писаные обязанности Автодора поддерживать шоссе и проспекты в исправном и безопасном состоянии? И за что только украинцы перечисляют ему ежегодно миллиарды?! А где можно почитать об обязанности городских коммунальных служб вовремя расчищать сугробы? Они работают исключительно по команде местных властей и директоров предприятий: дадут команду – выйдут на расчистку, не дадут – проведут рабочий день в курилках.

Закрепленные за нашими домами дворники, похоже, действуют исключительно по своему усмотрению. Добросовестные еще с раннего утра, засветло аккуратно расчистят дорожки к каждому подъезду. Халтурщики же вообще исчезнут куда-то на несколько дней: то ли рассчитывая, что жильцы сами протопчут тропинки через сугробы, то ли в надежде, что снег растопит внезапная оттепель.

Даже если у вас найдется договор с коммунальными службами, то их обязанности там прописаны весьма туманно, а единственной ответственностью является возможность разрыва этого договора с нашей стороны. Фактически это уклонение от всякой ответственности по принципу советского гастронома: вам что-то не нравится – идите дальше!

Следующую линию обороны безответственности держат за своими столами директора, замы, секретари, начальники служб. Их традиционным оправданием является отсутствие техники, топлива, людей, зарплат, лопат и т.д. в связи с «недостаточным финансированием». Типичная универсальная отмазка нашего времени, которую можно услышать и в больнице, и в социальных службах. О том, что финансирования вполне хватает для пятизначного жалования директоров и главных врачей, они, конечно, скромно умалчивают.

Можно, конечно, приложить максимум усилий, потратить кучу времени и денег и подать на них в суд. Но тогда вы с удивлением узнаете, что капризы погоды у нас относятся к разряду форс-мажоров. Удивятся, конечно, только те, кто невнимательно читал свои договоры с электросетями, кабельным телевидением, горгазом и т.д. А там четко сказано, что все природные явления (снег, дождь, град, гроза, ветер, падение метеоритов), равно как войны и революции, это форс-мажоры, за которые стороны никакой ответственности не несут. Все претензии к погоде, к природе, к Господу!

А знаете, где еще снег является форс-мажором и никто не обязан его расчищать? Во Франции и Испании. Только не говорите об этом украинским чиновникам! Иначе они с энтузиазмом начнут кивать на этот «европейский опыт» и перестанут даже оправдываться за свое бездействие.

Вот только для теплых европейских стран снег и морозы действительно редкий форс-мажор, там снегоуборочной техники-то никогда в глаза не видели, а у населения даже снеговых лопат нет. Зато в Германии, Швеции и Финляндии не просто расчищают снежные завалы своевременно и качественно, но и строго регламентировали эту обязанность, распределив её на зоны ответственности. Дорожные службы отвечают за шоссе, местные власти - за улицы и тротуары, владельцы магазинов – за площадки и парковки, владельцы домов – за территорию дворов и ступеньки подъездов. Отвечают не столько за саму уборку снега и льда, сколько за все связанные с ними неприятности: разбитый автомобиль, ушибленную задницу, вымокшую в снежной каше испорченную обувь. Каждый пострадавший гражданин знает точно, на кого и за что можно подать в суд! Кроме того, европейцы считают, что если городские власти не справляются даже с уборкой улиц, то они должны уйти в отставку.

При этом называть форс-мажором ежегодную зиму с её неизменными снегопадами и гололедом тамошнее законодательство не додумалось. В отличие от украинских законов, чьи авторы, похоже, очень озабочены тем, чтобы государство, учреждения и бизнес не несли перед потребителями никакой ответственности.

Но разительная разница между Украиной и Европой, в которую она на словах стремится, не только в том, что европейцы не отлынивают от своих обязанностей. Разница еще в том, как именно чистят снег там и как у нас. Она вовсе не в техническом оснащении (в Швеции и Германии оно, конечно, круче), а в отношении к своей работе и к людям, для которых она выполняется. Оказывается, что чистить снег по-европейски украинцам еще учиться и учиться!

Как это обычно происходит у нас? Где-то ближе к обеду, а то и к вечеру по главным улицам не спеша проедутся трактора и грузовики со снегоуборочными отвалами. В провинции, кстати, до сих пор еще могут чистить улицы техникой с простыми бульдозерными отвалами, у которых нет специальной щадящей дорожное покрытие нижней кромки (резиновой или пластиковой). Так что вместе со снегом такой отвал может заодно выковырять установленные на асфальте заплатки.

Как известно, снегоуборочной техники в Украине всегда не хватает, особенно в небольших городах. В Европе и Америке такая проблема давно решена: там просто производят разные модели снегоуборочных отвалов, которые можно за час навесить на самые разные виды транспорта: трактора, грузовики, легковые внедорожники, пикапы, квадроциклы и т.д. Поэтому вопрос, на чем расчищать снег, там никогда не стоит. Наверно, он бы не возникал и у нас, если бы владельцы огромных дорогих джипов, припаркованных у Киеврады и столичных зданий министерств, вместо того, чтобы стенать о нехватке бюджетных средств, взяли бы и выехали на субботник. Прикрепили бы к хромированному бамперу отвал – и расчистили каждый по километру киевских улиц. Вместо фитнеса, так сказать!

Наши коммунальщики не любят перетруждаться, поэтому крайне редко дороги в Украине чистят от снега полностью. Это одна из наших фирменных национальных особенностей! Проспекты стандартно расчищают на полтора полосы (на каждой стороне), только чтобы одна легковушка могла обогнать другую. Прочие улицы чистят на одну полосу, без всяких шансов не только на обгон, но и нормальный объезд. При этом снежный вал насыпается вправо, полностью перегораживая боковые выезды, засыпая остановки общественного транспорта и места для парковки. Водители начинают парковать свои авто на обочине узкой расчищенной полосы, создавая настоящий ад для водителей автобусов и особенно троллейбусов.

В еще более грубой форме такое неуважение проявляется к пешеходам: большинство дворников расчищают тротуары и дворовые дорожки всего на полторы лопаты. Разминуться на столь узкой тропинке двум людям непросто, приходится делать шаг в сторону, вязнуть в снегу, падать. Дворники только посмеиваются: пусть пешеходы сами и расширяют дорожки, утрамбовывая снег!

Еще более изощренный вариант этого издевательства – узкая жиденькая полосочка грязного песка на оледеневшем тротуаре. Сразу и не поймешь, что это, выглядит, как будто Гендель с Гретой свой путь пометили. А это наш украинский дворник делал вид, что борется с гололедом! Это и есть наша самая главная беда: хитрые дураки, делающие вид, что они работают.

Иногда эти песчаные тропинки выписывают замысловатые петли, уводя нас от нужного направления, и возникает подозрение, что автор этих «узоров на льду» с утра уже основательно «согрелся». А иногда они неожиданно обрываются, как будто у дворника закончился песок, он пошел набрать еще – да так и не вернулся, занявшись каким-то более важным или увлекательным делом…

С открытием магазинов и офисов начинается расчистка двух пятачков: места для парковки автомобиля владельца и входа для посетителей. При этом нередко можно наблюдать картину, когда снег при этом выбрасывают обратно на только что расчищенный проспект, а случается, что и под чужие двери. А еще могут запросто завалить кубометрами грязного снега хрупкие насаждения и клумбы – не свои конечно, а под соседним офисом или вдоль проспекта.

Эта проблема повсеместна: в 99% случаях снег в Украине не убирают, а расчищают, собирая его в подобие скифских курганов и Змиевых валов. Так они и остаются лежать до самой весны или ближайшей сильной оттепели, после чего заливают улицы потоками талой воды, превращающейся при заморозках в лед, вынуждая украинцев то прыгать через бурные ручьи, отсекающих их от магазинов и троллейбусных остановок, то враскорячку двигаться по оледеневшей мостовой.

Вывозить собранный снег дорого, особенно в наше время, когда на этом наверняка захочет заработать кругленькую сумму чья-то автобаза. Но в бюджете на это денег, как всегда, не предусмотрели, потому что зима и снег у нас - это форс-мажор. А оперативно выделить средства из резервного фонда не получается, потому что в горсовете и горисполкоме желающих заработать таким образом много, и они будут до конца зимы спорить о том, чья сейчас очередь пилить бюджет. Коммунальных же самосвалов хватает лишь на то, чтобы вывезти снежные холмы из самого центра города, от зданий госучреждений.

На Западе проблем с самосвалами нет: при необходимости любое их количество можно заказать у владельцев строительных автопарков и даже подрядить частных «извозчиков». Необходимые средства, в том числе на приобретение и содержание снегоуборочных комбайнов (специальных или прицепов к тракторам и автомобилям), закладываются в ежегодный городской бюджет. А так как расходами бюджетов там часто интересуется общественность, то распиливать их без ограничения аппетита не получается – в итоге денег хватает на всё, даже на проекты, пока еще кажущиеся украинцам фантастикой.

Вон, к примеру, в северных странах Европы с гололедом на проезжей части борются не песком, а специальной каменной крошкой. Один раз насыпали – и забыли, потому что эта крошка работает весь зимний сезон. Песок в оттепель оседает на дне луж, потом эти лужи снова замерзают в скользкий каток – и их нужно посыпать снова. А вот более крупные камешки крошки не «тонут» в воде и прочно вмерзают в лед, превращая его в подобие асфальтобетона. Весной же дороги чистят, собирая эту крошку специальными «пылесосами» для использования следующей зимой. Понятно, что в Украине об этом можно только мечтать! Нам бы хоть песком нормально посыпали, и то хорошо…

Что ж, надежда на то, что нынешней зимой будет всё по-другому, по-европейски, вновь не оправдалась – как и ожидание безвизового режима. Который, может быть, потому и не дают украинцам, потому что мы еще и дороги толком чистить не научились? Но сейчас сетовать на это уже поздно, а тем временем через месяц-другой нас ожидает очередной природный форс-мажор - весенние паводки, к которым тоже никогда не готовы…

Интересные автостатьи

Зачем они это делают: «Заскоки»легендарных гонщиков Одни из самых интересных людей в мире — пилоты гоночных автомобилей. Каждый раз на треке они сталкиваются с опасностями быстрого вождения. И далеко не каждому психологически дано выдержать такие физические и моральные нагрузки.
13 интересных особенностей американских полицейских машин Мы видим их почти каждый день и не можем не нервничать, когда проезжаем или проходим рядом, независимо от того, нарушаем мы правила или нет. Да, речь идет о полицейских машинах.
Восхитительный трибьют BMW Isetta: электрокар Microlino Несмотря на внушительное количество инноваций в отрасли, не каждый день дебютирует новый электромобиль с такими успешными предпродажами. Предварительные заказы на Microlino уже перевалили за 100 миллионов долларов, вот насколько многообещающий этот bubble car.
Собрать за 16 секунд: мегазавод Suzuki Maruti в Индии Данные. Факты, цифры. Информация. Называйте, как хотите, но только так можно передать масштаб производства Suzuki Maruti в Индии. Иные прилагательные, метафоры, заумные фразы не подходят.
10 самых крутых и необычных мотоциклетных колясок Многие современные байкеры вряд ли согласятся с утверждением, что коляска и мотоцикл — идеальная пара. Но посмотрите как переплетаются их судьбы. А первая коляска даже предшествует первому мотоциклу.
Как выглядит музей советских автомобилей в США В маленьком городке Саммамиш, штат Вашингтон, расположен удивительный и необычный для США музей — музей автомобилей производства СССР. Это атмосферное место под открытым небом притягивает к себе энтузиастов ретро-автомобилей. Ценители советских машин могут поделиться своей страстью и любовью к автомобильной истории восточноевропейского региона.
Невероятные приключения самого дешевого в истории Bugatti Veyron Эту забавную историю на суд читателя предоставил человек по имени Эд Болян. Эд ранее работал директором по продажам в салоне редких автомобилей и всегда мечтал о приобретении Bugatti Veyron.
10 удивительных суперкаров, о которых вы вряд ли слышали Ничто, без сомнения, не сравнится с суперкаром. Мы говорим об автомобиле, который никогда не перестает привлекать внимание и вместо того, чтобы обесцениваться со временем, суперкар будет только дорожать.
История автомобилей: Топ-10 интересных фактов Автомобили появились еще в далеком 1769 году, когда были созданы первые экземпляры с паровым двигателем. В 1807 году Франсуа Исаак де Риваз спроектировал первый автомобиль, который был оснащен двигателем внутреннего сгорания, работающим на топливном газе.
Дешевые масл-кары в США: новый Camaro и 7 альтернатив дешевле $25000 Недавно Chevrolet выпустила Camaro 2019 года, стартовая цена которого в США составляет 26 495 долларов. В базовой комплектации модель оснащена 2,0-литровым 4-цилиндровым двигателем с турбонаддувом, на 275 л.с. Однако, этот автомобиль стоит дороже, чем некоторые его конкуренты, такие как Toyota 86 и Mazda MX-5, и не каждый может себе его позволить. Если вы по какой-то причине не можете приобрести Chevy Camaro 2019 года, предлагаем вашему вниманию семь менее дорогих альтернатив.
Летающий спортивный автомобиль Volante Vision Concept от Aston Martin (видео) Компания Aston Martin продемонстрировала свой футуристический летающий спортивный автомобиль, способный преодолевать расстояние из Лондона в Ливерпуль всего за час. Новое изобретение роскошного бренда было представлено на автошоу в Фарнборо.
Любимец президента США: Единственный в истории серийный автомобиль-амфибия Модель Amphicar 770 — автомобиль-амфибия, который был создан в Западной Германии и продавался в Соединенных Штатах с 1961 по 1967 год, дебютировав на автошоу в Нью-Йорке в 1961 году. Машина была спроектирована немецким инженером Гансом Триппелем, и изготовлена на предприятиях Quandt Group в Берлине и Любеке. В общей сложности в одном поколении было произведено 3887 экземпляров.

Больше новостей