Сколько денег смогут отсудить украинские водители у Volkswagen

18.03.2016 р. в 20:29, ubr

Юристы ожидают массовых исков по делу "неправильных" дизельных авто.

Скандально известный "дизельгейт" докатился и до нашей страны. Войну с концерном Volkswagen начал рядовой украинец, владеющий дизельной моделью Passat 2012 года выпуска. В январе этого года он подал обращение в АМКУ с просьбой расследовать антиконкурентные действия этого производителя, который, якобы, указав неправильные данные по выбросам вредных веществ в атмосферу в технической документации, вводил тем самым потребителей в заблуждение.

Если Антимонопольный комитет признает правоту водителя, украинские суды может захлестнуть вал исков от обманутых автовладельцев. Но даже если контролеры проигнорируют запрос, выиграть дело против продавца "нечестных" машин и получить компенсацию вполне возможно, уверены юристы.

Грязная история

Напомним: в прошлом году контролирующие органы США обвинили группу Volkswagen в манипуляциях с показателями выбросов дизельных двигателей (реальные цифры превышали указанные в технической документации в десятки раз). Сам производитель под грузом доказательств был вынужден признать свою вину.

"Неправильными" являются дизельные авто, выпущенные в период с 2009 по 2015 гг., а это порядка 11 млн. машин по всему миру. В США уже были инициированы массовые судебные иски к автоконцерну. Сумма компенсаций, которые он может выплатить обманутым водителям составляет около $18 млрд. (компания уже зарезервировала для этих целей $6,5 млрд.). Расследование по этому делу сейчас ведет также Еврокомиссия. Данные по выбросам дизельных двигателей у производителя запросил и Росстандарт.

В нашем Антимонопольном комитете запрос UBR.ua о том, дан ли ход жалобе украинского автовладельца, прокомментировать не смогли. Но, скорее всего, контролеры будут вынуждены на нее отреагировать и начать расследование.

Партнер АО "Правовая группа "Доминион" Михаил Гончарук говорит, что украинцам, которые надумают судиться с Volkswagen, технологически и процедурно лучше дождаться решения АМКУ, а потом уже обращаться в суд. Но, как показывает расследование может затянуться на неопределенное время. Не исключено, что с выводами антимонопольщиков наши водители смогут ознакомиться в конце этого, а то и в следующем году.

Украинский "выхлоп"

Но многие водители, как полагают эксперты, начнут оккупировать суды без "одобрения" контролеров. Глава Autoconsulting Олег Омельницкий уверен, что желающих отсудить у импортера Volkswagen (компания "Порше Украина") денег будет немало. И среди них не только частные автовладельцы, но и корпоративные клиенты.

"Эти машины активно закупали для автопарков многие компании, в том числе, представительства международных корпораций. Многие из них давно формируют "зеленый" имидж, так что могут потребовать еще и компенсации за нанесение ущерба деловой репутации", — считает эксперт.

С 2009 по 2015г в Украине было продано более 54 тыс. авто Volkswagen. Понятно, что далеко не все из них дизельные и даже среди дизелей не все оборудованы тем самым "нечестным" двигателем. Сколько в нашей стране машин, по которым могут быть начаты споры, точно неизвестно.

"Но в любом случае речь идет о нескольких тысячах авто", — предполагает Омельницкий. "Порше Украина" ранее распространила информацию, что ждет автовладельцев на техосмотры и, якобы, готова исправить выявленные погрешности. Но сейчас в компании этот вопрос не комментируют.

"На мой взгляд, украинский дистрибьютор VW еще не до конца осознал масштаб проблемы. PR-служба вместо того, чтобы открыто и широко информировать общественность о возможных последствиях, количеству автомобилей, подпадающих под отзывную кампанию в Украине и самой ее процедуре, избрала тактику дозирования информации. Из-за этого украинские водители зачастую не знают в чем суть глобального скандала и как признанные факты уже на уровне штаб-квартиры VW Group относятся к их конкретному автомобилю. Если бы информирование велось лучше, то и причин для исков было бы гораздо меньше", — считает Омельницкий.

Доказательная база

Главный вопрос, который сейчас интересует автовладельцев и широкую общественность — каковы шансы на успех у тех, кто все- таки решит судиться с автомобильным гигантом.

У юристов и экспертов нет единой точки зрения на этот счет. Михаил Гончарук считает, что подобные дела весьма перспективные. "Дело в том, что в данном случае автопроизводитель по всему миру признался в мошенничестве. Это значительно упрощает разрешение спора о компенсации. В том же заявлении, которое находится на рассмотрении в АМКУ, акцентируется внимание на нарушении автогигантом норм законодательства Украины о защите от недобросовестной конкуренции. В соответствии со статьей 24 Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" лица, которым нанесено ущерб, могут обращаться в суд с иском о его возмещении", — пояснил он UBR.ua.

И добавил, что вал судебных обращений может подхлестнуть и тот факт, что для водителей они будут бесплатными, ведь по искам о защите прав потребителей судебный сбор не взымается.

Подводные камни

Управляющий партнер ЮФ "Мисечко и Партнеры" Владимир Мисечко настроен менее оптимистично. "Для возможного начала защиты прав владельцев автомобилей, необходимо установление факта недобросовестной конкуренции со стороны ООО "Порше Украина" (как официального представителя Volkswagen Group в Украине). То есть, нужно доказать, что заявленные данные в технической документации и рекламных материалах не соответствуют действительности. Согласно ст. 15 Закона "О защите прав потребителей", в случае, если предоставление недостоверной информации повлекло причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, последний вправе требовать возмещения убытков", — сказал он UBR.ua

То есть, заявитель должен доказать факт наличия ущерба, полученного им от покупки данного автомобиля. "Кроме этого, законодательством также предусмотрена возможность заменить или вернуть товар. Это возможно в двух случаях: если невозможно использовать продукцию по назначению или нанесен вред здоровью, жизни или имуществу потребителя. Учитывая основное назначение автомобиля, вряд ли какой-то из перечисленных случаев подпадает под ситуацию с корпорацией Volkswagen Group", — добавил Мисечко.

Адвокат юридическо-консалтинговой компании "Де-юре" Андрей Павлишин считает, что в Украине шансы выиграть подобное дело крайне низкие. "Недостаточная нормативная база, отсутствие факта введения потребителя в заблуждение, необходимость осуществлять отдельную экспертизу показателей выбросов автомобиля", — перечисляет эксперт возможные сложности.

Он поясняет, чем наша ситуация отличается от американской: "В США основной претензией к автоконцерну являлся факт обмана государства. Декларировалось, что определенные авто соответствуют федеральным экологическим нормам, тогда как реальные показатели выбросов были в разы больше заявленных. Основным бенефициаром разбирательства выступало государство, которое в лице Министерства юстиции подало иск к автопроизводителю. В какую юридическую оболочку облачат претензии наши автовладельцы пока сложно предугадать. Скорее всего, это будет осознанный обман потребителя, небезопасность товара для потребителя или окружающей среды. Но в Украине недостаточно развит институт исков в пользу неограниченного круга лиц, поэтому выгоду от такого дела получит только истец (соистцы). Соответственно все расходы на правовую помощь и на проведение экспертиз тоже понесет истец", — поясняет эксперт.

Глава же Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко уверен, что предмета спора вообще нет. "В Европе действуют нормы Евро-6, а в США требования по выбросам еще выше. Volkswagen эти нормы нарушила, так что "состав преступления" налицо. В Украине только с 1 января 2016г вступило в силу Евро-5, а ранее действовало Евро-4. Предусмотренные этим стандартом нормы выбросов даже с учетом махинаций у нас не нарушались. Так в чем, собственно, вопрос", — недоумевает он.

Впрочем, так как автомобильная тема на слуху (на днях подобные обвинения в США выдвинули Mercedes-Benz), скорее всего, многие водители все же захотят проверить предположения экспертов на практике.

Цікаві автомобільні публікації

Що таке відновлення та ремонт гідроциліндрів? Гідроциліндри, як і всі пристрої, схильні до поломок. Тоді рішенням є відновлення та ремонт гідравлічних циліндрів. Спеціалізовані компанії можуть швидко відновити повну працездатність зношених компонентів
Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости

Більше новин