В Украине могут изменить состав бензина: мнения экспертов об увеличении доли биоэтанола в топливе

17.05.2016 р. в 20:37, segodnya

В МинАПК пытаются поддержать "Укрспирт", но эксперты считают, что такие шаги чреваты проблемами для рынка нефтепродуктов

В Министерстве аграрной политики заговорили о необходимости повысить содержание биоэтанола в бензине до 10% и ссылаются в этом вопросе на европейский опыт. Однако, как отмечают эксперты, европейцы уже сами отказались от подобных идей, а если в Украине все же пойдут на такой шаг, то качество бензина может ухудшиться.

"Директивы ЕС устанавливают норму биоэтанола в автомобильном топливе на уровне 10%, поскольку выбросы вредных аэрозольных частиц при этом уменьшаются на 50%, а оксида углерода – на 30%. Украина тоже должна сделать норму содержания биоэтанола в топливе обязательной. Этим мы позаботимся не только об экологии, но и дадим толчок производству биоэтанола в нашей стране. Необходимые мощности мы уже имеем, а развитый аграрный сектор обеспечивает достаточным количеством сырья для производства", – заявила на днях заместитель министра аграрной политики и продовольствия Елена Ковалева.

Это уже не первая инициатива пытались законодательно закрепить требования о добавлении биоэтанола в бензин в Украине. Так, соответствующий закон был принят еще летом 2012 года. Документ устанавливал, что с 1 января 2014 года вводится обязательная норма содержания биоэтанола в горючем, которое производится и реализуется на территории Украины, – не менее 5%. А с 2016 года содержание спирта должно быть увеличено до 7%. Однако в феврале 2015 года Верховная Рада отменила этот закон.

Но даже за то время, пока он действовал, полноценно заработать закон так и не смог, отмечает директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн. "Этот закон не заработал, поскольку в рамках этой программы не было сделано никаких практических шагов. Т.е. закон провозгласил, что надо добавлять, а как сколько, где и какие налоги с этого платить никто так этого и не объяснил. А главная причина в том, что рынок был попросту не готов: не было ни того объема биоэтанола, ни инфраструктуры, ни нормативного урегулирования этих вопросов", – рассказал он Сегодня.ua.

Впрочем, как отмечает замдиректора научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев, сегодня практически весь бензин в Украине и так содержит биоэтанол или похожие добавки. "Есть норма по содержанию в топливе добавок", – пояснил он Сегодня.ua.

При этом эксперт подчеркнул, что в Европе сегодня практически все страны отказались от идеи доведения содержания биоэтанлоа в бензине до 10% и остановились на 5%.

"В ЕС была директива, которая предусматривала доведение содержания биокомпонетов до 10%, но эта директива была не реализуемой. Было изменение и в соответствии с ним снизили содержание в автомобильном топливе до 5%, а эта норма в 10% реализовалась по средствам других альтернативных источников энергии", – пояснил Геннадий Рябцев отметив, что такое решение было принято в связи с довольно большим количеством неадаптриованных под такое топливо автомобилей.

Нужно ли Украине повышать процент биаэтанола

Сегодня инициатива МинАПК повысить долю биоэтанола вызывает определенные сомнения. "Необходимость такого мероприятия вызывает сомнения, поскольку 10%-е содержание спирта может негативно отразиться на двигателях автомобилей", – сказал Сегодня.ua независимый эксперт по энергетике Владимир Сапрыкин.

К тому же в Украине к такому топливу не адаптированы 2/3 автомобилей, добавляет Геннадий Рябцев

"Бензин Е-10 (с 10%-м содержанием биоэтанола) и другие смеси с большим содержанием биоэтанола не рекомендованы производителями практически всех автомобилей, которые сейчас являются массовыми в Украине. Деу, Шевроле, Мерседесы, Шкоды и пр. В теххарактеристиках они указывают, что в случае использования топлив Е-10 и выше, производитель не гарантирует нормальную работу топливной системы", – пояснил он.

Кроме того в случае обязательной добавки во все топливо, которое продается в Украине, биоэтанола возникает серьезная проблема с его качеством, отмечает Сергей Куюн.

"Сегодня 85% бензина мы импортируем. И если в этот бензин добавить дополнительно биоэтанол, мы получим "отраву" для двигателя. Бензин обладает определенными эксплуатационными свойствами, которые заложены автомобилестроителями. Если в этот бензин добавить биэтанол, то мы получим смесь, которая непригодна к использованию на транспорте", – пояснил он.

Сегодня звучат отдельные предложения обязать трейдеров завозить сюда не готовый товарный продукт, а некий полупродукт, который потом будут "бодяжить" здесь, добавляя тот самый биоэтанол, отмечает Геннадий Рябцев. "Такой вариант возможен, но по украинскому законодательству у нас ответственность за производство несет тот, кто выпустил это топливо, то есть завод–производитель. Но в таком случае ни один производитель не будет нести даже формально ответственности за качество конечного топлива. И, фактически, у нас будет 100%-я "бадяга", – сказал он.

Напомним, по данным Государственной фискальной службы, Украина в 2015 году импортировала нефтепродукты на общую сумму 3,8 млрд. долл, больше всего из Беларуси – 1,7 млрд. долл., РФ – 844,7 млн. долл. и Литвы- 413,9 млн. долл.

Для чего МинАПК выступает с такими инициативами

Причин же таких инициатив аграрного ведомства может быть несколько, считает Сергей Куюн. "Украина – аграрная страна, мы выращиваем много культур, из которых можно производить биаэтанол. По сути – это обезвоженный спирт, который можно делать из кукурузы, пшеницы и пр. Для агарной отрасли – это дополнительное направление сбыта своей продукции. Но здесь могут быть и лоббистские вещи накануне объявленной приватизации "Укрспирта", который владеет основными мощностями по производству биоэтанола. Если такая норма будет введена, его ценность намного возрастет", – считает эксперт.

Если сегодня заставят добавлять 10% биоэтанола в бензин, то ежемесячная прибыль спиртовиков может достигать 200 млн долл., добавляет Геннадий Рябцев. По его оценкам, в год на эти нужды понадобиться порядка 300 тыс. тонн биоэтанола.

Ранее сообщалось, что государственный монополист "Укрспирт" на существующих производственных мощностях способен производить около 160 тыс. т биоэтанола в год.

Однако в реальности, как отмечает Геннадий Рябцов, эти объемы значительно ниже. "Если просуммировать номинальную мощность заводов, то там в сумме выходит порядка 80 тыс. тонн. Это если данные о проектной мощности соответствуют действительности", – пояснил он.

Кроме того, по словам эксперта, украинские стандарты производства биоэтанола в отличие от тех же российских и белорусских не соответствуют европейским, что вызывает сомнение в качестве отечественного биоэтанола.

Ранее в бытность свою миинстром АПК Алексей Павленко заявлял, что аграрный сектор имеет большой потенциал для того, чтобы стать неисчерпаемым источником для производства биоэтанола.

По его словам, биоэтаноловое направление должно стать одним из ключевых в 2016 году, но это потребует усовершенствования отечественного законодательства. В 2015 году Минагрополитики активно подключалось к подготовке и сопровождению соответствующих законопроектов, которые предусматривают:

- усовершенствование законодательной базы касательно "зеленых тарифов" на электроэнергию, вырабатываемую из биогаза и биомассы;

- упрощение разрешительной системы, в частности, отмену лицензирование производства биогаза и жидких видов биотоплива;

- содействие внедрению совместных проектов по производству и экспорту сырья и биотоплив.

Какой выход

В то же время, как отмечают эксперты, развитие биоэтанольного направления без ущерба для качества бензина в стране – это вопрос не одного года.

"Нужно сформировать рынок – необходимо создать спрос на такие вещи. Например, уменьшить или обнулить пошлины на завоз автомобилей с двигателями, адаптированными к разнообразным видам топлива. Именно путем создания парка таких автомобилей пошли в Европе и они обеспечили 10% топлива из биоэтанола не за счет того, что они ввели топливо Е-10, а за счет того, что создав вот такой парк, они его обеспечили топливом Е-85, где биоэтанола 85%. Именно за счет этого у них в среднем по рынку получилось 10%", – отметил Геннадий Рябцев.

Кроме того, как отмечает Сергей Куюн необходимо также заняться производством готовых эфиров из биоэтанола, которые активно используются в нефтеперерабатывающей промышленности. "Их можно экспортировать и зарабатывать на этом деньги. Это очень ликвидная и востребованная продукция, тем более мы ее сейчас импортируем", – сказал эксперт.

Цікаві автомобільні публікації

Що таке відновлення та ремонт гідроциліндрів? Гідроциліндри, як і всі пристрої, схильні до поломок. Тоді рішенням є відновлення та ремонт гідравлічних циліндрів. Спеціалізовані компанії можуть швидко відновити повну працездатність зношених компонентів
Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости

Більше новин