Что мы знаем о скромном «Запорожце?»

27.05.2016 р. в 22:15, famozio

Сегодня слово «Запорожец» вызывает лишь ностальгию, а когда-то обладателям автомобиля с запорожского автомобилестроительного завода завидовали. Более того, наши «Запорожцы» были очень даже популярны заграницей. А знали ли вы, что запорожский автозавод выпускал еще и грузовики? Давайте вспомним, как все начиналось.

18-го июня 1959 года с завода «Коммунар» выехал первый «Запорожец 965». Это был экспериментальный образец, одобренный руководством. 965-я модель была запущена в серию и весной 1961 года конструкторы завода стали работать над созданием ЗАЗ-966, который был представлен на ВДНХ уже в конце осени того же года.

Прототип 966-го «Запорожца» построили в двух экземплярах: с классическим расположением рычага переключения передач и с рычагом, расположенным справа от приборов. Но второй вариант не только делал машину дороже, но и усложнял управление автомобилем. ЗАЗ-966, выпускаемый в различных модификациях, полюбился советским автолюбителям.

Позже на свет появилась модель ЗАЗ-968, которая имела немецкие корни. Между ЗАЗ-968 и немецким NSU Prinz 4 просматривается явное сходство, несмотря на то, что дизайнеры и разработчики постарались придать машине максимально «советский» вид. Обе машины имели популярность в своих странах.

Запорожский завод не стоял на месте, и кроме легковых автомобилей, предлагал различные варианты. Например, неожиданным стало появление ЗАЗ-овского вездехода «Целина», производство которого впоследствии передали на Луцкий автозавод.

В ходе подготовки к выпуску ЗАЗ-965 инженеры завода думали о том, что было бы неплохо построить небольшой грузовичок на базе 965-й модели. Действительно, идея была хороша, ведь стране не хватало малотоннажных грузовиков. За дело взялась группа конструкторов «Коммунара» и НАМИ.

Так появилось целое семейство ЗАЗ-970. Оно состояло из компактного грузовичка, цельнометаллического фургона и пассажирского минивэна. Причем, в то время невозможно было встретить аналоги шестиместным вагончикам. Первый образец «вагончика» был прозван «Точилом», он имел короткий капот и внешне был похож на 965-й «Запорожец». В 1962-м году появились бескапотные минивэны. Профессиональный дизайнер и популяризатор автомобилизма Юрий Аронович Долматовский считался главным пропагандистом вагонной компоновки, и как оказалось, был прав. Такие машины популярны даже сегодня.

Дизайн ЗАЗ-970 разрабатывался под руководством Юрия Викторовича Данилова. 970-я модель получила серийные двигатель и коробку передач, колесные редукторы для увеличения передаточного отношения и мотор с мощностью в 27 лошадиных сил. Максимальная скорость автомобиля составляла 75 километров в час. Для того времени этот показатель считался нормальным. На 100 километров дороги 970-у «Запорожцу» требовалось 7,5 литров бензина. Мотор, по традиции, находился в задней части автомобиля. Машина нашла себя в сфере доставки товаров. Единственным минусом был «горб» в кузове, который создавал определенные неудобства при загрузке и выгрузке.

Грузовики имели различные модификации: были варианты грузового авто с тентованным кузовом, фургончик для небольших торговых грузов ЗАЗ-970Ф и просто бортовой вариант.

В 1962-м году о себе заявил ЗАЗ-970В – шестиместный микроавтобус. Автомобиль считался грузопассажирским – сиденья второго и третьего рядов могли складываться. «Горб» имелся и в этом автомобиле. По этой причине два пассажирских места третьего ряда устанавливались раздельно, и между ними был специальный люк для удобного доступа к двигателю. В салоне микроавтобуса появился люк в крыше для вентиляции, а пассажирская дверь «переехала» на правый борт (у фургона дверь располагалась только сзади). Начался процесс по созданию полноприводных машин ЗАЗ-971. Автомобили ЗАЗ-970/971 были разработаны на заводе «Коммунар» и имели абсолютно новые характеристики по сравнению с предшественниками. Это изобретение являлось личной разработкой заводских конструкторов, и уже не входило в планы министерства.

С появлением в стране польских грузовиков «Жук» и «Ниса», запорожские грузовые автомобили и микроавтобусы утратили былую популярность. О ЗАЗ-970 начали забывать. Все экспериментальные образцы остались стоять на заводском дворе, постепенно покрываясь ржавчиной.

Цікаві автомобільні публікації

Що таке відновлення та ремонт гідроциліндрів? Гідроциліндри, як і всі пристрої, схильні до поломок. Тоді рішенням є відновлення та ремонт гідравлічних циліндрів. Спеціалізовані компанії можуть швидко відновити повну працездатність зношених компонентів
Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости

Більше новин