Чем недовольны украинские автовладельцы
04.10.2016 р. в 22:36, avtoblog
Если бы завтра была забастовка автомобилистов, чего бы требовали именно Вы?
У автомобилистов накопилось немало претензий к властям. Ведь все мы платим немалые налоги за то, чтобы ездить по хорошим дорогам, заправляться качественным топливом и не платить взятки полицейским. Но на деле, к сожалению, получается все с точностью до наоборот. Так что, негодование автовладельцев вполне обоснованное. А теперь представим, что завтра все недовольные выйдут на улицу с массовым митингом. Что же они потребуют от руководства страны?
В ожидании асфальта
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что «розовая» мечта любого водителя в Украине – это нормальные дороги. Пусть даже не такие, как в соседней Польше или Словакии. Но явно лучше, чем где-нибудь в Карпатах или пресловутая «трасса в Ад» между Денпром и Кропивницким (бывший Кировоград). А летом министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что дороги в Украине изношены почти на 97%. То есть, из 170 тыс км покрытия почти 165 тыс км разбито. Для капремонта потребуется почти 500 млрд грн. Причем, эту цифру Укравтодор озвучивал еще год назад. И на сегодняшний день требуется еще больше денег. Правда, премьер Владимир Гройсман обнадежил: в 2017 году на восстановление дорожной инфраструктуры будет направлено около 40 млрд грн. За 8 месяцев 2016 года, к примеру, было потрачено 1,2 млрд грн, что в 33 раза меньше! Ну что же, верим и ждем.
«Золотое» топливо
Не меньше возмущения вызывает у автомобилистов цена топлива и его качество. Для сравнения, в сентябре 2014 года литр бензина А-95 стоил 16,6-16,8 грн, дизтоплива – 16,1-16,3 грн. Сегодня же стоимость горючего на треть выше. В Украине на цену топлива влияет даже не столько стоимость нефти на мировом рынке, сколько налоги, а также нестабильный валютный курс. Такая модель ценообразования не позволяет топливу дешеветь даже в те моменты, когда «проседает» нефть. К тому же, все мы прекрасно понимаем, что сети АЗС чувствуют себя совершенно безнаказанными, и откровенно задирают цены. Более того, власти закрывают глаза на то, что зачастую заправки продают контрафактное и поддельное топливо. И, увы, с этим явлением никто не борется. К слову, Кабмин еще в начале 2016 года сообщил о намерении провести массовую проверку качества топлива на автозаправочных станциях. Но, как говорят эксперты, все это так и осталось на уровне обещаний.
Место под солнцем
Не менее болезненно переживают автомобилисты нехватку парковок. Особенно остро ее ощущают крупнейшие мегаполисы, такие как Киев, Днепр, Львов, Одесса, Харьков. Но, по факту, от дефицита цивилизованно обустроенных стоянок стону практически все областные и районные центры. По разным оценкам, потребность в парковочных местах покрыта лишь на 30%. Этого катастрофически мало. Но решать проблему власти не спешат. Причем, одними штрафами и эвакуаторами не отделаешься (хотя, для «воспитания» нарушителей такие меры тоже нужны). Необходимо следовать опыту других стран. Например, построить парковочные комплексы на окраинах мегаполисов, возле крупных транспортных развязок, и существенно ограничить въезд в центры городов. Это не только снимет (хотя бы частично) парковочный вопрос, но и разгрузит дороги, уменьшит пробки и научит автомобилистов ценить свое и чужое время, более цивилизованно перемещатясь по городу, что тоже немаловажно.
Заплатить за все
Еще одна причина для негодования – это налоги. И ладно, если бы они шли действительно на благие дела. На ремонт и развитие дорог, на поддержания правопорядка и дисциплины среди участников дорожного движения, на развитие национального автопрома. Но большинство обязательных платежей оседает в карманах нечестных чиновников, что не может не возмущать. А ведь в бюджет приходится отдавать немало. Например, в каждом литре топлива «защиты» акцизный сбор, НДС, налог на розничную продажу акцизных товаров. В сумме они составляют около 40-45% цены горючего. При покупке авто тоже приходится изрядно «отстегивать» государству. Да-да, речь о пресловутой растаможке. Так, уплачивается ввозная таможенная пошлина в размере 10% стоимости транспортного средства. Помимо нее, платится акцизный сбор, размер которого зависит от типа, объема двигателя и возраста авто (напомним, что для ввезенных в Украину авто, выпущенных после 2010 года, соответствующих стандарту Евро-5 временно, до 2018 года, применяются льготные ставки акциза), сбор на таможенное оформление и НДС. В итоге, растаможка приводит к удорожанию автомобиля почти вдвое. Кроме того, при постановке на учет автомобиля, уплачивается транспортный сбор и 3-5% взнос в Пенсионный фонд. Еще больше грустят владельцы дорогих авто (стоимостью от 1 млн грн). Раз в год им нужно платить отдельный налог в размере 25000 грн. Правда, в конце августа Верховный суд сообщил, что этот налог – «вне закона». Но посмотрим, как поведет себя Государственная фискальная служба. Есть подозрение, что налоговики по итогам 2016 года так и продолжат взимать указанную сумму с автовладельцев.
Каждому по заслугам
Санкции за нарушения – это, наверное, единственная сфера дорожного движения, где есть хоть какой-то прогресс. Еще в 2015 году Верховная Рада приняла изменения в законодательство, согласно которым в Украине вводится автоматическая фиксация нарушений ПДД и система баллов, которые будут списываться в случае автофиксации некоторых нарушений. Правда, сама система пока что работает в тестовом режиме. Кроме того, унифицируются штрафы. В некоторых случаях это выглядит как облегчение санкций. Но, в целом, ликвидация штрафных «вилок» позволит дорожной полиции более объективно оценивать правонарушения. Например, если раньше при превышении скорости более чем на 20 км/ч штраф составлял 255-340 грн, то теперь – 255 грн; при проезде перекрестка на «красный» свет – 510-680 грн, а сейчас – 425 грн; за езду без документов предусматривался штраф в сумме 425 грн-850 грн, сейчас – 425 грн. При этом санкции для лиц, которые управляют автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения возросли многократно, и сегодня штраф для любителей выпить и сесть после этого за руль достигает 10200-40800 грн. Вопрос лишь в том, насколько справедливо штрафуют водителей, и как часто нарушители уходят от ответственности благодаря знакомым и связям в органах.
Честь мундира
Не все гладко и в работе дорожной полиции. Да, реформа правоохранительных органов привела к ликвидации дискредитировавшей себя дорожной инспекции. Но полиция по-прежнему недостаточно эффективна. Хотя количество ДТП в Украине медленно, но сокращается. В 2015 году, к примеру, произошло 134,2 тыс аварий, в 2014 году – 153,2 тыс ДТП. В 2015 году из-за инцидентов на дорогах погибло 4 тыс человек, за 2014 год – 4,5 тыс человек. И все равно, до благополучной Европы нам по уровню аварийности еще очень и очень далеко. Плюс ко всему, не удалось избавиться и от коррупции на дорогах. Если поначалу полицейские боялись брать взятки, то теперь все чаще фиксируются факты злоупотреблений в разных областях Украины. Не говоря уже о том, что участились случаи остановки авто лжеполицейскими, которые, будучи переодетыми в фальшивую форму, «штрафуют» водителей, вымогая у них деньги. Так что автовладельцам, как и прежде, нужно сохранять бдительность, остерегаясь «оборотней в погонах».