Ездить станет дороже. Бензин и дизтопливо вновь подорожали

01.02.2017 г. в 20:29, hyser

Бензин и дизтопливо вновь подорожали в последних числах января 2017 года. В чем дело и чего ждать от цен на АЗС дальше?

На АЗС меняются ценники – купить по выгодной цене бензин и дизтопливо становится все сложнее. Сети заправок ревниво смотрят на соседа и подтягивают свои цены к соседским. Тот же 95-й нынче стоит в среднем 24,2 грн/литр, за литр дизельного топлива ДТ просят в среднем 21,8 гривен. По сравнению с ценниками месячной давности больше почти на гривну. Откуда взялся этот рост? Почему снова дорожает горючее?

Хорошая новость состоит в том, что пока не дорожает сжиженный газ для заправки автомобилей. Плохая новость для автовладельцев состоит в том, что дальнейшее подорожание неизбежно – и бензина, и дизтоплива, и автогаза.

Причин тому столько, сколько составляющих у розничной цены автомобильного горючего: валютная цена сырья (или импортного готового горючего), налоги, а также издержки самих продавцов и производителей.

Начнем с цены сырья либо с цены готового импортируемого горючего. Импортное горючее – это основной товар, который продается на украинских заправках, на собственных НПЗ вырабатывается относительно небольшая часть того, что заправляется в отечественные авто. Здесь все просто: есть валютная цена того же бензина А-95 или дизтоплива ДТ на европейском рынке. Та валютная цена с определенным запаздыванием тянется за нефтяными котировками.

Нефть за год подорожала на мировом рынке почти на 34% — до 55 долларов за баррель сорта Brent. Причем, 25% из 34% было набрано именно в конце ноября-начале декабря 2016 года. Сейчас мы видим последствия этого прыжка мировых цен на нефть.

Но это, конечно, не все. Акцизный сбор с нефтепродуктов в Украине установлен в евро. Соответственно, падение гривны в конце декабря-начале января привело к росту сумм акцизного сбора в гривне на чуть более 7%. Учитывая, что в розничной цене горючего на налоги приходится примерно треть, мы этот рост сумм акциза в гривне ощутили вполне отчетливо.

Нефтетрейдеров нередко обвиняют в ценовом сговоре, в том, что они согласованно гонят цены вверх при любом подходящем поводе, но не откатывают цены при снижении котировок нефти, к примеру. По идее, Антимонопольный Комитет Украины (АМКУ) должен следить за этим и предотвращать такие ценовые сговоры. Но пока что каких-то внятных результатов нет. Например, 25 января в АМКУ прошло заседание рабочей группы по введению системного мониторинга рынка нефти и нефтепродуктов с участием Минэнергоугля. Группу сформировали в середине декабря 2016 года. И… ничего. Они через месяц после формирования группы она собралась лишь ради того, чтобы обсудить перечень показателей, источников и периодичность замеров — для создания той самой системы мониторинга рынков нефти и нефтепродуктов. Такими темпами АМКУ никогда не преодолеет монополизм на таком жирном рынке, как нефтепродуктовый. Хотя Антимонопольный множество раз обвинял нефтетрейдеров в монопольном сговоре и даже пытался налагать на них немалые штрафы.

Что впереди? Начнем с самого простого – с налогов. На ближайший год прогнозируется только рост акцизного сбора с газа для заправки авто – что приведет к росту цены на него минимум на гривну с литра. На бензин сбор повышать пока не планируется. На дизтопливо акциз уже повышен с 1 января и дальнейшего его роста пока не планировали. Но аппетиты правительства обычно растет совершенно непредсказуемо – так что будем следить за соответствующими законодательными инициативами.

Касательно сырьевой составляющей, цены на нефть, то прогнозы относительно нее строить очень непросто, но попробуем. С одной стороны, налицо результат сговора стран-экспортеров нефти – стран-членов ОПЕК и ряда стран, не входящих в эту организацию(Россия, например). Именно после этого картельного соглашения экспортеров о добровольном ограничении экспорта и добычи нефть и подросла до 55 долларов за баррель сорта Brent.

Но наряду с этим фактором, толкающим цены на бензин и дизтопливо вверх, есть два других мощных фактора, которые действуют в противоположном направлении. Первый из них – «особая позиция» Ирана и Ливии. Это очень крупные игроки на мировом рынке нефти были из него выключены на довольно длительный срок и только сейчас вернулись на него. Ливия была выбита ввиду беспорядков. Иран – так как он находился под действием антиядерных санкций.

Теперь же Ливия восстановила добычу и экспорт, в стране стабилизирована ситуация. А с Ирана сняли санкции, и он лихорадочно наращивают добычу и экспорт, чтобы вернуть утраченные позиции. И то, и другое сопровождается ростом предложения со стороны этих стран. Что дико раздражает участников картельного соглашения – они же добровольно ограничили свои возможности получить кусок экспортного пирога. Если бы не позиции Ирана и Ливии, то рост цен на нефть был бы куда более сильным, чем до 55 долларов за баррель.

Второй фактор, двигающий рынок топлива в сторону более низких цен, имеет фамилию Трамп. Новый президент США объявил о курсе на активное развитие добычи так называемых «сланцевых» нефти и газа. А также о снятии ограничений на экспорт нефти. Что также приведет к росту предложения на мировом нефтерынке, но сработает этот фактор немного позднее.

В целом, весьма вероятно сохранение нынешних ценовых уровней на мировом рынке нефти. Тем более, что крупнейший нетто-импортер нефти, Китай, постепенно ограничивает ее потребление, вводит меры по экономии энергоресурсов, стимулированию применения электротранспорта и расширению выработки электроэнергии возобновляемыми ее источниками.

Итого

Цены на бензин и дизтопливо будут гнать вверх разве что девальвация гривны и игры крупных торговцев. Скорость снижения гривны, как известно, зависит от НБУ и аппетитов правительства. А аппетиты торговцев – от активности АМКУ. Прогнозы девальвации на текущий год колеблются около 10% за год. Активность АМКУ? Пока он ее не проявлял в нужной мере. Так что рост цен на АЗС неизбежен – споры только о его скорости.

Интересные автостатьи

10 бесстыдных клонов популярных мотоциклов Мотоциклы являются символом мужественности. Многие мужчины выбирают байк из соображений удобства перемещения, но есть и другие — настоящие фанаты этого транспортного средства, которые живут жизнью байкеров, придерживаясь философии этого движения.
Страшная статистика: Каждый восьмой водитель признается, что засыпал во время вождения Согласно данным нового исследования, каждый восьмой водитель засыпает за рулем. Опрос более чем 20 000 водителей выявил еще 37%, заявивших, что они так устали, что могут уснуть в любой момент.
Как не оказаться на обочине: эксперты дали 10 советов по зимнему вождению Несмотря на все предупреждения синоптиков, снег выпадает неожиданно для многих водителей, которые оказываются неподготовленными к смене погоды.
Конец Формуле-1? Автоспорт станет незаконным уже в декабре из-за новых правил страхования ЕС Если не будут внесены изменения, Европейская директива по страхованию автотранспортных средств потребует полного страхования всех автомобилей, что сделает невозможными все виды автоспорта.
Сыны Анархии: Интересные факты о мотоциклах Чарли Ханнема Джекс Теллер — самый популярный персонаж из знаменитой киносаги «Сыны Анархии». Как президент SAMCRO он знал, когда нужно быть жестким, а когда немного мягче. Примечательно, что в реальной жизни Чарли Ханнем почти такой же.
Как подготовить автомобиль к зиме Водитель должен знать, что в любой сезон машина требует тщательной подготовки. Также это касается прихода зимы.
Достаточно ли вы умны, чтобы пройти собеседование у Илона Маска? Поддерживая всеобщую навязчивую одержимость Илоном Маском, хочется отметить, что попасть на собеседование к пресловутому футуристу уже само по себе — мечта. А уж получить работу в его компании было бы нереально круто.
Миллионеры из трущоб: Богачи с дешевыми авто Богатые и знаменитые принадлежат к 1% мирового населения и являются объектом зависти остальных 99. В то время как большинство из нас фантазирует о том, каково это жить на широкую ногу, Форбс объявил 2018 год — годом богатства, поскольку более 2 200 человек стали миллиардерами. Причем большинство из них «создали себя сами» и начинали с нуля.
10 жутких историй, рассказанных автостоперами Поездки автостопом преследует дурная слава, в основном из-за страшных фильмов и городских легенд. Однако, это не означает, что такой способ передвижения совершенно безопасен. На самом деле, автостоп может быть чрезвычайно рискованным предприятием, особенно для молодых женщин.
Tata Nano: Вся правда о самом дешевом автомобиле в мире Tata Motors является 17-м крупнейшим производителем автомобилей в мире и выпускает широкий ассортимент продукции, включая пассажирские автобусы, автомобили и военные транспортные средства. Tata принадлежит бренду Jaguar Land Rover. Но, несмотря на прочный фундамент, основанный на автомобилях высокого класса, в 2008 году Tata начала производство совершенно иного зверя.
Необычный транспорт, попавший в Книгу рекордов Гиннеса Люди создают удивительные вещи. Инженерный гений человека действительно не знает границ и, как это ни странно прозвучит, способен даже «ломать» законы физики! Или хотя бы здравый смысл… В любом случае, создатели этих транспортных средств были или безумцами, или гениями.
Топ-11 заблуждений о мотоциклах Любители мотоциклов заявляют, что если вы по-настоящему хотите испытать ощущение свободы, вам нужно оседлать байк. С другой стороны, у большинства людей слишком много заблуждений о езде на этом транспортном средстве, и мы обсудим некоторые из них в этой статье.

Больше новостей