ЕАЭС - красный свет для белорусского авторынка?

02.02.2017 р. в 14:56, facenews

Правила игры на авторынке ЕАЭС диктует Россия. Выгодно ли это белорусскому автобизнесу и покупателям автомобилей в Беларуси, выясняла DW.После вступления Беларуси в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) возможности выбора для белорусских автолюбителей существенно сократились. Автопродавцы и бюджет страны оказались в проигрыше, отмечают опрошенные DW белорусские эксперты.

Сергей Михневич, председатель Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), управляющий "Атлант-М Фарцойгхандель", импортера Volkswagen в Беларуси считает, что для белорусского автомобильного рынка ЕАЭС едва ли принес положительные изменения.

Рассматривая влияние ЕАЭС на авторынок Беларуси, эксперты аналитического центра холдинга "Атлант-М" выделяют несколько аспектов: последствия выравнивания таможенных пошлин, протекционистских мер, предпринятых Россией для поддержки своего автопрома, и колебаний валютных курсов в государствах-участниках ЕАЭС.

Минусы для Беларуси

Главным ударом по белорусскому авторынку, по мнению Эллы Шляги, экс-директора по маркетингу компании "Атлант-М Холпи", официального дилера Mazda и Land Rover в Беларуси, было повышение ввозных пошлин на иномарки в 2011-2012 годах: "Это была протекционистская мера для поддержки автопрома РФ, пролоббированная иностранными инвесторами, вложившимися в производства авто". И сейчас, по ее мнению, российский рынок - флагман автомобильного ландшафта СНГ.

Сергей Михневич указывает, что за последние 5 лет формирования единого таможенного и экономического пространства, белорусские продавцы и владельцы авто столкнулись не только с увеличением таможенных пошлин, но и с введением НДС на стоимость приобретаемого автомобиля, с антидемпинговыми пошлинами на легкую коммерческую технику, с утилизационным сбором и предстоящим внедрением систем ЭРА РБ (ГЛОНАСС). Все это уже привело к удорожанию новых автомобилей и к прекращению ввоза дешевых подержанных иномарок из США и Европы. А продукция автопроизводств, размещенных в России, доминирует на белорусском рынке, подчеркивает Михневич.

При этом увеличивается и поток некачественных (зачастую и с криминальной историей), подержанных автомобилей из РФ. А предлагаемый для продаж официальными дилерами модельный ряд новых автомобилей существенно сократился.

Выбор уменьшился

Очень сильное сокращение модельной линейки, как объясняет начальник отдела продаж коммерческих автомобилей ООО "Автомобильный дом "Энергия ГмбХ" Марина Догодькина, связано с двумя факторами. Во-первых, все белорусские автомобильные компании привязаны по сертификации к российским представительствам автомобильных брендов. Например, если ранее белорусский импортер Mercedes-Benz предлагал полную линейку, которая есть у производителя, то с 2016 года он ограничен полностью российской программой сертификации.

Во-вторых, требование РФ ставить систему "ЭРА-ГЛОНАСС" сузило линейку авто, потому что разработка устройства на каждую модель отличается, и часть производителей решили, что им финансово выгоднее отказаться от поставки на рынок ЕАЭС ряда моделей, чем разрабатывать и устанавливать это устройство на свои авто, и проходить сертификацию. В итоге если производитель отказывается от поставок в РФ, то эти машины не может купить и белорусский потребитель. Пошлины на ввоз подержанных иномарок остаются заградительными

По оценке экспертов холдинга "Атлант-М", с рынка Таможенного союза практически вытеснены авто массового сегмента, которые не собирают в России (характерный пример - прекращение поставок VW Golf). Белорусский рынок по своей структуре и маркам-лидерам стал сходным с российским - на нем доминируют дешевые массовые седаны класса A и компактные кроссоверы - все российской сборки.

Потери для белорусских автопродавцов и автовладельцев

Условиями ЕАЭС Беларуси прописана роль сбытового звена российских автодилеров, которые транслируют свои квоты, модельный ряд, цены, сервисные регламенты и все остальное, говорит Элла Шляга. В результате, поясняет Марина Догодькина, почти все игроки на авторынке РБ потеряли статус дистрибьюторов - стали российским дилерами. Исключений немного. В их числе, например, официальный импортер Mercedes-Benz и BMW.

Потеря статуса эксклюзивного импортера в Беларусь для фирм, занимающихся продажей автомобилей, отмечает эксперт, означает снижение и рентабельности, и капитализации бизнеса. Дилер всегда более уязвим, он зависит от российского дистрибьютора, решает, открыть ли вторую дилерскую фирму, сохранить или расторгнуть дилерский контракт.

От всех перемен на авторынке РБ в связи со вступлением в ЕАЭС теряет белорусское государство, счет потерь для белорусского бюджета идет на миллионы долларов, констатирует Догодькина. И поясняет, что, например, в 2014-2015 годах, белорусы массово ввозили автомобили из РФ. Половина всех зарегистрированных в Беларуси авто были куплены в России. Все налоги, которые заплатили автодилеры, остались в бюджете соседнего государства.

Единственный очевидный плюс

Единственным положительным следствием перемен, произошедших на белорусском авторынке за последние годы, эксперты холдинга "Атлант-М" считают вынужденное изменение потребительских предпочтений. От подержанных автомобилей (часто - непонятного происхождения и надежности, включая восстановленные после серьезных ДТП в Европе и США) они постепенно смещаются в сторону новых бюджетных иномарок российской сборки. Это - плюс с точки зрения омоложения автопарка и повышения его безопасности.

В результате обвала курса российского рубля в 2014-2015 годов машины российской сборки существенно подешевели в долларовом эквиваленте. Это вызвало увеличение ввоза в Беларусь новых и подержанных автомобилей из России, а также падение цен на автомобили в целом на рынке страны. Но это, по оценке Михневича, - слабое и временное преимущество: цены в долларах на российские авто растут, а рубль укрепляется.

По словам Марины Догодькиной, массовый покупатель смог реализовать прежде малодосягаемую мечту - купить новое авто в салоне. Появился более широкий выбор - где покупать: белорусы не привязаны только к автодилерам в РБ, и, учитывая высокую конкуренцию среди автосалонов РФ, можно найти интересные предложения, если нет сильной привязки к конкретной комплектации.

Количество зарегистрированных в Беларуси авто - даже если сравнивать с худшим 2016-м годом - увеличилось практически вдвое по сравнению с 2011 годом, констатирует Догодькина, но речь в данном случае идет о бюджетных авто, не премиум-класса, таких как Renault Sandero, Renault Stepway, Renault Duster, VW Polo. По ее данным, в 2016 году половина всех зарегистрированных в Беларуси автомобилей - Renault и Volkswagen.

Цікаві автомобільні публікації

Що таке відновлення та ремонт гідроциліндрів? Гідроциліндри, як і всі пристрої, схильні до поломок. Тоді рішенням є відновлення та ремонт гідравлічних циліндрів. Спеціалізовані компанії можуть швидко відновити повну працездатність зношених компонентів
Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости

Більше новин