Водители, готовьте кошельки: Как еврореформы МВД отразятся на автовладельцах

03.02.2017 р. в 20:23, minprom

Вопрос безопасности движения при значительном увеличении количества дорожно-транспортных происшествий, травмировании лиц и смертности на дорогах Украины вряд ли оставит равнодушным любого из граждан.

Изменения, которые анонсируют в последнее время должностные лица различных министерств и ведомств на пути к евроинтеграции, вроде бы должны вызывать только поддержку со стороны "благодарного" населения. Но "не так сталося, як гадалося" — говорит украинская мудрость.

Последние инициативы (особенно Министерства внутренних дел) водителями и автовладельцами вообще воспринимаются, мягко говоря, сдержанно. Чего только стоили предложенные ранее изменения относительно видеофиксации нарушений правил дорожного движения и анонсированное возвращение технического осмотра транспортных средств. Они вызвали настоящую бурю протестов. А на фоне провальной реформы правоохранительных органов недоверие автовладельцев к предложенным изменениям вполне понятно.

И дело здесь не только в том, что мы привыкли подозревать всех, кто осуществляет контроль за безопасностью движения, в коррупции и взяточничестве. По нашему мнению, проблема здесь больше в однобоком и не всегда понятном выборе методов реализации нововведений, в том числе и на пути к евроинтеграции, и часто в откровенном перекладывании расходов, направленных на проведение реформ, на плечи рядовых граждан.

За водительскими правами — раз в 5 лет?

Изменения, которые недавно были обнародованы заместителем министра внутренних дел по вопросам европейской интеграции Анастасией Деевой в сети Facebook, об установлении сроков действительности водительских удостоверений в пределах от 5 до 15 лет, вызвали активное обсуждение граждан. В комментариях наблюдается нешуточная обеспокоенность такими нововведениями рядовых водителей и владельцев автотранспорта.

Сейчас водительские права в Украине имеют срок годности 30, 50 лет или же вообще бессрочные. Но по требованиям Директивы 2006/126/ЕС, имплементация которой проводится Министерством внутренних дел Украины в рамках "Соглашения об ассоциации между Украиной с одной стороны и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами с другой стороны", должны быть установлены новые сроки: от 5 до 15 лет, в зависимости от категории транспорта. Цель такого ограничения их действия — периодическая проверка соответствия здоровья водителей установленным медицинским и психофизическим требованиям.

Руководитель Главного сервисного центра МВД успокаивает: поскольку закон обратного действия не имеет, "счастливчики", которые на момент вступления в действие новых правил будут иметь водительское удостоверение со сроком 30, 50 лет и бессрочные — смогут пользоваться удостоверением соответственно до указанного в них срока.

Попробуем разобраться, что на самом деле происходит. Являются ли действия Министерства внутренних дел в действительности направленными на исполнение Директив ЕС? Может это ничто иное, как очередное проявление популизма, что несет за собой немалые риски.

Директивы ЕС: как всегда начинаем с конца

Действительно, согласно указанной Директиве, необходимо провести ряд мероприятий, в том числе и привести к нормам ЕС водительские удостоверения. Среди прочего, директивой предусматривается:

приведение к европейским нормам возраста водителей, разрешенному для допуска к управлению определенными категориями транспортных средств;

гармонизация категорий и подкатегорий транспортных средств;

введение микрочипа как составной части удостоверение водителя.

И вроде всем понятно, что предложенные изменения необходимо вводить. Но, возникает логичный вопрос в духе известного героя советской кинокомедии: "За чей счет банкет? Кто оплачивать будет?". Готово ли государство, а в основном сами автовладельцы к очередным расходам (необходимость уплаты за экзамены и получение удостоверений, получение медицинских справок о состоянии здоровья, изменение процедуры экзамена водителей, усиление ответственности автошкол, введение видеофиксации процесса сдачи экзаменов, подготовка и введение пластиковых удостоверений с вмонтированными в них микрочипами и т. д.)? И это не учитывая возможную коррупционную составляющую вопроса.

Здесь стоит вспомнить, что только изменения относительно видеофиксации нарушений правил дорожного движения, по мнению министра внутренних дел, нуждаются в около 1,5 млрд долларов.

Сколько инвестиций "потянут на себя" другие новые предложенные изменения? Являются ли эти инвестиции приоритетными в настоящее время? И почему государство постоянно пытается провести изменения за счет населения (в данном случае водителей и автовладельцев)?

Следует отметить, что Директива 2006/126/ЕС, как и другие, была принята для действующих государств-членов ЕС. Но Украина пока не является таковым. Понятно, что мы должны двигаться в этом направлении, но согласитесь, приоритетным должно быть выполнение требований самого "Соглашения об ассоциации между Украиной с одной стороны и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами с другой стороны". А оно прежде всего предусматривает:

– расширение и укрепление сотрудничества в области транспорта с целью содействия развитию стабильных транспортных систем;

– содействие осуществлению эффективных и безопасных транспортных перевозок, а также интермодальности и оперативной совместимости транспортных систем; приложение усилий для усиления основных транспортных связей между территориями Сторон (Глава 7, ст. 367 Соглашения);

– содействие реструктуризации и обновлению транспортного сектора Украины и постепенной гармонизации действующих стандартов и политики с существующими в ЕС.

Сотрудничество между Сторонами подразумевает также улучшение движения пассажиров и грузов; рост текучести транспортных потоков между Украиной, ЕС и третьими странами региона за счет устранения административных, технических, пограничных и других препятствий; улучшение транспортной сети и модернизации инфраструктуры, в частности на главных транспортных магистралях, соединяющих Стороны. Это сотрудничество включает и меры, направленные на упрощение пересечения границ (Глава 7, ст. 368 Соглашения).

Возникает вопрос: смена существующих водительских удостоверений (которые, кстати, действительны на территории ЕС) важнее приведения к стандартам и уровню ЕС автомобильных дорог, пунктов пограничного пропуска, разметки, транспортных развязок, эффективных и безопасных транспортных перевозок, разумной логистики, дорожных знаков, светофоров и т. д.?

Кажется, что в данном вопросе Министерство внутренних дел "ставит телегу впереди лошади". Или на реконструкцию дорог и приведение их к европейскому уровню не нужны деньги?

Возвращение техосмотров = возвращение коррупции?

Еще одной "приятной" новостью для водителей стало возобновление обязательного техосмотра для всех категорий авто. Эта инициатива анонсировалась в рамках имплементации Директивы ЕС/40/2009. Речь идет об общем техосмотре, который в странах Евросоюза был введен с начала 2015 года на все автомобили. Кабмин должен был бы вернуть техосмотр на территории Украины не позже 1 января 2017 года, но соответствующий законопроект до сих пор находится на доработке. В Министерстве инфраструктуры Украины сообщают, что обязательный техосмотр вернется не раньше, чем через два года (начиная с 2019 г.).

Ранее техосмотры проводили работники органов внутренних дел – МРЭО и ГАИ. Теперь такое право делегируют частным СТО с необходимостью получения соответствующей лицензии от Мининфраструктуры. Техосмотр не будут проходить новые автомобили в первые 4 года эксплуатации, а для остальных транспортных средств эту процедуру введут раз в 2 года.

Напомним, при прошлой власти техосмотр отменили из-за того, что он был источником коррупции. Пока не понятно, каким образом и на каких основаниях будут получать лицензии СТО, и какими критериями будут руководствоваться государственные органы при их выдаче. Мы снова получаем путь к коррупции через возможность "дать взятку за лицензию". И эта коррупционная составляющая, соответственно, будет заложена в стоимость услуг, то есть техосмотра. Возникают определенные сомнения относительно честности и прозрачности проведения таких осмотров, за которые автовладельцам придется платить из собственного кармана.

"Бумажные" реформы

При рассмотрении предлагаемых изменений в рамках выполнения Директивы также интересен следующий момент: соответствует ли нормам ЕС подготовка работников органов внутренних дел, особенно лиц, которые будут принимать экзамены и выдавать новые водительские удостоверения.

Люди все больше понимают, что реформа правоохранительных органов была сведена к популистским мерам, отчетам на бумаге. Коренных изменений, несмотря на затраченные значительные усилия и средства, на самом деле не произошло. Не произошло изменений и в реальном положении на дорогах страны: количество дорожно-транспортных происшествий в 2016 году выросло на 11,6% по сравнению с предыдущим годом.

Стоит также упомянуть, что за два года существования патрульной полиции с их участием совершено значительное количество ДТП, разбиты около 500 выделенных им "Приусов". Которыми, кстати, их комплектовали за счет других подразделений полиции.

Как будет оцениваться их подготовка? Каким образом и через сколько лет они должны будут подтверждать свое профессиональное состояние и состояние своего здоровья?

Люди не доверяют предложенным нововведениям потому, что не наблюдают действительных изменений к лучшему в самой системе Министерства внутренних дел: реформы очень напоминают сюжет известной басни И. Крылова "Квартет".

Государству следует задуматься, каким образом вернуть доверие своих граждан. Для этого сначала нужно действительно сделать какие-то шаги навстречу народу, облегчив и без того нерадостное существование, а не постоянно заглядывать в его карман.

Цікаві автомобільні публікації

Що таке відновлення та ремонт гідроциліндрів? Гідроциліндри, як і всі пристрої, схильні до поломок. Тоді рішенням є відновлення та ремонт гідравлічних циліндрів. Спеціалізовані компанії можуть швидко відновити повну працездатність зношених компонентів
Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости

Більше новин