"Пункты трезвости" и уголовная ответственность за вождение в нетрезвом состоянии

12.04.2017 р. в 19:51, uainfo

Ежегодно на дорогах Украины погибает от 3 до 4 тысяч (!) человек. Причина каждый пятой (!) смерти на дорогах – вождение транспортных средств в нетрезвом состоянии.

Это самый большой показатель среди стран ЕС – в два раза больше среднеевропейских цифр. Сейчас в Украине вопросом безопасности на дорогах занимается уже большое количество общественных организаций. В ноябре прошлого года мы с командой LEAD office стали партнерами инициативы кампании "За безпечні дороги" и решили уделить вниманию именно аспекту нетрезвого вождения.

На сегодняшний день мы уже подготовили ряд наработок, передали их Национальной полиции и предлагаем всем желающим присоединиться к разработке документов и инициатив.

Итак, мы предлагаем внедрить комплекс мер – законодательных и процедурных, которые уже работают в других странах мира. Во-первых – внедрение так называемых "пунктов трезвости". Во-вторых – криминализировать вождение транспорта в нетрезвом состоянии (то есть вместо административной ввести уголовную ответственность).

I Внедрение "пунктов трезвости"

Юридическим языком это называется внедрение "Мест обязательной проверки водителей транспортных средств на состояние опьянения". Принцип "пунктов проверки трезвости" предусматривает, что на определенных участках дороги устанавливается дополнительный знак об обязательной остановке любого автомобиля и прохождении водителем экспресс-теста на определение алкоголя в крови.

Этот "велосипед" придумали не мы. Обязательные выборочные экспресс-тесты на состояние опьянения существуют в 23 странах ЕС, в 15 из которых на законодательном уровне урегулирована организация пунктов проверки трезвости.

К примеру, в Швеции ежегодно проводят более 2.500.000 обязательных экспресс-тестов. В Финляндии ежегодно подобный тест проходит более 40% водителей. В Голландии с увеличением количества проверок вдвое – количество подтвержденных случаев управление в состоянии опьянения уменьшилась на 25%.

Как это хотим сделать у нас

1. Места обязательной проверки и срок проверки определяют уполномоченные лица.

2. Решение об определении мест должно быть в письменной форме и предъявляться по требованию водителя во время проверки. Конкретное место, время и продолжительность проверки должно быть определено соответствующим решением не позднее чем за один день до такой проверки.

3. Обязательная проверка может осуществляться в отношении всех водителей, в том числе без признаков опьянения.

4. Отказ от прохождения проверки и/или подтверждения состояния опьянения во время проверки (положительный результат на драгера или ином техническом средстве) являются основаниями для прохождения освидетельствования на состояние опьянения в общем порядке.

5. В местах проведения обязательной проверки полицейский может применять специальные технические устройства для определения опьянения или предложить водителю пройти соответствующий тест в определенном месте.

6. Места проверки обустраивают дополнительными временными знаками.

Как показывает опыт других стран, помимо прямого назначения – выявление нетрезвых водителей, "пункты трезвости" имеют еще и высокий превентивный эффект. Как правило такие пункты устанавливаются в то время и в том месте, где с большой вероятностью могут проезжать водители в состоянии алкогольного опьянения.

Самая большая проблема – это убеждение наших водителей, что, если ты ничего не нарушаешь, управлять автомобилем можно и в нетрезвом состоянии. Во-первых, потому что это никому не вредит, а во-вторых, потому что полиция тебя все равно не остановит. Введение пунктов трезвости заставляет водителей привыкнуть к мысли, что остановить и проверить могу любого водителя, независимо от того, нарушил он ПДД или нет.

II Криминализация пьянства за рулем

Мы предлагаем внести изменения в Уголовный кодекс и установить уголовную ответственность за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. В частности мы рассматриваем возможность добавить ст. 286-1 УК Украины, в которой предусмотреть уголовную ответственность за:

1. управление в состоянии алкогольного опьянения при условии, что уровень алкоголя в крови выше 0,8 промилле;

2. управление в состоянии наркотического опьянения или под действием лекарственных или других препаратов, снижающих уровень реакции независимо от уровня опьянения;

3. отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.

Такой путь имеет и юридические недостатки. В частности, возникнет проблема допустимости доказательств, поскольку сотрудники патрульной полиции имеют право составлять протоколы только об административных, а не уголовных правонарушениях.

Из той ситуации есть два выхода:

а) в случае фиксации управления транспортом в состоянии алкогольного опьянения предусмотреть в ЗУ "О Национальной полиции" право для патрульных полицейских собирать доказательств (составление протокола, видео фиксацию, задержания лица) и внести соответствующие изменения в в ст.86 УПК Украины;

б) в подзаконных актах предусмотреть создание отдельной должности следователя в каждом управлении полиции, который будет выезжать на случаи фиксации вождения в состоянии алкогольного опьянения.

Впрочем проблема криминализации пьянства за рулем может быть решена и путем принятия закона об уголовных проступках. И насколько я понимаю, в МВД уже существует соответствующий законопроект, регистрация которого задерживается по бюрократическим причинам – нет единой позиции по уже зарегистрированному законопроекту в Верховной Раде. Будем ждать.

Кстати говоря, к кампании "За безпечні дороги" также присоединились Национальная полиция Украины, Министерство инфраструктуры Украины, Всемирная организация здравоохранения, Центр демократии и верховенства права CEDEM, Vision Zero for Ukraine, LEAD office, PITBULL KIEV, Асоциация велосипедистов Киева, Академия водительского мастерства и др.

Отдельно хочу поблагодарить за гражданскую инициативу Тараса Шевченко и всю команду "Реанимационного пакета реформ", Олесю Холопик, Виктора Загребу, Злату Симоненко, Игоря Диденко, Константина Скипора, Наталию Король, Алексея Белошицкого.

Мустафа НАЙЕМ

Цікаві автомобільні публікації

Що таке відновлення та ремонт гідроциліндрів? Гідроциліндри, як і всі пристрої, схильні до поломок. Тоді рішенням є відновлення та ремонт гідравлічних циліндрів. Спеціалізовані компанії можуть швидко відновити повну працездатність зношених компонентів
Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости

Більше новин