В Украине бензин должен стоить значительно дешевле: три причины

26.06.2017 р. в 15:24, hyser

Практически каждый автолюбитель скажет вам, что в Украине бензин неоправданно дорог. Большая часть топлива в страну попадает из-за рубежа, за валюту. И когда гривна в начале года подскочила до 28 за доллар – цены на заправках моментально выросли. Прошло полгода – доллар опустился ниже 26, и цены в мире на нефть упали, а цифры на стелах АЗС не изменились.

8 гривен, 15, 20, 27. Из года в год украинские автомобилисты после очередной заправки железного коня ожидают, что следующая обойдется дороже. Ну, или столько же, если повезет. Искать более доступное топливо – только зря бензин жечь. Нас так долго убеждали, что доллар вздорожал или нефть подпрыгнула. Однако теперь говорят, что на валютном и нефтяном рынках все спокойно.

«Не глупые же коммерсанты, и водители. Они видят, что нефть упала, они видят, что курс гривны укрепился. Он существенно укрепился, особенно в первые дни лета – мы все видим обменники, курсы межбанка«, – говорит Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании UPECO.

Но так ли уж хорошо, когда заправки синхронно повышают цены? Или когда топливо, куда ни ткни – стоит почти до копейки одинаково? Совпадение? – недоумевает потребитель. Или, может, сговор? Давайте разбираться.

Только треть продаваемого в Украине топлива – отечественное. Остальное завозится из-за рубежа. За валюту. А значит, цена бензина зависит не только от того, сколько стоит нефть на мировом рынке, но и от колебаний курса гривны к доллару.

Сырье дешевело в марте, апреле и мае. С начала апреля нацвалюта укреплялась. Этот процесс продолжался и в мае.

Казалось бы, имеем как минимум два фактора, из-за которых цена бензина на автозаправках, должна была уверенно снижаться. Но не тут-то было.В первой декаде апреля цена не только не снизилась – наоборот, платить за популярное топливо пришлось больше. Нелепость какая-то.И правда. Только валюта резко подорожает, автозаправки, недолго думая, поднимают цены на топливо и удерживают их, стоит даже гривне укрепиться или нефти подешеветь. Почему? И можно ли считать такую игру – рыночной?

Как считает руководитель консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, реагировать на факторы, влияющие на стоимость бензина, украинским продавцам – просто нет смысла. Мол, и так купят.

Но в Антимонопольном комитете Украины спокойны: претензий никто не высказывал. Пока. А только ли в Украине так неохотно реагируют на стабилизацию валюты и удешевление сырья? Журналисты исследовали польский рынок.

Он, как и отечественный, представлен большим количеством автозаправок разных компаний. Единственное отличие: Польша бензин не импортирует, а продаёт в соседние страны. Правда, производится топливо из российской нефти.

«Около 10 процентов общего экспорта российской нефти потребляет Польша», – говорит Павел Поправа, советник Института энергетических исследований.

Рынок, можно сказать, является российским. Но это – конкурентоспособный рынок, рынок, на котором Россия не диктует свои цены. Цены удерживаются на мировом уровне.

Здесь конкуренция – не пустое слово. На пятачке в 10 километров можно встретить заправки одной и той же сети. И цены везде будут разными.

«Трудно представить себе ситуацию, когда в Гданьске или Жешуве цена бензина в течение двух месяцев не менялась. Я уверен, что эта ситуация в Польше невозможна. А даже если бы и случилась, то государственные структуры, занимающиеся антимонопольной деятельностью, уже давно заинтересовались бы ею. И, в случае сговора, на игроков были бы наложены штрафы», – говорит Бартоломей Савицки, журналист портала BiznesAlert.pl.

Местные органы, препятствующие возможным договоренностям между игроками, ухо держат востро. С реакцией торговцы не медлят. С конца апреля топливо на польских АЗС подешевело в среднем на 10%. И этот процесс продолжается.

«Рынок реагирует в течение нескольких дней. Как только появляется тренд к снижению, топливо на станциях начинает дешеветь», – говорит Марек Нехцял, Председатель Учреждения Охраны Конкуренции и Потребителей (Польша).

А в Украине? Как быстро реагируют продавцы на изменения на мировом рынке?

«Европейские трейдеры работают более ритмично, и более динамично реагируют на изменения. И нам действительно нужно применять этот опыт. Есть несколько стран в Европе, где цена на стеле меняется ежедневно», – говорит Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании UPECO.

Марек Нехцял – руководитель польской госструктуры по охране конкуренции и потребителей – эдакого аналога украинского антимонопольного комитета – вспоминает: то, что происходит сейчас на украинском рынке нефтепродуктов, Польша переживала до вступления в Евросоюз. Объяснение тут – одно.»Недостаточная конкуренция. На таком рынке один из игроков, долго удерживая высокие цены, спустя какое-то время может узнать, что в случае их снижения, он займет большую долю на рынке», – говорит он.

Может, у сетевых операторов в Украине действительно есть основания удерживать высокие цены на топливо? Давайте разберемся на примере столичных заправок – по каким ценам покупают, а затем продают бензин? Вот, к примеру, две популярные сети – ВОГ и ОККО. Еще недавно обе предлагали популярный девяносто пятый по 26 гривен 99 копеек. Но на прошлой неделе синхронно снизили стоимость на 50 копеек. ВОГ закупала топливо по 21,50. Разница с розничной ценой составила 4,99 грн. Или 23%.

А сети ОККО импортное топливо обошлось в 21 гривну 30 копеек. На каждом проданном литре сеть зарабатывала свыше пяти гривен. Маржа чуть-чуть не достигла 25%. Притом, что для европейской нормы прибыли даже 5% – многовато. Что же делать в такой ситуации? Или автомобилистов все устраивает? Доктор экономических наук Алексей Плотников уверен: цены несправедливые.

«Водители уходят в сжиженный газ. Массово. Результаты апреля, предварительные результаты мая показывают, что продолжают терять автолюбителя, то, кто заправлялся бензином, операторы украинские продолжают его терять», – говорит Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании UPECO.

Журналисты обратились к крупным и популярным сетям автозаправочных станций с запросом – прокомментировать месяцами не меняющиеся цены и возможное согласование действий между собой. Ответа не последовало.

Цікаві автомобільні публікації

Що таке відновлення та ремонт гідроциліндрів? Гідроциліндри, як і всі пристрої, схильні до поломок. Тоді рішенням є відновлення та ремонт гідравлічних циліндрів. Спеціалізовані компанії можуть швидко відновити повну працездатність зношених компонентів
Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости

Більше новин