Почему украинцам приходится ездить на автохламе

07.11.2017 г. в 09:01, autonews.ua

Проблема брошенных на улицах «ничейных» автомобилей, в которой на днях разбирались autonews.ua, напрямую связана с вопросом утилизации автохлама.

По состоянию на 2016 год средний возраст украинских автомобилей составлял около 18,5 лет. Можно смело утверждать, что эта цифра немного омолодилась — автотрейдеры сообщали, что за последний год в Украине рынок новых автомобилей вырос, а вдобавок с августа 2016 года к нам по льготным акцизам пошел ощутимый поток транспорта не старше 2010 года выпуска. Так что в какой-то мере автопарк стал омолаживаться.

При этом, в стране огромное количество машин, чей возраст перевалил за тридцатку — почти 30% (данные Моторного (транспортного) страхового бюро Украины). Хотя, по мнению директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, эту цифру точной считать нельзя.

«Люди могут как-то избавляться от старых авто, но с учета не снимать. Когда существовал транспортный сбор, люди были заинтересованы снимать с учета, чтобы его не платить. А сейчас никакой мотивации нет. Так что на самом деле, точной цифры вам никто не скажет. Автохлама может быть как меньше, так и больше», — говорит Олег Назаренко.

Экономика утилизации

Согласно официальным данным от Минэкологии, за последние три года в Украине не было утилизировано ни одного (!) автомобиля. То же autonews.ua сказали и на киевском предприятии «Современный центр утилизации». Эксперты объясняют это тем, что в стране существуют тысячи авторазборок и налаженный бизнес по экспорту металлолома. Одно это обесценивает в глазах автовладельца идею платить кому-то за утилизацию старья, когда на нем можно заработать.

Несложно прикинуть разницу. В законе об утилизации авто, который Рада приняла в 2013 году, базовая ставка «утилизационного налога» при покупке новых легковых авто составляла 5,5 тыс грн, а с учетом различных коэффициентов прибавка к стоимости могла доходить до 30,2 тыс грн. Получается, примерно столько пришлось бы заплатить, если избавляться от автомобиля «по закону». Тогда как, по данным онлайн-площадки Prom.ua, украинские предприятия скупают автохлам по цене от 2000 до 5500 грн за тонну (дешевле всего — в Кременчуге, дороже — в Харьковской области). Также цена зависит от того, сдают авто в сборе или «чистый» кузов.

Таким образом, математика в глазах автовладельцев предельно проста: или вынь да положь минимум 5 тысяч за утилизацию, или получи столько же, отдав машину как металлолом.

Автохлам в обмен на печеньки: почему мы не можем, как другие

Известно, что закон об утилизации старых автомобилей уже несколько лет действует в России. Согласно условий их программы, владельцу автомобиля после его сдачи предоставляют скидку на покупку новой машины (от 25 до 125 тыс руб в зависимости от марки и модели). По такой же логике пытались выписать законодательство и у нас, но не получилось.

Причина, как оказалось, в том, что если подобную практику внедрить у нас, мы неминуемо попадем под обвинения в нарушении правил ВТО.

«В России существуют 23 автомобильных заводов, а сейчас будет запущен 24-й — завод Mercedes. На сегодня там представлены производства практически всех популярных марок автомобилей (не только Subaru, Honda, Suzuki). Поэтому, когда Россия стимулирует сдавать старые и покупать новые авто, никто не может заикнуться, что это не по правилах ВТО. Поэтому Subaru не побежит жаловаться, что россиян подталкивают покупать только российские марки, ведь там есть широкий выбор и иностранных брендов, которые произведены в РФ. В Украине нет такого мощного автопрома, и поэтому, если государство введет такие вещи, это будет оценено как создание преимуществ отечественному производителю. Да, чешские, корейские, китайские фирмы, которые производятся в Украине, возмущаться не будут. Но японские, американские, немецкие сразу побегут в ВТО и скажут, что Украина не имеет права так делать», — объясняют в ВААИД.

Сомневаются в кругах экспертов, что у нас сейчас можно применить и европейскую практику.

«Допустим, в Германии, чем старше автомобиль, тем больше ежегодный транспортный сбор и экологический налог должен платить его владелец. Поэтому, немец заинтересован или продать машину за копейки украинцу, или утилизировать. В Украине же ситуация кардинально другая. В правительстве есть воля ввести экологический сбор. С одной стороны, это подействует — люди отдадут весь автохлам на утилизацию, чтобы не платить экосбор. Но будет и другая сторона. Экологический налог ударят по бедным. Потому, что кто у нас ездит на «Жигулях», «Москвичах» — как раз люди, которые купили их еще в Союзе и могут позволить себе выехать на них раз в год на дачу, чтобы собрать какие-то бурячки. Если забрать у пенсионеров их «Москвичи», кому от этого станет лучше?», — говорит Олег Назаренко.

Кто лоббирует пробуксовку

Неофициально, к слову, «стальное лобби», заинтересованное в стабильном притоке автометаллолома, называют одним из основных противников принятия законодательства об утилизации. Но экономисты говорят, что далеко не последняя роль в этом и автоимпортеров.

«Закон про утилизацию отменили в 2014 году, списав его на «злочинную владу». Сейчас принимать новые законы никто не хочет, потому, что против этого выступают, в первую очередь автоимпортеры. Представьте, что кто-то привозит в Украину 1000 автомобилей и эту же 1000 он потом должен утилизировать. Соответственно, стоимость утилизации им нужно включать в цену, а это распугает клиентов, а они сами будут недополучать прибыль. Поэтому, пока что все друг с другом договариваются, но а усилий для принятия законов прикладывают мало», — говорит autonews.ua экономист Александр Охрименко.

Интересные автостатьи

Восхитительный трибьют BMW Isetta: электрокар Microlino Несмотря на внушительное количество инноваций в отрасли, не каждый день дебютирует новый электромобиль с такими успешными предпродажами. Предварительные заказы на Microlino уже перевалили за 100 миллионов долларов, вот насколько многообещающий этот bubble car.
Собрать за 16 секунд: мегазавод Suzuki Maruti в Индии Данные. Факты, цифры. Информация. Называйте, как хотите, но только так можно передать масштаб производства Suzuki Maruti в Индии. Иные прилагательные, метафоры, заумные фразы не подходят.
10 самых крутых и необычных мотоциклетных колясок Многие современные байкеры вряд ли согласятся с утверждением, что коляска и мотоцикл — идеальная пара. Но посмотрите как переплетаются их судьбы. А первая коляска даже предшествует первому мотоциклу.
Как выглядит музей советских автомобилей в США В маленьком городке Саммамиш, штат Вашингтон, расположен удивительный и необычный для США музей — музей автомобилей производства СССР. Это атмосферное место под открытым небом притягивает к себе энтузиастов ретро-автомобилей. Ценители советских машин могут поделиться своей страстью и любовью к автомобильной истории восточноевропейского региона.
Невероятные приключения самого дешевого в истории Bugatti Veyron Эту забавную историю на суд читателя предоставил человек по имени Эд Болян. Эд ранее работал директором по продажам в салоне редких автомобилей и всегда мечтал о приобретении Bugatti Veyron.
10 удивительных суперкаров, о которых вы вряд ли слышали Ничто, без сомнения, не сравнится с суперкаром. Мы говорим об автомобиле, который никогда не перестает привлекать внимание и вместо того, чтобы обесцениваться со временем, суперкар будет только дорожать.
История автомобилей: Топ-10 интересных фактов Автомобили появились еще в далеком 1769 году, когда были созданы первые экземпляры с паровым двигателем. В 1807 году Франсуа Исаак де Риваз спроектировал первый автомобиль, который был оснащен двигателем внутреннего сгорания, работающим на топливном газе.
Дешевые масл-кары в США: новый Camaro и 7 альтернатив дешевле $25000 Недавно Chevrolet выпустила Camaro 2019 года, стартовая цена которого в США составляет 26 495 долларов. В базовой комплектации модель оснащена 2,0-литровым 4-цилиндровым двигателем с турбонаддувом, на 275 л.с. Однако, этот автомобиль стоит дороже, чем некоторые его конкуренты, такие как Toyota 86 и Mazda MX-5, и не каждый может себе его позволить. Если вы по какой-то причине не можете приобрести Chevy Camaro 2019 года, предлагаем вашему вниманию семь менее дорогих альтернатив.
Летающий спортивный автомобиль Volante Vision Concept от Aston Martin (видео) Компания Aston Martin продемонстрировала свой футуристический летающий спортивный автомобиль, способный преодолевать расстояние из Лондона в Ливерпуль всего за час. Новое изобретение роскошного бренда было представлено на автошоу в Фарнборо.
Любимец президента США: Единственный в истории серийный автомобиль-амфибия Модель Amphicar 770 — автомобиль-амфибия, который был создан в Западной Германии и продавался в Соединенных Штатах с 1961 по 1967 год, дебютировав на автошоу в Нью-Йорке в 1961 году. Машина была спроектирована немецким инженером Гансом Триппелем, и изготовлена на предприятиях Quandt Group в Берлине и Любеке. В общей сложности в одном поколении было произведено 3887 экземпляров.
Недорогие, но по-настоящему крутые мотоциклы 2018 года Вы — истинный фанат двухколесных транспортных средств, но велосипед уже не удовлетворяет ваш бунтарский дух? Если да, то рады сообщить, что 2018 год может стать идеальным годом для покупки нового мотоцикла. Сегодня на рынке огромное количество разнообразных моделей, так что каждый сможет подобрать себе железного коня. Мы представляем вашему вниманию недорогие байки, которые отлично подходят для езды, и при этом высоко ценятся.
Самая большая и удивительная коллекция японских автомобилей, которую долго скрывали от людей В 1989 году американский дилер Honda по имени Гэри Данкан выиграл поездку в Японию на Токийский автосалон. Именно там он впервые увидел восхитительный ретро-Nissan Figaro, и в его голове зародилась навязчивая идея, которая с десятилетиями реализовалась в самую большую и удивительную коллекцию японских автомобилей в США.

Больше новостей