Авто на «иностранной регистрации»: стоит ли «игра» «свеч»

17.11.2017 г. в 20:11, autotheme.info

Высокая «стоимость» растаможки купленных заграницей автомобилей принуждает граждан Украины использовать всевозможные «лазейки» украинского законодательства, предоставляющие возможность использовать на территории Украины авто на «иностранной регистрации», не растамаживая их. Об рассказывает юрист Станислав Коптилин.

В большинстве случаев такие автомобили завозятся в Украину в режимах «транзит» (ст. 95 Таможенного кодекса Украины (далее – «ТК Украины») и «временный ввоз» (на основании положений «Стамбульской конвенции», участником которой является Украина).

При использовании режима «транзит» автомобиль должен «пересекать» границу Украины каждые 5 суток (10 суток – в случае, когда въезд/выезд производятся через разные таможенные посты). Ввиду ограниченности срока ввоза, использование режима «транзит» практикуется в приграничных районах Украины в виде «челночного» пересечения границы.

Режим «временный ввоз» является более выгодным с точки зрения сроков ввоза автомобиля, который устанавливается органом доходов и сборов в каждом конкретном случае, но не должен превышать трех лет с даты установления такого режима.

Использование режима «временный ввоз» на основании положений «Стамбульской конвенции» имеет существенный недостаток: в таком случае гражданин Украины не является собственником автомобиля, а лишь его фактическим пользователем. Юридическим же собственником автомобиля является иностранная компания, которая предоставляет гражданину Украины пакет документов, на основании которого последний якобы осуществляет деятельность в интересах такой компании и пользуется данным автомобилем для коммерческих целей на территории Украины.

Штрафы

Использование указанных выше таможенных режимов несет в себе риски финансового характера в связи с тем, что таможенные органы могут прийти к выводу относительно незаконности использования определенного таможенного режима либо установят факт нарушения таможенных правил в связи с невывозом автомобиля заграницу в предусмотренный таможенным режимом срок.

Так, за превышение сроков вывоза автомобиля в режиме «транзит» установлены следующие размеры штрафов: не более чем на одни сутки — 170 грн., не более чем на 10 суток — 3400 грн., более чем на 10 суток — 8500 грн. (ст. 470 ТК Украины).

Хотя законодательством не установлен срок, на протяжении которого после уплаты штрафа автомобиль должен быть вывезен за пределы Украины, это не означает, что после оплаты штрафа гражданин может бессрочно и без каких-либо проблем пользоваться автомобилем на территории Украины.

Не стоит забывать о ст. 485 ТК Украины, которая предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 300 % неоплаченной суммы таможенных платежей за «другие противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей».

Теоретически, положения этой статьи могут быть применены таможенным органом в случае невывоза автомобиля за пределы Украины после применения к собственнику автомобиля санкций, предусмотренных ст. 470 ТК Украины.

Статья 485 ТК Украины является весьма «популярной» при рассмотрении дел о нарушении таможенных правил, связанных с пользованием гражданами Украины автомобилями на «иностранной регистрации».

При определении размера штрафа согласно ст. 485 ТК Украины таможенный орган может брать за основу сумму таможенных платежей, подлежащей оплате при растаможке аналогичных автомобилей (учитывая год выпуска, комплектацию и т.д.). В таком случае сумма таможенных платежей может быть очень завышена, что в итоге может иметь следствием присуждение штрафа, размер которого может в разы (десятки раз) превышать стоимость автомобиля.

Что касается схемы с использованием положений «Стамбульской конвенции», то судебная практика в большинстве случаев также сводится к применению таможенными органами ст. 485 ТК Украины. Очень часто пользователи автомобилей пытаются «натянуть» действие положений данной конвенции на свою «ситуацию», но предоставляемые ими документы не всегда являются достаточными для подтверждения правовой позиции пользователя автомобиля, либо подтверждают позицию таможни о нераспространении положений данной конвенции на конкретную ситуацию.

Так, к примеру, Приморским районным судом г. Одессы 03.11.2017 года было вынесено Постановление в деле № 522/19001/16-а, которым было сохранено в силе постановление таможни о наложении на гражданку Украины штрафа в размере более 3,6 млн. грн. на основании ст. 485 ТК Украины в связи с пользованием ею нерастаможенным автомобилем Cadillac Escalade, зарегистрированным в Литве и ввезенным на территорию Украины гражданином Белоруссии. При этом, пользователь автомобиля ссылалась на наличие у нее доверенности собственника автомобиля и на положение «Стамбульской конвенции», которое предусматривает, что «транспортные средства частного использования могут использоваться третьими лицами, имеющими надлежащее разрешение пользователя права временного ввоза. Каждая Договаривающаяся Сторона может позволить такое использование лицом, постоянно проживающим на ее территории, особенно если она использует его от имени и согласно инструкциям пользователя права временного ввоза».

Суд же пришел к выводу, что указанное выше положение «Стамбульской конвенции» «предусматривает возможность предоставления права, а не обязывает государств — участников предусмотреть во внутреннем законодательстве возможность предоставления разрешения на использование временно ввезенных транспортных средств лицу, являющемуся резидентом Украины. Напротив, ч. 4 ст. 380 ТК Украины прямо установлен запрет на передачу такого транспортного средства во владение, пользование или распоряжение другим лицам».

В других случаях суды делают заключение о том, что предусмотренную ст. 485 ТК Украины ответственность может нести не фактический пользователь автомобиля, а лицо, взявшее на себя обязанность по соблюдению правил режима временного ввоза, то есть лицо, везшее автомобиль в Украину и задекларировавшее его. Так, Постановлением Малиновского районного суда г. Одессы от 27.07.2017 года в деле № 521/7892/17 отменяя постановление таможни о наложении штрафа суд пришел к следующему заключению: «по содержанию ст. 485 ТК Украины, состав указанного нарушения обусловливает наличие особой цели уклонения от уплаты налогов и сборов или уменьшение их размера. Наличие такой цели возможно лишь в действиях лица, ответственного за соблюдение таможенного режима временного ввоза, которое является декларантом и плательщиком указанных таможенных платежей и имеет льготы по их уплате… Поскольку истец не является декларантом соответствующего транспортного средства и лицом, ответственным за соблюдение режима временного ввоза, а также не является плательщиком таможенных платежей при его ввозе на территорию Украины на указанных условиях, судебная коллегия пришла к выводу, что истец не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 485 ТК Украины и не может нести административную ответственность за указанное правонарушение». Аналогическая правовая позиция содержится в Постановлении Одесского окружного административного суда от 14.06.2017 года в деле № 500/58/17 и многих других делах.

При этом, Высший административный суд Украины в Постановлении от 08.06.2017 года (производство № К/800/18824/16) пришел к абсолютно противоположному мнению, указав следующее: «суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу относительно правомерности привлечения ЛИЦО_2 к административной ответственности в соответствии с положениями ст. 485 ТК Украины, поскольку истец осуществлял использования товаров (спорного автомобиля), в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в других целях, нежели те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы». Аналогическая правовая позиция содержится в Определении Харьковского апелляционного административного суда от 19.04.2017 года в деле № 633/383/16-а и многих других делах.

Приведенные выше примеры судебных решений показывают, что судебная практика применения ст. 485 ТК Украины является довольно неустоявшейся. При рассмотрении данной категории дел большое значение имеет пакет документов, которым подтверждается право пользования автомобилем на территории Украины. При этом стоит учитывать тот факт, что таможенные органы Украины могут обращаться в государственные органы страны регистрации автомобиля для получения информации, которая имеет значение при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил, в том числе — информации о том, является ли пользователь автомобиля сотрудником иностранной компании-собственника автомобиля, что имеет значение при применении положений «Стамбульской конвенции».

Исходя из изложенного выше, покупая автомобиль на «иностранной регистрации» гражданин Украины должен быть готов как к «отражению» обоснованных либо необоснованных решений таможенных и судебных органов, так и к возможным затратам в виде штрафных санкций, размер которых может в разы превышать стоимость автомобиля. Поэтому к вопросу покупки такого автомобиля нужно подходить разумно и сопоставлять размер «выгоды» с размером риска понесения возможных затрат.

Интересные автостатьи

10 бесстыдных клонов популярных мотоциклов Мотоциклы являются символом мужественности. Многие мужчины выбирают байк из соображений удобства перемещения, но есть и другие — настоящие фанаты этого транспортного средства, которые живут жизнью байкеров, придерживаясь философии этого движения.
Страшная статистика: Каждый восьмой водитель признается, что засыпал во время вождения Согласно данным нового исследования, каждый восьмой водитель засыпает за рулем. Опрос более чем 20 000 водителей выявил еще 37%, заявивших, что они так устали, что могут уснуть в любой момент.
Как не оказаться на обочине: эксперты дали 10 советов по зимнему вождению Несмотря на все предупреждения синоптиков, снег выпадает неожиданно для многих водителей, которые оказываются неподготовленными к смене погоды.
Конец Формуле-1? Автоспорт станет незаконным уже в декабре из-за новых правил страхования ЕС Если не будут внесены изменения, Европейская директива по страхованию автотранспортных средств потребует полного страхования всех автомобилей, что сделает невозможными все виды автоспорта.
Сыны Анархии: Интересные факты о мотоциклах Чарли Ханнема Джекс Теллер — самый популярный персонаж из знаменитой киносаги «Сыны Анархии». Как президент SAMCRO он знал, когда нужно быть жестким, а когда немного мягче. Примечательно, что в реальной жизни Чарли Ханнем почти такой же.
Как подготовить автомобиль к зиме Водитель должен знать, что в любой сезон машина требует тщательной подготовки. Также это касается прихода зимы.
Достаточно ли вы умны, чтобы пройти собеседование у Илона Маска? Поддерживая всеобщую навязчивую одержимость Илоном Маском, хочется отметить, что попасть на собеседование к пресловутому футуристу уже само по себе — мечта. А уж получить работу в его компании было бы нереально круто.
Миллионеры из трущоб: Богачи с дешевыми авто Богатые и знаменитые принадлежат к 1% мирового населения и являются объектом зависти остальных 99. В то время как большинство из нас фантазирует о том, каково это жить на широкую ногу, Форбс объявил 2018 год — годом богатства, поскольку более 2 200 человек стали миллиардерами. Причем большинство из них «создали себя сами» и начинали с нуля.
10 жутких историй, рассказанных автостоперами Поездки автостопом преследует дурная слава, в основном из-за страшных фильмов и городских легенд. Однако, это не означает, что такой способ передвижения совершенно безопасен. На самом деле, автостоп может быть чрезвычайно рискованным предприятием, особенно для молодых женщин.
Tata Nano: Вся правда о самом дешевом автомобиле в мире Tata Motors является 17-м крупнейшим производителем автомобилей в мире и выпускает широкий ассортимент продукции, включая пассажирские автобусы, автомобили и военные транспортные средства. Tata принадлежит бренду Jaguar Land Rover. Но, несмотря на прочный фундамент, основанный на автомобилях высокого класса, в 2008 году Tata начала производство совершенно иного зверя.
Необычный транспорт, попавший в Книгу рекордов Гиннеса Люди создают удивительные вещи. Инженерный гений человека действительно не знает границ и, как это ни странно прозвучит, способен даже «ломать» законы физики! Или хотя бы здравый смысл… В любом случае, создатели этих транспортных средств были или безумцами, или гениями.
Топ-11 заблуждений о мотоциклах Любители мотоциклов заявляют, что если вы по-настоящему хотите испытать ощущение свободы, вам нужно оседлать байк. С другой стороны, у большинства людей слишком много заблуждений о езде на этом транспортном средстве, и мы обсудим некоторые из них в этой статье.

Больше новостей