Общественный транспорт: светит ли украинцам комфортный и современный проезд?

22.01.2018 г. в 17:55, etcetera.media

В последние несколько месяцев сразу в нескольких украинских городах подорожал проезд в маршрутных такси. Люди возмущены, ведь ни о каком повышении комфорта перевозок речи не идет. Перевозчики подтверждают, что на комфорт надеяться нечего – новый тариф якобы рассчитан лишь на то, чтобы не потерять то, что есть сейчас. А ведь «потерять» нынешние маршрутки – не такая уж плохая идея. И вот почему.

ЕСТЬ АЛЬТЕРНАТИВА. Прогрессивный мир давно понял, что общественный транспорт – это хорошо, а коммунальный общественный транспорт – еще лучше. Но только в том случае, когда маршруты создаются и обслуживаются городскими структурами, можно говорить о долгосрочных транспортных стратегиях, последовательной и ориентированной на пассажиров тарифной политике, контроле качества перевозок. Ведь, когда городская администрация прямым текстом говорит, что никак не может повлиять на частного перевозчика, – ни то, ни другое, ни третье невозможно.

«Э» – ЗНАЧИТ ЭЛЕКТРО. Наиболее разумная и логичная альтернатива засилью частных дорогих и не всегда качественных маршруток – это электротранспорт. Однако в Украине не строят новые трамвайные и троллейбусные линии. То, что имеют сейчас украинские города, – наследие Советского Союза. Максимум, на что способны муниципалитеты – это поддержание существующих маршрутов, обновление и пополнение подвижного состава, причем по большей части за счет кредитных средств.

Тем временем города растут и требуют более разветвленной транспортной сети, а возможности (и желания) охватывать «слепые пятна» на городских картах у коммунальных предприятий нет. Тем более в условиях, когда муниципалитеты физически (перевозчики по первому требованию предоставляют транспорт для нужд города) и финансово (из-за откатов при распределении маршрутов и лоббировании новых тарифов) заинтересованы в частниках. Но проблема в том, что решение вопроса развития электротранспорта зависит исключительно от политической воли местных советов.

Читайте также: ПЕРВЫЕ В МИРЕ: В КИТАЙСКОМ ГОРОДЕ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАЛИ 100% АВТОБУСНОГО ПАРКА

ПО БИЛЕТАМ. Еще один шаг к нормализации ситуации с общественным транспортом – это учет пассажиров при помощи электронных билетов.

В Украине это пока отдельные инициативы и пилотные проекты. Так, в Одессе, например, систему тестируют уже около года. Хотя «изобретать велосипед» нет нужды – все давным-давно придумано и опробовано.

Тернополь как раз таким путем и пошел – начал внедрять электронный билет. Пока система действует параллельно с наличной оплатой, но город в этом вопросе хотя бы сдвинулся с мертвой точки, в отличие от Одессы. Есть еще инициатива по внедрению электронного способа оплаты от ПриватБанка. По данным финучреждения, уже около 20 украинских городов на отдельных маршрутах установили специальные валидаторы для расчета банковскими картами. Примечательно, что на днях один такой маршрут был запущен в Авдеевке.

Что даст учет пассажиров?

Во-первых, позволит оценить реальное положение дел в транспортной сфере: сколько именно пассажиров перевозят и какое количество из них – льготники. Потому что сейчас все цифры, которые предоставляют как частные перевозчики, так и коммунальные, можно принимать разве что на веру.

Во-вторых, будет исключена коррупционная составляющая – оборот налички в транспорте. Из-за этого с водителей будут сняты обязанности кассира и контролера.

В-третьих, появится возможность комфортного внедрения разных тарифов на проезд в зависимости от расстояния, социальной категории, времени поездки и комбинации видов транспорта в течение определенного времени.

ЛЬГОТЫ НЕ ПРО ТРАНСПОРТ. Украина медленно, но верно движется в направлении монетизации льгот. И хотя этот вопрос очень болезненный для общества и постоянно становится предметом политических манипуляций, другого пути его решения нет. Транспортные льготы лишают предприятия возможности развиваться, а значит опосредованно ухудшают качество перевозок. Есть другие способы сделать цену на проезд боле лояльной к определенным категориям граждан. Кроме непосредственно монетизации, это могут быть системы бонусов, особые условия для жителей города и тех, кто приобретает долгосрочные проездные и прочее.

НОВЫЕ ЦЕНЫ – НОВОЕ КАЧЕСТВО. Важно понимать, что проезд не может стоить дешево или не стоить вообще ничего. Иначе каким образом транспортная сфера будет выживать? По нашим меркам, общественный транспорт в Лондоне, Сеуле, Нью-Йорке и даже Варшаве очень дорогой. Безусловно, есть разница зарплат и уровня жизни, но это не значит, что для местных жителей заплатить 1-7 долларов за проезд в одну сторону – это раз плюнуть. Только гибкая тарифная политика и система проездных дает возможность людям со средними доходами не спускать на проезд весь свой месячный бюджет.

Что касается наших реалий, то по оценкам некоторых экспертов, если бы политическая составляющая была исключена из вопроса формирования тарифов, то вместо 2-3 гривен за билетик в трамвай украинцы отдавали бы не менее 10. Представить такую картину крайне сложно. Зато все мы легко представляем современные, теплые и бесшумные трамваи и троллейбусы, которые уже должны курсировать по маршрутам, но только за те же 2-3 гривни.

Интересные автостатьи

10 изобретений, которые навсегда изменили ход автомобильной истории Нельзя отрицать, что автомобиль — впечатляющая машина, которая никогда не переставала развиваться. Во многих случаях его эволюция обусловлена растущей необходимостью повышать безопасность и комфорт пассажиров и водителя.
10 бесстыдных клонов популярных мотоциклов Мотоциклы являются символом мужественности. Многие мужчины выбирают байк из соображений удобства перемещения, но есть и другие — настоящие фанаты этого транспортного средства, которые живут жизнью байкеров, придерживаясь философии этого движения.
Страшная статистика: Каждый восьмой водитель признается, что засыпал во время вождения Согласно данным нового исследования, каждый восьмой водитель засыпает за рулем. Опрос более чем 20 000 водителей выявил еще 37%, заявивших, что они так устали, что могут уснуть в любой момент.
Как не оказаться на обочине: эксперты дали 10 советов по зимнему вождению Несмотря на все предупреждения синоптиков, снег выпадает неожиданно для многих водителей, которые оказываются неподготовленными к смене погоды.
Конец Формуле-1? Автоспорт станет незаконным уже в декабре из-за новых правил страхования ЕС Если не будут внесены изменения, Европейская директива по страхованию автотранспортных средств потребует полного страхования всех автомобилей, что сделает невозможными все виды автоспорта.
Сыны Анархии: Интересные факты о мотоциклах Чарли Ханнема Джекс Теллер — самый популярный персонаж из знаменитой киносаги «Сыны Анархии». Как президент SAMCRO он знал, когда нужно быть жестким, а когда немного мягче. Примечательно, что в реальной жизни Чарли Ханнем почти такой же.
Как подготовить автомобиль к зиме Водитель должен знать, что в любой сезон машина требует тщательной подготовки. Также это касается прихода зимы.
Достаточно ли вы умны, чтобы пройти собеседование у Илона Маска? Поддерживая всеобщую навязчивую одержимость Илоном Маском, хочется отметить, что попасть на собеседование к пресловутому футуристу уже само по себе — мечта. А уж получить работу в его компании было бы нереально круто.
Миллионеры из трущоб: Богачи с дешевыми авто Богатые и знаменитые принадлежат к 1% мирового населения и являются объектом зависти остальных 99. В то время как большинство из нас фантазирует о том, каково это жить на широкую ногу, Форбс объявил 2018 год — годом богатства, поскольку более 2 200 человек стали миллиардерами. Причем большинство из них «создали себя сами» и начинали с нуля.
10 жутких историй, рассказанных автостоперами Поездки автостопом преследует дурная слава, в основном из-за страшных фильмов и городских легенд. Однако, это не означает, что такой способ передвижения совершенно безопасен. На самом деле, автостоп может быть чрезвычайно рискованным предприятием, особенно для молодых женщин.
Tata Nano: Вся правда о самом дешевом автомобиле в мире Tata Motors является 17-м крупнейшим производителем автомобилей в мире и выпускает широкий ассортимент продукции, включая пассажирские автобусы, автомобили и военные транспортные средства. Tata принадлежит бренду Jaguar Land Rover. Но, несмотря на прочный фундамент, основанный на автомобилях высокого класса, в 2008 году Tata начала производство совершенно иного зверя.
Необычный транспорт, попавший в Книгу рекордов Гиннеса Люди создают удивительные вещи. Инженерный гений человека действительно не знает границ и, как это ни странно прозвучит, способен даже «ломать» законы физики! Или хотя бы здравый смысл… В любом случае, создатели этих транспортных средств были или безумцами, или гениями.

Больше новостей