Украина теряет не только ЗАЗ, но и поставщиков автомобильных комплектующих

15.02.2018 р. в 20:47, www.autoconsulting.com.ua

За последние несколько лет стало понятно, что автомобильное производство в нашей стране – отрасль не приоритетная. Хотя, именно автомобильное производство обеспечивает рабочие места в смежных отраслях. По статистике, одно рабочее место на автозаводе создает еще 10 рабочих мест на производстве комплектующих.

Еще буквально пять лет назад, на производство автомобильных компонентов у нас в стране возлагали большие надежды. Планировали, что если не удалось привлечь в страну зарубежных автогигантов, получится хотя бы завлечь к нам крупных производителей запчастей и комплектующих. Создать мощные промышленные кластеры, которые смогут обеспечивать всем необходимым не только отечественную автомобильную отрасль, но и экспортировать продукцию за рубеж.

Ровно 10 лет назад карта поставщиков автомобильных компонентов, по данным «Укравтопрома», выглядела так:

И это – крупнейшие из них. Сегодня, многих из них уже нет. Причин несколько. Некоторые предприятия остались в зоне военных действий и в оккупированном Крыму. Многие перестали работать из-за сокращения производства автомобилей в Украине – ведь их продукция в больших объемах стала не нужна.

Одним из положительных примеров можно считать основание в 2005 году ЗАЗом СП с мировым производителем выхлопных систем Bosal Nederland BV (БОСАЛ). Только в 2007 году было произведено около 160 тыс. комплектов выхлопных систем. В 2017 году СП произвело свыше 250 тыс. комплектов выхлопных систем, из которых 92% поставлено на европейский рынок. В 2018 году у СП планы произвести и поставить на рынок Европы, в торговую сеть БОСАЛ около 390 тыс. комплектов выхлопных систем. И эти комплектующие будут установлены на модели Renault, Peugeot, Opel, VW, Audi, MB. Но, как часто бывает, это, скорее, исключение из правил.

Только среди поставщиков Запорожского автомобилестроительного завода, по данным профильной Ассоциации «Укравтопром», на территории Донецкой области осталось 25 предприятий. А в Луганской – 11 предприятий. Среди них изготовители резино-технических изделий, радиаторов, инструментов, пружин, изделий из цветных металлов, которые используются в производстве автомобилей.

Но намного больше производителей автомобильных компонентов ЗАЗ потерял не от военных действий на Востоке страны. А из-за катастрофического сокращения объемов производства автомобилей на предприятии. По данным Ассоциации «Укравтопром», в 2013 году производство автомобилей на ЗАЗе обеспечивало 714 поставщиков (566 украинских, 41 – из стран СНГ, 107 – из стран дальнего зарубежья). В прошлом 2017 году количество поставщиков ЗАЗа уменьшилось до 498 (383 украинских, 28 из стран СНГ и 87 – из дальнего зарубежье). А на каждом из 183 таких предприятий был свой коллектив. А это — семьи, дети, не говоря уже об отчислениях налогов в бюджет. И судя по тому, как на ЗАЗе сократился выпуск автомобилей, в зоне риска еще 383 малых и больших предприятий. У них теперь не будет заказов с ЗАЗа. И это – необратимый процесс. Такой же, как и в стране в целом.

Производство автотранспортных средств на ЗАЗе:

2013 – 22032 шт.

2014 – 13144 шт.

2015 – 3949 шт.

2016 – 526 шт.

2017 – 1682 шт.

И если еще 10 лет назад Украина могла похвастаться квалифицированной рабочей силой и рассчитывать на технологичное производство, то сегодня картина иная. В основном, у нас остались те компании, которые пришли в Украину не за квалифицированной, а за дешевой рабочей силой. И даже, если ситуация начнет налаживаться, квалифицированный персонал невозможно будет набрать в одночасье. Во-первых, он разбежался, эмигрировал, поменял квалификацию. Во-вторых, новых людей еще нужно выучить. То есть – может сложиться ситуация, когда реализовывать даже самые интересные и нужные для страны проекты, будет попросту некому. Яркий пример тому – попытка японской компании Fujikura открыть простейшее производство жгутов электропроводки в г. Немиров Винницкой области. Набрать персонал под это производство оказалось архисложно, притом, что и особых требований к работникам в компании не выдвигали. Еще сложнее будет возродить машиностроительные проекты, где уже нужны работники высокой квалификации. Разрушать всегда легче, чем созидать. И на восстановление промышленного потенциала тех же поставщиков ЗАЗа, даже если появятся инвестиции и спрос, могут уйти годы.

Цікаві автомобільні публікації

Що таке відновлення та ремонт гідроциліндрів? Гідроциліндри, як і всі пристрої, схильні до поломок. Тоді рішенням є відновлення та ремонт гідравлічних циліндрів. Спеціалізовані компанії можуть швидко відновити повну працездатність зношених компонентів
Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости

Більше новин