Бум "зеленых" машин в мире: почему Украина до сих пор не производит электромобили

09.03.2018 г. в 16:49, ua.today

Украина в пятерке стран по развитию рынка электрических машин. В 2017 году украинцы купили 2697 авто – это в 2,3 раза больше, чем в 2016-м. В основном это поддержанные Nissan Leaf.

В этом году спрос на электромобили будет еще больше – парламент снизил налоги, и купить электрокар стало дешевле на 17%. К 2035 году каждый четвертый автомобиль в Украине будет электрическим, прогнозирует Центр Разумкова.

Переориентация на электромобили – глобальный тренд. Страны Европы, Китай и Индия заявили, что откажутся от продаж машин с двигателем внутреннего сгорания (ДСВ) через 10-25 лет.Да и сами автопроизводители начали ориентироваться на производство гибридов и электромобилей. Например, Volvo объявила, что к 2019 году у всех новых машин будет аккумулятор и электродвигатель. Планы перехода на электрические приводы объявили BMW, Daimler и Volkswagen Group.

Украинские автопроизводители проиграли в производстве машин с ДСВ. Но занять свою нишу в электромобилестроении еще не поздно.

Экспериментальные разработки электрокаров в Украине появились еще в 1973 году, также были несколько моделей после провозглашения Независимости. Однако в серийное производство они так и не пошли, хотя в стране есть все условия для строительства электрических машин: потребительский спрос, залежи лития и машиностроительные заводы.

Пять попыток наладить производство электромобилей

В Украине не раз пытались выпустить электромобиль. Первым считается ЗАЗ-968 Электро. Экспериментальную машину разработал Запорожский машиностроительный институт в 1973 году. Автомобиль имел электродвигатель мощностью 4 Квт и систему рекуперации энергии – то есть, батареи подзаряжались при торможении. Батарея машины весила около 400 кг, а на одной зарядке "Электрозапорожец" мог преодолеть 100 км. Через год электромобиль получил золотую медаль на Всесоюзной выставке научно-технического творчества молодежи. Его собирались запустить в серийное производство. Но финансирование на ЗАЗ-968 Электро так и не выделили.

После выхода Украины из состава СССР Институт электродинамики НАН и ЗАЗ представили "Таврию-Электро". ЗАЗ 11091 оснастили электромотором мощностью 25 Квт. Заявленный запас хода – 130 километров, максимальная скорость – 90 километров в час. Для полного заряда батареи требовалось восемь часов. Завод продал несколько партий кузовов электромобилей Германии и Швейцарии. До запуска электромобиля в серийное производство дело так и не дошло из-за нехватки средств на заводе.

В 2005 году Институт электродинамики и ЗАЗ разработали гибрид ЗАЗ 110206 "Таврия-Гибрид". Одной емкости десяти батарей хватало на 50 км пробега, а с работающим бензиновым мотором запас хода увеличивался до 750 км.

Еще через пять лет ЗАЗ представил Lanos Pick-up Electro на "Столичном Автошоу 2010". Электрический пикап оснастили электродвигателем производительностью 15 кВт и восемью аккумуляторами, заряда хватало на 100 км. Тогда же руководство завода заявило, что серийного выпуска электропикапа не будет, поскольку он обходится на 60% дороже бензиновой версии.

В 2016-м компания Electric Marathon International презентовала в Монако электромобиль Synchronous. Машину представили как украинский электромобиль. Дизайн авто выполнен киевской студией Prystrast, двигатель "Славянка" – разработка одесской компании EcoFactor, изготовление кузова также проводилось в Одессе. Запас хода на одной зарядке аккумуляторов – 130-160 км. На крыше автомобиля размещены солнечные батареи. Synchronous развивает скорость 60-70 км/ч. По словам разработчиков, внешний вид, напоминающий средневековую карету, позволяет электромобилю стать идеальным средством передвижения в городе в качестве такси, шаттла для гостиниц и экскурсионного авто.

Господдержки – нет, рынок – маленький, а инвесторы не заинтересованы

Производить электромобили дорого. Себестоимость даже промышленных партий электрических машин в Китае – самом крупном автопроизводителе в мире – очень большая. Поэтому большинство стран поощряет производство и продажи электрокаров. В том же Китае Chery QQ стоит 6000 долл., а его электрическая версия Chery EQ – 15000 долл. Но государство компенсирует покупателю 60% стоимости машины, поэтому Chery EQ обходится в 6000 долл., как и бензиновый аналог.

Электрокары станут дешевле автомобилей с ДВС только через 10 лет, прогнозирует Bloomberg New Energy Finance. Сейчас батарея составляет примерно половину стоимости электрокара. Через семь лет цены на "зеленые" авто будут на уровне машин на бензине и дизеле. А в 2030-м электрокары станут на 10-20% дешевле и продолжат снижаться в цене.

Поэтому пока в Украине невозможно производить электрокары без господдержки автопроизводства в целом и стимуляции покупки таких авто, считают в "Укравто", которой принадлежит ЗАЗ.

"Последние изменения в законодательстве поставили украинского производителя в неравные условия с импортером. При импорте электрокара не уплачивается 20% НДС, а по Налоговому кодексу украинский электрокар освобождается только на 1,5%-2%, а не на 20%, потому что производитель должен весь входной НДС отнести к расходам", – поясняют в пресс-службе корпорации.

Еще одна причина – низкая платежеспособность населения. Украинцы, которые ездят на евробляхах за 1500 евро, вряд ли могут позволить себе электромобиль.

Госпрограммы действительно не хватает, считает исполнительный директор Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Андрей Чубик: "Но, прежде всего, украинский автопром отстает от мировых производителей как технически, так и дизайнерски. Самая большая проблема – отсутствие технологий производства современных аккумуляторов".

Плюс, бизнес-климат в Украине не привлекает инвесторов, говорит директор компании-импортера электромобилей "Грин вилс" Олег Маслов. Внутренний рынок не готов и не может переварить промышленные, рентабельные партии электромобилей. Экспорт тоже пока не выгоден.

"По условиям договора об ассоциации с ЕС украинские автомобили облагаются таможенной пошлиной. Восточное направление, конечно, закрыто". – отмечает Маслов.

Есть ли у украинского электромобиля будущее

В 2015 Институт электродинамики попытался собрать самостоятельно 20 тыс. грн на производство электромобиля. Ученые разместили проект на краудфандинговой площадке "На старте" и назвали его "Доступный украинский электромобиль". Планировался запуск серийного производства электрических ЗАЗ Lanos-pickup и ЗАЗ Lanos Sedan с пробегом 250 км на одном заряде. Стоил бы такой электромобиль 15 тыс. долларов. Украинцы перечислили на проект только 17 351 гривню.

Вероятность запустить национальный электрокар мизерная. Пока украинские разработчики пытались сделать Lanos электрическим, производство электромобилей в мире шагнуло далеко вперед. В Украине больше перспектив производить комплектующие для электромобилей, считает Ярослав Пилипчук, эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре аналитического центра "Украинский институт будущего".

"По электромобилям больше вероятность сделать чью-то локализацию и поставлять комплектующие. Мы проводили исследование, в Украине можно локализовать производство электрокаров на уровне 60-70%", – комментирует Ярослав Пилипчук.

К тому же, в стране спрос опережает развитие инфраструктуры, отмечает аналитик. Украинец, купивший электромобиль, может обратиться за сервисом всего в пару точек в Киеве. При дальнейшем развитии рынка проблема будет только расти.

"Здесь сразу есть ниша – создать сервисное обслуживание, делать комплектующие. В этом направлении сейчас больше потенциала. Но в будущем мы можем производить электромобили. В Украине должны делать экономические расчеты и планировать разработку электрокаров, потому что спрос и инфраструктура будут развиваться", – добавляет Пилипчук.

Украинский электрокар может быть создан только при условии, что рынок будет потреблять несколько сотен тысяч машин. При продажах 80 тысяч авто по итогам прошлого года производство электрокаров – скорее далекая перспектива, чем потребность рынка, отмечают в "Укравто".

При этом компания "Еврокар", которая выпускает автомобили Skoda, рассматривает возможность производства электромобилей и комплектующих на рынок ЕС. Об этом сообщил Олег Боярин, владелец группы "Атолл Холдинг" (в нее входит "Еврокар"). Предприятие рассматривает несколько вариантов. Первый – наладить сотрудничество с американскими и европейскими брендами для запуска производства электромобилей и аккумуляторов. В Европе таких производств практически нет. Второй – стать площадкой для производства китайских электрокаров для поставки на Запад. Но для начала в Украине нужно подготовить инфраструктуру и законодательство, говорит Боярин.

Над этим работает Министерство инфраструктуры. В прошлом году ведомство представило концепцию развития рынка электротранспорта. Она состоит из трех этапов.

Первый – развитие рынка электрического транспорта на протяжении пяти лет. На втором десятилетнем этапе министерство планирует привлекать инвесторов для производства электромобилей и зарядных станций. И финальный этап, который продлится 15 лет, направлен на локализацию производства комплектующих и батарей для электрокаров.

Для стремительного развития рынка министерство планировало до 2023-го года освободить от НДС и акциза ввоз в страну электротранспорта и зарядных станций. До 2028 года отменить НДС на комплектующие к электротранспорту. И до 2033-го планировалось введение нулевой ставки НДС на производимый в Украине электрический транспорт, комплектующие к нему, зарядные станции. Однако пока что законопроект даже не зарегистрировали в парламенте.

По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, иностранные инвесторы уже заинтересовались производством электромобилей в Украине – они ждут принятия закона. Министр пообещал зарегистрировать законопроект в Раде в ближайшее время.

Выпускать свои электромобили Украина пока не готова. Не готовы и украинцы покупать отечественный автомобиль. Вряд ли бы покупатели поддержанных Nissan Leaf переориентировались на электрический Lanos, если бы ЗАЗ вдруг бы запустил его в производство. Несмотря на высокие темпы роста рынка электрокаров, только 3,3% машин, которые купили украинцы в прошлом году – электрические. Этого недостаточно, чтобы заинтересовать Nissan или Tesla хотя бы открыть официальные точки продаж в Украине, не говоря уже о производстве.

Но производители могут начать с комплектующих и аккумуляторов. На них найдется спрос и на внутреннем рынке, учитывая, что украинцы покупают в основном б/у электрокары. Инвесторы и производители начнут выпускать электромобили, как только доходы украинцев вырастут, а спрос на машины станет существенней нескольких процентов. Пока причин выпускать электрокары в Украине нет.

Интересные автостатьи

13 интересных особенностей американских полицейских машин Мы видим их почти каждый день и не можем не нервничать, когда проезжаем или проходим рядом, независимо от того, нарушаем мы правила или нет. Да, речь идет о полицейских машинах.
Восхитительный трибьют BMW Isetta: электрокар Microlino Несмотря на внушительное количество инноваций в отрасли, не каждый день дебютирует новый электромобиль с такими успешными предпродажами. Предварительные заказы на Microlino уже перевалили за 100 миллионов долларов, вот насколько многообещающий этот bubble car.
Собрать за 16 секунд: мегазавод Suzuki Maruti в Индии Данные. Факты, цифры. Информация. Называйте, как хотите, но только так можно передать масштаб производства Suzuki Maruti в Индии. Иные прилагательные, метафоры, заумные фразы не подходят.
10 самых крутых и необычных мотоциклетных колясок Многие современные байкеры вряд ли согласятся с утверждением, что коляска и мотоцикл — идеальная пара. Но посмотрите как переплетаются их судьбы. А первая коляска даже предшествует первому мотоциклу.
Как выглядит музей советских автомобилей в США В маленьком городке Саммамиш, штат Вашингтон, расположен удивительный и необычный для США музей — музей автомобилей производства СССР. Это атмосферное место под открытым небом притягивает к себе энтузиастов ретро-автомобилей. Ценители советских машин могут поделиться своей страстью и любовью к автомобильной истории восточноевропейского региона.
Невероятные приключения самого дешевого в истории Bugatti Veyron Эту забавную историю на суд читателя предоставил человек по имени Эд Болян. Эд ранее работал директором по продажам в салоне редких автомобилей и всегда мечтал о приобретении Bugatti Veyron.
10 удивительных суперкаров, о которых вы вряд ли слышали Ничто, без сомнения, не сравнится с суперкаром. Мы говорим об автомобиле, который никогда не перестает привлекать внимание и вместо того, чтобы обесцениваться со временем, суперкар будет только дорожать.
История автомобилей: Топ-10 интересных фактов Автомобили появились еще в далеком 1769 году, когда были созданы первые экземпляры с паровым двигателем. В 1807 году Франсуа Исаак де Риваз спроектировал первый автомобиль, который был оснащен двигателем внутреннего сгорания, работающим на топливном газе.
Дешевые масл-кары в США: новый Camaro и 7 альтернатив дешевле $25000 Недавно Chevrolet выпустила Camaro 2019 года, стартовая цена которого в США составляет 26 495 долларов. В базовой комплектации модель оснащена 2,0-литровым 4-цилиндровым двигателем с турбонаддувом, на 275 л.с. Однако, этот автомобиль стоит дороже, чем некоторые его конкуренты, такие как Toyota 86 и Mazda MX-5, и не каждый может себе его позволить. Если вы по какой-то причине не можете приобрести Chevy Camaro 2019 года, предлагаем вашему вниманию семь менее дорогих альтернатив.
Летающий спортивный автомобиль Volante Vision Concept от Aston Martin (видео) Компания Aston Martin продемонстрировала свой футуристический летающий спортивный автомобиль, способный преодолевать расстояние из Лондона в Ливерпуль всего за час. Новое изобретение роскошного бренда было представлено на автошоу в Фарнборо.
Любимец президента США: Единственный в истории серийный автомобиль-амфибия Модель Amphicar 770 — автомобиль-амфибия, который был создан в Западной Германии и продавался в Соединенных Штатах с 1961 по 1967 год, дебютировав на автошоу в Нью-Йорке в 1961 году. Машина была спроектирована немецким инженером Гансом Триппелем, и изготовлена на предприятиях Quandt Group в Берлине и Любеке. В общей сложности в одном поколении было произведено 3887 экземпляров.
Недорогие, но по-настоящему крутые мотоциклы 2018 года Вы — истинный фанат двухколесных транспортных средств, но велосипед уже не удовлетворяет ваш бунтарский дух? Если да, то рады сообщить, что 2018 год может стать идеальным годом для покупки нового мотоцикла. Сегодня на рынке огромное количество разнообразных моделей, так что каждый сможет подобрать себе железного коня. Мы представляем вашему вниманию недорогие байки, которые отлично подходят для езды, и при этом высоко ценятся.

Больше новостей