Китайцы помогут Украине сделать бензин дешевле

13.04.2018 г. в 21:14, veroyatno.com.ua

КНР и Казахстан покончат с гегемонией Белоруссии и РФ на украинском рынке нефтепродуктов. 2 апреля государственный Китайский банк развития CDB собрал кредиторов частной корпорации CEFC China Energy Corp (CEFC), чтобы продемонстрировать внимание Пекина к дальнейшему устойчивому развитию этой нефтекомпании. В частности, как передало агентство Reuters, госбанк посоветовал кредиторам корпорации не подавать никаких судебных исков и попросил их не отзывать ранее выданные кредиты.

Это должно помочь CEFC поддержать нормальную операционную деятельность.

Угроза над этой корпорацией нависла после того, как прошлой зимой ее главу обвинили в коррупционных связях с госслужащими – очень тяжким преступлением в КНР. К счастью для компании, остальное руководство и основные акционеры компании под подозрение китайских правоохранителей не попали. Поэтому CEFC продолжает нормально работать, и даже отчитывается о финансовых успехах. А подспудно убеждает прессу, что китайским государственным компаниям и банкам не стоит ограничиваться существующими 50% в капитале корпорации, и следует начать наращивать свою долю.

Новости из Китая о росте государственной поддержки CEFC прояснили возможное будущее украинского прифронтового Лисичанского НПЗ. Этот второй по мощности НПЗ в стране до 2017 года числился на балансе структур российской «Роснефти», крупным акционером которой с конца 2017 года является та самая корпорация CEFC.

После формального ухода россиян из Украины, собственниками большинства активов и инфраструктуры Лисичанского НПЗ стала запутанная сеть инвесторов Швейцарии и Израиля. Правда, есть все основания полагать, что новые собственники НПЗ не разрывали связей с «Роснефтью», состоят с ней в партнерских отношениях, и даже отражают ее интересы.

Восточные поставки против северных

Украинский гигант нефтепереработки и нефтехимии в Лисичанске простаивает уже более 7 лет. Появление в «Роснефти» китайских государственных, а не частных акционеров может изменить ситуацию к лучшему. Ведь Украина ежегодно тратит более $4,2 млрд на импорт нефтепродуктов, который среди прочего идет на критически важные военные нужды.

Поставки авиатоплива и дизеля для воюющей армии из-за границы можно считать чисто украинским ноу-хау — в подавляющем большинстве других государств, ведущих боевые действия, производство нефтепродуктов минимально зависит от внешних источников и подпадает под стратегическую опеку государства.

В Украине же большинство НПЗ простаивают, а сырой нефти импортировали в прошлом году всего на $0,4 млрд. В то же время из $4,1 млрд, которые Украина в 2017 году потратила на закупку заграничных нефтепродуктов, более $1,8 млрд пришлись на Белоруссию. Еще на $1,2 млрд топлива купили у России. Остальные $0,4 млрд завезли из Литвы и $0,7 млрд – из других стран.

Наилучшие шансы нарастить внутреннее производство у единственного работающего украинского НПЗ в Кременчуге. В его интересах «Укрнафта» даже инициировала введение заградительных пошлин на поставки нефтепродуктов: 35%-ной на импорт из РФ и Белоруссии, и 25%-ной для импорта из других стран. Если эти пошлины будут введены, шанс восстановить работу появится также у других больших предприятий украинской переработки нефти, к которым относятся Одесский и Лисичанский НПЗ.

Впрочем, последний мог бы работать даже и без заградительных пошлин из-за близости к восточной границе. Ведь он обладает очень хорошей логистикой. С одной стороны, завод ближе остальных расположен к новым мощным источникам сырья в Каспийском море. С другой — Лисичанский НПЗ связан нефтепроводами с Одессой и Херсоном. Такая развитая инфраструктура идеально подходит для своп-операций по замещению поставок сырой нефти, которых в Украине не было с середины 90-х годов.

Зачем китайцам рынки Украины, Румынии и Грузии

Казахстан, главный производитель каспийской нефти, до недавних пор из-за конкуренции с РФ мог ввозить в Украину только небольшие объемы сырой нефти. Причем поставки шли не самым дешевым трубопроводным транспортом, а по более дорогим морским танкерным маршрутам. Конкурентная изоляция Казахстана от рынка Украины начала сходить на нет в середине текущего десятилетия. Когда компании США увеличили свой контроль нефтедобычи страны до 30-33%. Но в лидеры казахской добычи вырвался Китай, чьи компании и банки консолидировали не менее 45% местной добычи. Вот только без проходящих через Украину кратчайших путей поставок нефти в Европу китайцы начали терять вложенные в Казахстане деньги. Потому что возить обходными путями дороже.

В конце 2017 года географической ценностью бывших украинских активов «Роснефти» заинтересовалась китайская компания CEFC China Energy. В паритетном партнерстве с государством Казахстан она обладает крупными нефтяными активами в ЕС и Грузии. В частности, речь идет о KazMunaiGas International (KMGI), которой принадлежит несколько нефтегаваней, НПЗ, и сеть АЗС из более 1000 заправок во Франции и Испании.

Но для эффективной работы всей этой инфраструктуры необходимо расширять поставки нефти из Казахстана. Потому-то бывшие украинские активы «Роснефти» в Лисичанске, расположенные на самой короткой линии между Казахстаном и ЕС, и привлекли внимание CEFC. Так что уже в конце 2017 года китайская корпорация заключила сделку о покупке за $9,1 млрд пакета 14,1% акций «Роснефти». Госбанк Китая CDB предложил под покупку акций кредит в $6 млрд. На $1 млрд больше, чем готов был дать российский банк VTB.

Украинские перипетии сделки

Только став акционером «Роснефти», CEFC в начале 2018 года сумела отобрать у швейцарского трейдера Glencore эксклюзивные права на поставку нефти в КНР с российского Дальнего Востока и Сахалина. К слову, и сам Glencore в 2017 году не против был стать обладателем того же 14,1%-го пакета «Роснефти». Но из-за международных санкций против РФ не смог собрать синдицированный кредит.

Следует отметить, что швейцарский торговый гигант тесно вовлечен в украинский рынок. Он сотрудничает с государственной нефтекомпанией Азербайджана Socar International, которая является лидером импорта сырой нефти в Украину, и снабжает ею Кременчугский НПЗ. Но кроме экспортного союза с Азербайджаном, Glencore до недавних пор играла и на конкурирующем с Баку российском рынке.

В частности, непродолжительное время в 2017 году, будучи еще акционером «Роснефти», швейцарский трейдер выступал уполномоченным оператором российской трубопроводной монополии «Транснефть» на юго-западном направлении транзита сырой нефти через Украину. То есть наполнял идущий в Европу нефтепровод «Дружба».

И по кооперации с Азербайджаном, и по работе с экспортом российской нефти, этот швейцарский трейдер-гигант конкурировал с Казахстаном. В некоторой мере такая конкуренция ограничивала развитие китайских компаний. Ведь они вложили десятки миллиардов долларов в добычу нефти и газа государств Центральной Азии. А коль скоро эти страны слишком удалены от промышленных регионов Китая, вывозить в Европу ресурсы работающих там китайских компаний ближе и выгоднее.

Китайские банки и компании все больше склоняются к этой эффективной торговой стратегии. А растущее в ее контексте внимание властей КНР к частной покупке акций «Роснефти» сулит стагнирующей украинской нефтепереработке новые модели интеграции. От вариантов которой в итоге зависит уровень цен на бензин и дизель для отечественных потребителей.

Интересные автостатьи

«Я у мамы инженер»: 14 примеров неудачного тюнинга автомобилей В мире очень много людей, которых действительно можно назвать мастерами на все руки. Они обладают умением, талантом, опытом и страстью к своему ремеслу. У некоторых из них есть настоящий дар к модификации автомобилей. Но эта статья не о них.
Зачем они это делают: «Заскоки»легендарных гонщиков Одни из самых интересных людей в мире — пилоты гоночных автомобилей. Каждый раз на треке они сталкиваются с опасностями быстрого вождения. И далеко не каждому психологически дано выдержать такие физические и моральные нагрузки.
13 интересных особенностей американских полицейских машин Мы видим их почти каждый день и не можем не нервничать, когда проезжаем или проходим рядом, независимо от того, нарушаем мы правила или нет. Да, речь идет о полицейских машинах.
Восхитительный трибьют BMW Isetta: электрокар Microlino Несмотря на внушительное количество инноваций в отрасли, не каждый день дебютирует новый электромобиль с такими успешными предпродажами. Предварительные заказы на Microlino уже перевалили за 100 миллионов долларов, вот насколько многообещающий этот bubble car.
Собрать за 16 секунд: мегазавод Suzuki Maruti в Индии Данные. Факты, цифры. Информация. Называйте, как хотите, но только так можно передать масштаб производства Suzuki Maruti в Индии. Иные прилагательные, метафоры, заумные фразы не подходят.
10 самых крутых и необычных мотоциклетных колясок Многие современные байкеры вряд ли согласятся с утверждением, что коляска и мотоцикл — идеальная пара. Но посмотрите как переплетаются их судьбы. А первая коляска даже предшествует первому мотоциклу.
Как выглядит музей советских автомобилей в США В маленьком городке Саммамиш, штат Вашингтон, расположен удивительный и необычный для США музей — музей автомобилей производства СССР. Это атмосферное место под открытым небом притягивает к себе энтузиастов ретро-автомобилей. Ценители советских машин могут поделиться своей страстью и любовью к автомобильной истории восточноевропейского региона.
Невероятные приключения самого дешевого в истории Bugatti Veyron Эту забавную историю на суд читателя предоставил человек по имени Эд Болян. Эд ранее работал директором по продажам в салоне редких автомобилей и всегда мечтал о приобретении Bugatti Veyron.
10 удивительных суперкаров, о которых вы вряд ли слышали Ничто, без сомнения, не сравнится с суперкаром. Мы говорим об автомобиле, который никогда не перестает привлекать внимание и вместо того, чтобы обесцениваться со временем, суперкар будет только дорожать.
История автомобилей: Топ-10 интересных фактов Автомобили появились еще в далеком 1769 году, когда были созданы первые экземпляры с паровым двигателем. В 1807 году Франсуа Исаак де Риваз спроектировал первый автомобиль, который был оснащен двигателем внутреннего сгорания, работающим на топливном газе.
Дешевые масл-кары в США: новый Camaro и 7 альтернатив дешевле $25000 Недавно Chevrolet выпустила Camaro 2019 года, стартовая цена которого в США составляет 26 495 долларов. В базовой комплектации модель оснащена 2,0-литровым 4-цилиндровым двигателем с турбонаддувом, на 275 л.с. Однако, этот автомобиль стоит дороже, чем некоторые его конкуренты, такие как Toyota 86 и Mazda MX-5, и не каждый может себе его позволить. Если вы по какой-то причине не можете приобрести Chevy Camaro 2019 года, предлагаем вашему вниманию семь менее дорогих альтернатив.
Летающий спортивный автомобиль Volante Vision Concept от Aston Martin (видео) Компания Aston Martin продемонстрировала свой футуристический летающий спортивный автомобиль, способный преодолевать расстояние из Лондона в Ливерпуль всего за час. Новое изобретение роскошного бренда было представлено на автошоу в Фарнборо.

Больше новостей