Это не «летает»: чем обернется для водителей ограничение поставок топлива

20.04.2018 г. в 13:12, autonews.ua

Почему инициатива по ограничению импорта топлива в Украину — провальна. Об этом в своем блоге написал президент Нефтегазовой Ассоциации Украины Дмитрий Кулик.

Сейчас в центре внимания участников рынка нефтепродуктов находится инициатива «Укртатнафты». Крупнейший нефтеперерабатывающий завод страны обратился в Министерство экономического развития и торговли с заявлением о проведении спецрасследования касательно импорта нефтепродуктов. Заводчане пишут, что за последние 12 лет импорт стал причиной закрытия украинских НПЗ, и что закроются и оставшиеся, если их не защитить. Поэтому предлагается ввести квоты на импорт, а также пошлины на объемы поставок сверх квот.

Благодаря этой мере, уже в 2019 году «Укртатнафта» видит возрождение остановленных украинских заводов и их суммарную долю на рынке на уровне 70% (сегодня около 20%). Вроде бы неплохо, но это только на первый взгляд.

Мне посчастливилось поработать в топливном ритейле в два разных периода времени — до 2005 года и после. С 2001 года я руководил донецкой сетью «Параллель», тогда мы были белыми воронами: продавали импортный высокооктановый бензин, который везли за тридевять земель из Литвы. На всю страну было две или три компании, которые импортировали постоянно. На цены было страшно смотреть, но у нас были одни из самых высоких продаж. Люди готовы были платить эти деньги за качество. Я уже тогда не понимал, почему у нас нельзя сделать такой бензин?

Но хуже всего было другое: до 2005 года ты полностью зависел от настроения дяди на нефтеперерабатывающем заводе. Тебе рассказывали, что ты должен делать, чтобы получить нефтепродукт. Если ты не договорился, вариантов было немного, в основном — продажа бизнеса. А ведь тогда было семь заводов, а не два, как сейчас.

Весной 2005 года бензин на заводах пропал. Тогда был невиданный кризис, на некоторых заправках топлива не было даже по талонам. В то время Кабмин принял единственно правильное решение — снял сборы и пошлины на импортные нефтепродукты. Рынок наполнился за две недели. С тех пор, — а прошло уже 13 лет, — я не помню ни единого ресурсного и вызванного им ценового кризиса на рынке бензина и дизельного топлива. Да, цены росли, но только под влиянием внешней конъюнктуры, а не потому, что какой-то завод поломался. А ломались или уходили на ремонт они почему-то в самые неподходящие моменты. И начиналось: скандалы, собрания трейдеров на «ковре» в Кабмине, регулирование цен, проверки сетей силовиками, пожарными и еще непонятно кем.

Инициатива «Укртатнафты» — ностальгия по тем временам, когда покупатели выстраивались в очередь к НПЗ. Только теперь не семь заводов, а два. По факту и вовсе один, если учесть, что Шебелинский ГПЗ небольшой по мощности и продает свою продукцию на бирже. Из тех 70% рынка, о которых говорит «Укртатнафта» с прицелом на 2019 год, 60-65% будет за ней. А это уже называется монополия. Что это значит для рынка и для потребителей — я знаю не понаслышке.

Я не верю в рассказы о возрождении остановленных НПЗ. Попробуйте оставить автомобиль на стоянке на 12 лет, можно будет его потом восстановить? Теоретически, можно, но будет стоить дорого, а смысла особого не имеет. С заводами ситуация еще хуже, потеряно время, на рынке избыток всех марок топлива. А самое главное — спрос падает. Проблемы «Укртатнафты» со сбытом бензина, которые она даже не скрывает, и которые, насколько мне известно, являются основным двигателем процесса введения квот и пошлин, не имеют персонального характера. Бензин в Кременчуге может быть неплохого качества, но просто он не нужен потребителю как таковой. Кто победнее, ездит на сжиженном газе, а кто побогаче — выбирает тот же литовский или белорусский бензин. А теперь всем нам прикажут ездить на кременчугском бензине, потому что другой будет недоступным? Думаю, общество не примет такой откат назад.

Давайте посмотрим и с другой стороны. На кого предлагается сделать ставку, кому отдать рынок? С 2007 года «Укртатнафта» демонстрирует преимущественно убытки, хотя были периоды, когда украинская нефть на нее поступала по ценам в четыре раза ниже рыночных, например, в 2009 г.

За 10 лет на заводе не построено ни единой новой установки, которая бы существенно изменила глубину переработки — ключевой показатель любого НПЗ.

Или возьмем другое предприятие группы «Приват» — «Укрнафту». Это крупнейший должник госбюджета — 13,8 млрд грн. Даже в периоды рекордных цен на нефть, когда она взлетала до $150 за баррель, особых финансовых успехов тоже не было заметно. Может, компания инвестировала в развитие? Но добыча нефти и газа у нее за последние 10 лет упала в разы. Где же деньги?

Осмелюсь предположить, что весомая часть этих денег в медиа-холдингах и политических партиях, которые в парламенте снова-таки обеспечивают сохранение системы паразитирования финансово-промышленных групп на государственных компаниях. Я напомню, что государству в лице НАК «Нафтогаз Украины» принадлежит 43% акций «Укртатнафты» и 50% + 1 акция «Укрнафты». Несмотря на столь внушительные пакеты, в управлении этими активами госакционер не участвует.

Уверен, если создать справедливую систему управления этими компаниями, с введением представителей государства в органы управления, отчетность и динамика развития «Укрнафты» и «Укртатнафты» изменятся кардинально. Чего стоит пример государственной «Укргаздобычи», которая за два года выстроила прозрачную систему продаж нефтепродуктов, провела «большую стройку» и продолжает модернизацию Шебелинского ГПЗ с целью расширения производства. За топливо компании на открытых торгах идет настоящая борьба и стоит оно не меньше импортных аналогов. Все знают, что нефтепродукты будут отгружены в полном объеме, заявленного качества и в срок.

К сожалению, такой лояльности рынка к «Укртатнафте» мы не наблюдаем. Исправить ситуацию можно, но необходимо время и готовность быть прозрачным и предсказуемым, чтобы все могли убедиться в твоей надежности.

А на сегодня мы даже не знаем, сколько топлива производит «Укртатнафта» — она уже 4 года не отчитывается перед Минэнерго и Госкомстатом.

Проблемы «Укртатнафты» имеют нерыночный характер и связаны с особенностями владения этим заводом, его менеджментом и маркетингом. Но вместо того чтобы измениться самой, «Укртатнафта» предлагает изменить окружающий рынок, переломив его через колено. Это мы уже проходили, и это не «летает». Рынок свои уроки хорошо выучил.

Интересные автостатьи

Автопилот Tesla Model 3 против ужасного дорожного движения в Лос-Анджелесе (видео) В последнем программном обеспечении v9 от Tesla обновлен Автопилот, точнее, добавлена новая функция навигации по автопилоту (бета-версия). Она позволяет автомобилю самостоятельно менять полосы движения, а также автоматически въезжать и выезжать с автомагистралей.
10 изобретений, которые навсегда изменили ход автомобильной истории Нельзя отрицать, что автомобиль — впечатляющая машина, которая никогда не переставала развиваться. Во многих случаях его эволюция обусловлена растущей необходимостью повышать безопасность и комфорт пассажиров и водителя.
10 бесстыдных клонов популярных мотоциклов Мотоциклы являются символом мужественности. Многие мужчины выбирают байк из соображений удобства перемещения, но есть и другие — настоящие фанаты этого транспортного средства, которые живут жизнью байкеров, придерживаясь философии этого движения.
Страшная статистика: Каждый восьмой водитель признается, что засыпал во время вождения Согласно данным нового исследования, каждый восьмой водитель засыпает за рулем. Опрос более чем 20 000 водителей выявил еще 37%, заявивших, что они так устали, что могут уснуть в любой момент.
Как не оказаться на обочине: эксперты дали 10 советов по зимнему вождению Несмотря на все предупреждения синоптиков, снег выпадает неожиданно для многих водителей, которые оказываются неподготовленными к смене погоды.
Конец Формуле-1? Автоспорт станет незаконным уже в декабре из-за новых правил страхования ЕС Если не будут внесены изменения, Европейская директива по страхованию автотранспортных средств потребует полного страхования всех автомобилей, что сделает невозможными все виды автоспорта.
Сыны Анархии: Интересные факты о мотоциклах Чарли Ханнема Джекс Теллер — самый популярный персонаж из знаменитой киносаги «Сыны Анархии». Как президент SAMCRO он знал, когда нужно быть жестким, а когда немного мягче. Примечательно, что в реальной жизни Чарли Ханнем почти такой же.
Как подготовить автомобиль к зиме Водитель должен знать, что в любой сезон машина требует тщательной подготовки. Также это касается прихода зимы.
Достаточно ли вы умны, чтобы пройти собеседование у Илона Маска? Поддерживая всеобщую навязчивую одержимость Илоном Маском, хочется отметить, что попасть на собеседование к пресловутому футуристу уже само по себе — мечта. А уж получить работу в его компании было бы нереально круто.
Миллионеры из трущоб: Богачи с дешевыми авто Богатые и знаменитые принадлежат к 1% мирового населения и являются объектом зависти остальных 99. В то время как большинство из нас фантазирует о том, каково это жить на широкую ногу, Форбс объявил 2018 год — годом богатства, поскольку более 2 200 человек стали миллиардерами. Причем большинство из них «создали себя сами» и начинали с нуля.
10 жутких историй, рассказанных автостоперами Поездки автостопом преследует дурная слава, в основном из-за страшных фильмов и городских легенд. Однако, это не означает, что такой способ передвижения совершенно безопасен. На самом деле, автостоп может быть чрезвычайно рискованным предприятием, особенно для молодых женщин.
Tata Nano: Вся правда о самом дешевом автомобиле в мире Tata Motors является 17-м крупнейшим производителем автомобилей в мире и выпускает широкий ассортимент продукции, включая пассажирские автобусы, автомобили и военные транспортные средства. Tata принадлежит бренду Jaguar Land Rover. Но, несмотря на прочный фундамент, основанный на автомобилях высокого класса, в 2008 году Tata начала производство совершенно иного зверя.

Больше новостей