Выход из ловушки: как легализовать зависшую «в воздухе» евробляху?

20.05.2018 р. в 19:10, autonews.ua

Многие украинцы, пригнавшие себе нерастаможенную машину, столкнулись с тем, что фирма, на которую зарегистрирован автомобиль, исчезла, или не выходит на связь хозяин-иностранец. Такие автомобили «повисли в воздухе»: на них нельзя законно сделать перезаезд, а потеря регистрации, вдобавок, в случае попадания на штрафплощадку, означает невозможность ее оттуда забрать. В интернете появляются разные схемы, как вернуть автомобиль в правовое поле, но, как разобрались Autonews.ua, далеко не все работают.

Предложили регистрацию «на автоклуб»

На днях решение этой проблемы предложили в «Авто Евро Силе». Там говорят, что им удалось договориться с литовским автоклубом, который готов взять «воздух» к себе.

«Мы связались с местным литовским автоклубом. Это компания, которая объединяет автолюбителей в Литве. У них есть чистые, прозрачные, понятные документы. У них есть бухгалтерская отчетность, они платят налоги. Это своего рода их общественная организация. Это прозрачная компания, которая есть в реестре организаций, всю информацию по ней можно проверить. Что они нам предложили. Всем тем людям, которые сомневаются в том, что у них за компания, надежна ли она, или выяснилось, что по идут какие-то расследования и есть угроза ареста, или директор пропал, этот автоклуб предоставит возможность поменять регистрационные документы на автомобиль с ненадежной компании на этот автоклуб. Это одно из возможных решений, но мы до вас его доносим», — сказали в видеообращении руководители АЕС.

Без согласия фирмы передача невозможна

На первый взгляд такое решение очень простое и изящное: из ненадежной фирмы машина попадает под опеку проверенного автоклуба, а украинец продолжает ездить на ней дальше. Но есть проблема: с точки зрения литовского и международного права без согласия собственника (той самой «мертвой» фирмы) ни один нотариус не разрешит передать машину автоклубу.

Глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААД) Олег Назаренко, изучавший литовское законодательство, по просьбе Autonews.ua объяснил, что по литовским и международным законам может, а что не может происходить с имуществом фирмы-банкрота.

Первый вариант: компания обанкротилась

Согласно действующему литовскому законодательству, при банкротстве компании никакой автоклуб не может забрать ее имущество. В Литовской республике есть закон о банкротстве. В первую очередь автомобили компании-банкрота уходят в доход государства на выплату налоговых недоимок. Все имущество, которое останется после уплаты налоговых недоимок, уходит компаниям-кредиторам. А когда компания банкротится, значит она кому-то должна.

Второй вариант: директор не выходит на связь

Если директор умер, значит ведется процесс наследования и фирму получают его наследники. Если директор просто не выходит на связь, значит у него есть для этого какие-то причины. И это не является основанием для того, чтобы лишить его имущества.

Третий варинат: фирма закрылась, исчезла, не платит налоги

В таком случае существует специальный закон Литовской республики, по которому начинается ликвидационный процесс через какой-то период, когда она перестает сдавать налоговые отчеты. В таком случае все идет по схеме, похожему, как в первом варианте.

Загнали себя в ловушку

«Дело в том, что когда в 2013-14 годах создавалась эта схема, никто не верил, что будет возможен разговор о легализации. Все фирмы, которые создавались украинцами в Литве, были мертворожденными. Была задача поставить автомобиль на учет, нацепить литовские «бляхи», привезти в Украину, а дальше пусть ездит человек, пока не попадется или пока не сдаст машину на разборку. То есть, во-первых, все экономили и никто не хотел платить каждый месяц деньги литовскому директору фирмы, те же $150, плюс платить минимальную зарплату (около 1000 евро), и плюс налоги. Поэтому практически все фирмы, за исключением, когда человек реально занимается в Литве бизнесом и подумал, а почему бы не завести себе машину, все остальные фирмы мертворожденные.

И любые попытки выйти из этого тупика теперь сталкиваются с международным правом собственности. А право собственности даже этого липового директора неприкосновенно, никто не имеет права на него претендовать. В мире нет ни одного случая, когда бы имущество одного лица без решения суда передавалось другому лицу. Всегда имущество передается либо с согласия, либо при невыполнении договорных обязательств (перед кредиторами или государством). А Литва как правовое европейское государство за этим следит. Вспомним, что она, получив независимость, по закону реституции вернула имущество (дома, предприятия) наследникам владельцев, которое в 1940 году было незаконно изъято советской властью. И даже если всем будет понятно, что машиной реально владеет украинец, а фирма-однодневка — лишь на бумаге, любой нотариус, любой судья будут на стороне права собственности фирмы», — говорит Autonews.ua Олег Назаренко.

Какой может быть выход?

Самый правильный с точки зрения закона, но сложный и затратный для владельца «бляхи» путь — найти украинца или литовца, который создавал фирму, возродить ее легализацию, уплатить все налоги, штрафы за то, что машина не страховалась, восстановить регистрацию автомобиля в «Регитре».

Еще один не очевидный момент — даже если фирма еще «жива» и ее руководитель согласился перерегистрировать автомобиль на другое юрлицо (автоклуб), то при передаче права собственности платятся налоги. Но и первый, и второй этап — это затраты, который легко могут превысить стоимость автомобиля.

По словам автоэксперта Сергея Креймера, спасти уже «попавшийся» автомобиль можно, но юридически очень сложно.

«Первый вариант — если «бляха» зарегистрирована на фирму и есть контакт с директором компании, то составляется официальный пакет документов, машина снимается с учета, и украинец ее перерегистрирует.

Если контакта нет, можно обращаться в суд и добиваться вытребования собственного имущества, если украинец сможет доказать, машина — его имущество, приобретенное им и переданное в компанию на временное пользование.

Второй вариант — если украинец записывался совладельцем фирмы. То если второй человек не дает согласия на снятие с учета, можно пробовать забрать машину через суд. Но по затратам и срокам это может быть не выгодно. Единственный вариант — договориться, чтобы человек, на котором автомобиль стоит на учете, снял его с учета. При чем не просто так, а когда машина будет на территории Литвы, чтобы можно было ее перерегистрировать», — объясняет Сергей Креймер.

Также есть третья схема, но она сработает только в том случае, когда машина только куплена и еще не поставлена на учет ни в какой фирме. Речь идет об обратном лизинге.

С помощью обратного лизинга можно себя более-менее обезопасить. «Даже если хочешь зарегистрировать машину на какую-то левую фирму, сделай это через обратный лизинг. Иначе потеряешь ее раз и навсегда. После покупки автомобиля (на рынке или у частного лица, или еще где-то) с компанией, на которую машина ставится на учет, заключается официальный договор обратного лизинга. Тем самым за человеком сохраняется право собственности за этим автомобилем. Как только с компанией что-то произойдет, это право собственности можно будет доказать», — говорит autonews.ua автоэксперт, глава Association of Troubleshooters Сергей Креймер.

Цікаві автомобільні публікації

Що таке відновлення та ремонт гідроциліндрів? Гідроциліндри, як і всі пристрої, схильні до поломок. Тоді рішенням є відновлення та ремонт гідравлічних циліндрів. Спеціалізовані компанії можуть швидко відновити повну працездатність зношених компонентів
Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости

Більше новин