В Украине собираются кардинально усилить наказание за вождение "под мухой"
25.06.2018 р. в 09:06, www.autocentre.ua
Вождение в пьяном состоянии может станет уголовным преступлением – депутаты предлагают еще сильнее ужесточить ответственность за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении. Какое же наказание придумали для любителей езды подшофе?
Не исключено, что вождение в пьяном состоянии вскоре может стать уголовным предступлением. Дело в том, что в начале июня Верховная Рада приняла за основу законопроект №7279-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных преступлений». За этот документ свои голоса отдали 229 народных избранников.
Проект закона предусматривает внесение целого ряда изменений в Уголовный кодекс. В частности, он определяет новое понятие уголовного проступка, критерии разграничения уголовных проступков и преступлений, а также виды наказания, которые могут ограничиваться высокими штрафами или другим наказанием, не связанным с лишением свободы.
Что любопытно – законопроект коснется и водителей. Им предлагается существенно повысить ответственность за вождение в пьяном состоянии. Так, в частности, авторы этого документа предлагают исключить из Кодекса об адмиистративных правонарушениях норму об управлении транспортом в нетрезвом состоянии ст. 130 и перенести подобную ответственность в Уголовный кодекс, сделав ее уголовным проступком. За это нарушение планируют ввести штраф от 17 до 34 тыс. грн и лишение права управления до 3 лет, а при повторной езде подшофе – штраф до 51 тыс. грн с запретом управлять от 2 до 3 лет.
Юристы критикуют законопроект
Подобные изменения уже вызвали критику со стороны юристов, специализирующихся в сфере безопасности дорожного движения. Так, по мнению известного адвоката Вадима Володарского, принятые Верховной Радой в первом чтении изменения в Уголовный кодекс фактически освобождают водителей от наказания за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.По его утверждению, поскольку вождение в пьяном состоянии исключается из КоАП и переходит в разряд уголовных преступлений, то это обстоятельство вносит прецедент безнаказанности. Поскольку введение уголовной ответственности не имеет обратной силы, то все, кто на момент вступления в силу закона были лишены права управления согласно ныне действующей КоАП (ст.130) становятся лишенными наказания. Проще говоря, им должны будут вернуть водительские удостоверения, поскольку норма, на основании которой они были изъяты, в силу закона исключается.
Кроме того, Вадим Володарский считает, что у водителей появится много возможностей для уклонения от ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Дело в том, что в Уголовном делопроизводстве нет понятия «медицинский осмотр», и нет порядка его проведения. Что плохо – законопроектом даже не предусматривается урегулирование этого вопроса. Есть только понятие «осмотр лица» (ст.241 УПК), которое может проводиться следователем с привлечением медработника. Соответственно, решение о наказании должен выносить следователь, но закон не регламентирует его взаимодействие с медицинским работником.
Вадим Володарский
юрист
Проекты зачастую пишут люди, которые не разбираются в особенностях правового регулирования автомобильной сферы, ну, а на права водителей им традиционно наплевать!
Согласно законопроекту на практике алгоритм действий в случае выявления водителя, относительно которого есть подозрения, что он пьян, будет таков: задержание, затем получение постановления прокурора, затем освидетельствование, и, наконец, если состояние опьянения подтвердится, внесение сведений в ЕРДР и дальнейшее дознание.
«Вы себе представляете увеличение затрат времени и средств как для водителей (и пьяных, и, что хуже, трезвых), и для патрульных полицейских, и для дознавателей, и для прокуроров? Более того – все это нужно будет успеть сделать, пока само опьянение не прошло. Представьте себе, захотят ли патрульные в большинстве случаев со всем этим возиться? Успеют ли все вовремя сделать? Разве это называется эффективной борьбой с пьяными водителями?», риторически отмечает известный юрист.
По его мнению, законопроект вносит еще одно существенное противоречие – в статье ст.130 КоАП по-прежнему остается ответственность за отказ от проведения медосмотра на состояние опьянения. При этом, что само вождение в пьяном состоянии перекочевало в разряд уголовных правонарушений. То есть по сути получается, что таким образом установлена административная ответственность за отказ человека давать доказательства против себя в уголовном процессе! А это очевидное нарушение права человека на защиту!
«Принятие законопроекта №7279-д приведет к тому, что с одной стороны ситуация станет хуже для тех, кого в «пьянке» заподозрили необоснованно, а с другой – наказать того, кто действительно едет пьяным, станет очень проблематично…», – резюмировал Вадим Володарский.