Борьба со скоростью и сдача на металлолом: что не так с «драконовскими» инициативами правительства

23.07.2018 г. в 15:39, autonews

После очередных «резонансных» ДТП, на этот раз с маршрутками, точнее – с микроавтобусами, со стороны власти пошли очередные «инициативы в борьбе с аварийностью». Из озвученного: «сдача на металлолом» переоборудованных автобусов, проверки перевозчиков, и возвращение контроля скорости. Правозащитник Вадим Володарский в своем блоге проанализировал то, что известно об этих ДТП, чтобы понять, даст ли что-нибудь принятие таких мер.

По ДТП в Николаевской области с пятью погибшими.

Во-первых, известно, что водитель и все пассажиры – граждане Белоруссии. Там же зарегистрирован микроавтобус. То есть уже проверка украинских перевозчиков тут бесполезна.

Во-вторых, известно, что автобус нанимали (неофициально, это специально для тех, кто говорит, что «у Бацьки нашего бардака нет») для поездки на море, водитель отдыхал вместе с пассажирами. Учитывая, что от моря отъехали они не так далеко, вряд ли можно говорить, что водитель был в утомлённом состоянии.

Кстати, на припаркованной фуре, в которую врезался бусик, были закреплены знак аварийной остановки и отражающий жилет. (Те, кто спрашивает, почему знак аварийной остановки не был выставлен на дороге, вероятно, не в курсе, что знаки эти, во-первых, массово воруют, во-вторых, на них наезжают машины, в-третьих, знак может запросто опрокинуть ветром.) Вопрос, почему фура стояла в полосе, а не частично на обочине (чтобы полностью на обочине, там места нет), возможно, это объясняется неисправностью. Но говорить о невозможности заметить препятствие в данном случае вряд ли можно.

Почему произошло столкновение, мы вряд ли узнаем, так как водитель микроавтобуса погиб. По заявлению полиции, ДТП произошло без торможения, следов которого на дороге нет.

Никаких данных о том, что бус двигался с превышением скорости, нет. На самом деле, для подобных последствий достаточно и 90 км/ч, и даже меньше, если перед столкновением вообще не тормозить.

Никаких данных о том, что бус переоборудован из грузового (и вообще о том, разрешено ли это в Белоруссии), нет.

Иначе говоря, нет никаких данных о том, что к ДТП привели те факторы, о «борьбе» с которыми у нас в очередной раз заявили.

По ДТП в Житомирской области.

Известно, что фура выехала с заправки и, со слов водителя, проехала в полосе метров 300, когда в заднюю часть врезался микроавтобус. Естественно, это подлежит проверке, так как не исключено, что водитель фуры маневрировал и выехал в полосу движения буса. Не исключено, но по положению транспортных средств такой вариант на данном этапе основным считать нельзя.

Регулярными перевозками это назвать нельзя. Автобус в частном порядке одолжили знакомому (не зная, когда он будет возвращаться и с кем).

Судя по следам, ДТП также совершено без торможения. Точно так же мы вряд ли узнаем непосредственную причину из-за гибели водителя. Но точно так же нет никаких данных о том, что бус двигался с превышением скорости, и точно так же для таких последствий достаточно столкновения без торможения и при отсутствии превышения. Кстати говоря, если кто-то думает, что последствия для находящихся в автобусе были бы меньше, если бы это был изначально сделанный как пассажирский «Богдан» или «Эталон», то спешу разочаровать. Кстати, насчёт лучшего комфорта – тоже сильно сомневаюсь.

Отсюда следует, что ответ власти на эти «резонансные» ДТП носит нелогичный, непрофессиональный и популистский характер.

Немаловажно, что меры эти были озвучены в течение такого срока после событий, за который установить, хотя бы предварительно, причины обоих ДТП невозможно. Так как невозможно за это время назначить и провести необходимые экспертизы. (Особенно сейчас, когда для их проведения необходимо определение следственного судьи).

Что касается массовых проверок перевозчиков (читай: беспричинных остановок автобусов на дорогах, что вряд ли добавит комфорта пассажирам, и давления на бизнес очередными проверками), то это само по себе мало что даст.

Что касается контроля скорости. Ещё раз подчеркну: из публикаций об обстоятельствах обоих ДТП нельзя сделать однозначного вывода, что автобусы двигались с превышением.

Вообще, вера некоторых представителей власти в то, что стоит вернуть контроль скорости, как всё на дорогах наладится, поражает своей наивностью. Как сказал когда-то Джереми Кларксон: «Скорость ещё никого не убила, убивает резкая остановка». Так вот, бороться с причинами, вынуждающими резко тормозить, будь то любители выезжать не глядя со второстепенной и перестраиваться не глядя в зеркала, будь то подводы без катафотов, будь то пешеходы в неположенном месте, никто не собирается. По крайней мере, об этом не заявляется, а полиции не ставится такая задача. О том, чтобы убрать «белые» знаки мелких сёл, тоже никто не говорит. Вы хотите ехать из Киева в Днепр два дня (а перевозчики, связанные временем отдыха водителей, будут ехать три)?

Вы думаете, если вернут радары в кустах, они будут стоять в действительно аварийных местах? Нет. В опасных местах большинство водителей и так снижает скорость. Они будут стоять там, где никакой опасности нет, потому и ездят быстро… И кстати, основными «пострадавшими» будут отнюдь не маршуруточники.

Вообще, у меня такое впечатление, что этой «борьбой со скоростью», то есть попытками украсть у людей время, у нас объявили войну людям, занятым делами, людям, которые «крутятся», у которых поэтому плотный график, людям, которые поэтому ценят своё и чужое время. С целью сделать их деятельность менее эффективной, менее результативной, чтобы они меньше успевали. В чьих интересах? Очевидно, в интересах тех, кто является по перечисленным характеристикам их полной противоположностью… Другой причины такой, поистине маниакальной, «борьбы со скоростью» я не вижу…

К этому нужно добавить, что из-за общего крайне тяжёлого положения с профессионализмом и объективностью расследования ДТП (когда по конкретному делу неправильно определяется не только виновник, но и причина, такое дело попадает не в тот раздел статистики; практика эта настолько массова, что влияет на статистику в целом) по Украине в целом нет объективной статистической картины причин аварийности.

А в результате руководство полиции и страны в целом не имеет картины тех причин, устранив которые, можно аварийность действительно снизить. И не может планировать какие-то адекватные меры. Поэтому всё зависит от фантазий конкретных чиновников относительно причин ДТП, и от того, кто какую выгоду видит.

Например, кто получит выгоду от массовой замены иностранных микроавтобусов на продукцию «отечественного производителя», очевидно. Поэтому разговоры об «отправке на лом» переоборудованных автобусов (право собственности? Не, не слышали!) могут носить ещё и лоббистский характер.

В который уж раз заявления о принятых мерах делаются в первые часы, когда никаких объективных данных о причинах нет и быть не может. Всё это больше напоминает имитацию бурной деятельности, замешанной на популизме.

Аварийность так точно не побороть.

Вадим Володарский, правозащитник

Интересные автостатьи

10 бесстыдных клонов популярных мотоциклов Мотоциклы являются символом мужественности. Многие мужчины выбирают байк из соображений удобства перемещения, но есть и другие — настоящие фанаты этого транспортного средства, которые живут жизнью байкеров, придерживаясь философии этого движения.
Страшная статистика: Каждый восьмой водитель признается, что засыпал во время вождения Согласно данным нового исследования, каждый восьмой водитель засыпает за рулем. Опрос более чем 20 000 водителей выявил еще 37%, заявивших, что они так устали, что могут уснуть в любой момент.
Как не оказаться на обочине: эксперты дали 10 советов по зимнему вождению Несмотря на все предупреждения синоптиков, снег выпадает неожиданно для многих водителей, которые оказываются неподготовленными к смене погоды.
Конец Формуле-1? Автоспорт станет незаконным уже в декабре из-за новых правил страхования ЕС Если не будут внесены изменения, Европейская директива по страхованию автотранспортных средств потребует полного страхования всех автомобилей, что сделает невозможными все виды автоспорта.
Сыны Анархии: Интересные факты о мотоциклах Чарли Ханнема Джекс Теллер — самый популярный персонаж из знаменитой киносаги «Сыны Анархии». Как президент SAMCRO он знал, когда нужно быть жестким, а когда немного мягче. Примечательно, что в реальной жизни Чарли Ханнем почти такой же.
Как подготовить автомобиль к зиме Водитель должен знать, что в любой сезон машина требует тщательной подготовки. Также это касается прихода зимы.
Достаточно ли вы умны, чтобы пройти собеседование у Илона Маска? Поддерживая всеобщую навязчивую одержимость Илоном Маском, хочется отметить, что попасть на собеседование к пресловутому футуристу уже само по себе — мечта. А уж получить работу в его компании было бы нереально круто.
Миллионеры из трущоб: Богачи с дешевыми авто Богатые и знаменитые принадлежат к 1% мирового населения и являются объектом зависти остальных 99. В то время как большинство из нас фантазирует о том, каково это жить на широкую ногу, Форбс объявил 2018 год — годом богатства, поскольку более 2 200 человек стали миллиардерами. Причем большинство из них «создали себя сами» и начинали с нуля.
10 жутких историй, рассказанных автостоперами Поездки автостопом преследует дурная слава, в основном из-за страшных фильмов и городских легенд. Однако, это не означает, что такой способ передвижения совершенно безопасен. На самом деле, автостоп может быть чрезвычайно рискованным предприятием, особенно для молодых женщин.
Tata Nano: Вся правда о самом дешевом автомобиле в мире Tata Motors является 17-м крупнейшим производителем автомобилей в мире и выпускает широкий ассортимент продукции, включая пассажирские автобусы, автомобили и военные транспортные средства. Tata принадлежит бренду Jaguar Land Rover. Но, несмотря на прочный фундамент, основанный на автомобилях высокого класса, в 2008 году Tata начала производство совершенно иного зверя.
Необычный транспорт, попавший в Книгу рекордов Гиннеса Люди создают удивительные вещи. Инженерный гений человека действительно не знает границ и, как это ни странно прозвучит, способен даже «ломать» законы физики! Или хотя бы здравый смысл… В любом случае, создатели этих транспортных средств были или безумцами, или гениями.
Топ-11 заблуждений о мотоциклах Любители мотоциклов заявляют, что если вы по-настоящему хотите испытать ощущение свободы, вам нужно оседлать байк. С другой стороны, у большинства людей слишком много заблуждений о езде на этом транспортном средстве, и мы обсудим некоторые из них в этой статье.

Больше новостей