Украинцы и еврономера: перегонщик раскрыл все нюансы
08.09.2018 р. в 10:45, «AvtoVod»
О том, как устроен бизнес на перегоне авто на еврономерах в Украину, рассказал 28-летний киевлянин Александр. Наш герой в «деле» уже два года и за это время перевез около полусотни автомобилей.
«Идея перегонять машины возникла совместно с товарищем, который уже 11 лет живет в Польше и около двух лет назад пригнал сюда парочку машин по просьбе своих знакомых. Тогда и решили организовать совместный бизнес: он налаживает процесс там (бумажные волокиты, техосмотры, передвижение по городу в поисках автомобиля), я — здесь (договариваюсь с клиентами, занимаюсь финансовыми вопросами: залог, расчет за авто и пр.). Без накатанной схемы и предварительных договоренностей по месту заработать на польской машине не получится. Нужно знать язык, быть в курсе, к кому идти, где и как искать — иначе будешь в убытке. Если есть свои люди — ничего сложного нет.
Клиентов особо искать не приходится — больше работает сарафанное радио: пригнал авто одному знакомому, а тот уже рассказал своим куму-брату-свату. Так люди и находятся. А давать объявления на сайтах или в газете практически бессмысленно — слишком высокая конкуренция среди перегонщиков.
В целом процесс такой: клиент называет сумму, на которую рассчитывает, и пожелания по машине (марка, модель, год выпуска, технические характеристики и пр.), и если все реально, мы с товарищем из Польши ищем авто. Кстати, автомобили покупаем только с рук, а не площадок, именно так можно реально понять, кто ездил на этой машине, как к ней относились и другие нюансы.
Дальше — по стандартной схеме: я еду в Польшу, там воочию смотрю машину, показываю ее в онлайне клиенту. Устраивает — загоняю авто на техосмотр. Если все в порядке, занимаюсь бумагами. Документы оформляются на моего товарища в Польше, то есть на физическое лицо, а не юридическое, а я уже перегоняю в Украину, оформив транзит (мне нужны техпаспорт и доверенность на авто)».
«Заказчики чаще хотят авто, за которое не надо отвечать»
«Временный транзит при первом перегоне из Польши в Украину оформляется на 5–10 дней, а дальше — по желанию покупателя. Наиболее законный вариант — «вечный транзит».
Согласно такому сценарию, по истечении срока временного транзита перегонщик вместе с покупателем возвращаются на польскую границу, откуда на машине в Украину за рулем заезжает уже ее новый владелец, регистрируя транзит на себя. Спустя положенное время на его имя выписывается штраф в сумме 8500 грн, после чего машина уже может оставаться в Украине бессрочно, привязываясь к конкретному владельцу.
Второй вариант — наиболее популярный: оформляется временный ввоз, при котором к машине уже никто никогда формально не имеет никакого отношения. Собственно, именно такие авто можно безнаказанно бросить прямо на дороге в случае нарушений, аварий и пр. Схема работает так: после прохождения через украинскую границу автомобили везут дальше — в Молдову, Румынию и др. Там выписывается доверенность на нерезидента Украины или Польши, он снова ввозит авто в Украину, ему дается временный ввоз на год, и после этого заказчик берет доверенность и ездит. В этом случае того, кому действительно принадлежит машина и кто на ней ездит, не найти, то есть если что — концы в воду. Такая схема пользуется спросом — людям больше нравится, когда на них лежит меньше ответственности».
«Работать лучше с Польшей»
«Машины пригоняют сейчас откуда угодно, но лучше всего сотрудничать с Польшей. С Литвой не работаю ввиду того, что могут возникать вопросы с документами на машину, а это чревато потерей денег. Там регистрация авто для перегона делается на фирму. И если ты не проходишь вовремя техосмотр или закрывается фирма, то авто снимается с учета, то есть, по сути, зависает в воздухе. В Польше же машина с учета не снимается ни в случае непрохождения техосмотра, ни при каких-либо других условиях — при этом всегда можно вернуться обратно в Польшу, восстановить документы и пр.».
«Евроавто боятся украинских дорог»
«Сейчас работаю только по предоплате, чтобы избавить себя от финансовых рисков. Вначале работали по-всякому, но после пары клиентов, которые просто не приезжали за машинами, решили брать деньги вперед. Хотя и тут рисков не избежать — иногда машина ломается в дороге, несмотря на то что тщательно осматривается и мной лично, и на станции техобслуживания в Польше.
Главная причина поломок в пути — украинские дороги. Берешь машину, проверяешь — все хорошо, а потом доезжаешь, например до Одесской области, сворачиваешь немного в сторону от главной трассы — и начинаются сплошные ямы. И за следующие 100 км дороги машина убивается так, что приходится по несколько дней жить на СТО, занимаясь ремонтом: у авто одно отломалось, другое отвалилось. Боятся евробляхи наших суровых дорог, особенно те, что постарше».
«Главный рэкет — на границе»
«Деньги вожу наличкой. Рэкета, как в 90-х годах, нет, а щипачи не вытянут — деньги везем, как говорится, под сердцем, куда карманнику не добраться. Да и суммы такие, что можно свободно перевозить через границу, не декларируя: допустимо до $5–10 тыс., а больше, обычно, и не беру. Главный гоп-стоп — на украинской границе на обратном пути, когда уже ввозишь машину. Бывает, конечно, что без лишних вопросов проезжаешь все пункты контроля, но чаще платить приходится каждому, начиная от паспортного контроля и заканчивая выездом на шлагбауме. Средняя сумма «мзды» — по 200 грн, или 20 злотых. Набегает около 1000 грн. В Польше же все проходит без «поборов» — даже за предложение решить вопрос «полюбовно» можно загреметь в тюрьму».
«Мотоциклы гонять выгодно, но опасно»
«На украинской дороге можно встретить мотоциклы на еврономерах. Но их перегоном я не занимаюсь — достаточно рискованно. Покупать за границей легально и перегонять сюда — невыгодно, потому в Украину в основном везут «железных коней» без каких-либо документов. Покупают по $500, загружают по три-четыре штуки в грузовой микроавтобус, платят еще по $500 за каждый на границе, а в Украине продают по $2 тыс. Доход неплохой, но если поймают с таким микроавтобусом — годом условно не отделаться».
«Меньше чем за $300 — не поеду»
«В среднем перегон авто стоит около $1000 — это плюс к стоимости машины. В эту тысячу входят мой заработок, расходы на дорогу, проживание в Польше, транспортные расходы по месту и стоимость услуг автосервиса. Из них «чистыми» получается заработать $300–500. Дополнительным «бонусом» может стать сумма, которую удается выторговать у продавца. Эти деньги клиенту уже не возвращаются, ведь это уже чистая инициатива перекупщика и его умение договариваться. Но если вижу, что заработать смогу менее $300 — на сделку не иду. За месяц можно раза четыре сгонять в Польшу за машиной».
«Популярны «Мерседесы» и «Ауди»
«Заказы на авто бывают разные. От самого дешевого Lanos за $1200 до дорогого Volkswagen Passat за $5 тыс. 2009 года выпуска на автомате. Вообще, самые популярные машины на пригон — Mercedes 210, Audi A4 и A, Mazda 3, Ford Mondeo и Volkswagen Golf, после 2000 года выпуска. В целом эти машины вкладываются в рамки $2,5–3 тыс. Дорогие авто мало кто заказывает: за $10–12 тыс. можно пригнать Range Rover или Infinity, но те, кто могут себе позволить обслуживание этой машины, покупают ее в Украине».
«Доходы падают из-за просроченных авто»
«В последнее время доходы падают. Сейчас у машин, которые я пригоняю из Польши, есть дешевые конкуренты — автомобили с просроченной регистрацией в Украине. Такие авто можно купить за полцены, правда, ездить на них законно не получится и есть риск, что эту машину заберут, а того, кого в ней поймают, — жестко оштрафуют. Но для людей — главное, чтобы дешево, потому на просроченные документы и риски в связи с этим мало обращают внимание. А потом уже, когда вылазят проблемы, владельцы таких авто начинают бастовать, возмущаться и перекрывать дороги. Как по мне, «просрочки» и «консервные банки» нужно просто отправлять на металлолом — дороги разгрузятся вдвое».
Я так скажу: этих евроблях не было бы на дорогах, если бы можно было за адекватную цену, скажем за €500–700, растаможить авто. Сейчас же в Украине с этим маразм: человек покупает машину подешевле за границей, например за €5 тыс., а тут требуют еще столько же, чтобы ее растаможить. Вот и имеем то, что имеем».