Как украинскому автомобилю попасть на мировой рынок

25.09.2018 р. в 11:24, biz.liga.net

Рецепты для ЗАЗа, или 5 стратегий создания авто от лидеров мирового автопрома.

Опыт многих стран, в различных внутренних и внешних условиях добившихся успеха в подъеме промышленности, позволяет выделить пять основных типов стратегии развития инновационного потенциала. Попробуем представить, как можно применить каждую из них в современной Украине.

Стратегии использования природных ресурсов придерживались, в основном, государства с богатыми запасами нефти: страны Персидского залива, Венесуэла, отчасти Индонезия.

Ее суть - в освоении и экспорте природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим использованием доходов для повышения благосостояния населения и развития отраслей, ориентированных на внутренний рынок.

В машиностроении использовать эту стратегию трудно, но возможно. Например, при наличии железной руды, целесообразно создать металлургически комплекс: производство чугуна, стали, спецстали, а далее выпускать простые и более сложные детали.

Украина по этому пути не идет - железорудное сырье поставляется на металлургический завод в Словакию, где производится автомобильная сталь, которую и приобретают украинские автозаводы. Нелогично, ведь при определенной политике государства можно было бы говорить о создании единого машиностроительного комплекса и эту же сталь использовать не только для производства автомобилей, но и другой техники.

Стратегия передовых рубежей – основа промышленной политики США, Германии, Франции, Японии и других развитых индустриальных стран.

Она предполагает использование передовых достижений научно-технического прогресса для создания новых продуктов и технологий с последующим формированием спроса и новых рынков.

Если говорить о машиностроении в целом и автомобилестроении в частности, то в рамках стратегии передовых рубежей государство всячески стимулирует предприятия на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поощряет, в том числе материально, инновации в автомобилестроении и смежных отраслях, производящих продукцию для машиностроения.

Традиционно автопредприятиям позволяется на льготных условиях или даже за гранты от государства вести работы, связанные с поддержанием на высоком техническом уровне своей автомобильной продукции и созданием новых образцов. К сожалению, по понятным причинам для нас этот поезд ушел.

Многие страны, находящиеся в роли догоняющих, успешно используют стратегию преследования.

Располагая дешевой рабочей силой и необходимыми ресурсами, они осваивают производство выпускаемой в развитых странах продукции и заполняют ниши на рынках, вытесняя основных производителей.

На первых этапах потребителю не предлагается новый товар – упор делается на воспроизведение уже созданных образцов по более низкой цене. Только закрепившись на рынках и в нишах, они переходят к выпуску более качественных и оригинальных изделий.

Такая стратегия отлично сработала для автомобилестроения Японии, Южной Кореи, других стран Юго-Восточной Азии. В значительной степени ее использует и Китай, стремящийся таким образом выйти в список мировых лидеров по массовости и объемам производства/потребления автомобилей.

Для Украины в текущих экономико-политических обстоятельствах эта стратегия не подходит совершенно – нам попросту нечем догонять.

Стратегия заимствования предполагает либо копирование продуктовых и технологических решений у более развитых государств/компаний, либо приобретение существующих промышленных технологий производства новых продуктов – работу по лицензии.

На определенном этапе развития экономики это может быть хорошим решением в тех случаях, когда заимствование осуществимо на приемлемых условиях.

Сегодня ситуация в мире такова, что практика продажи передовых конструкций и технологий чего-либо, в том числе, разумеется, и автомобилей, отсутствует. Достаточно вспомнить свежий прецедент с продажей Opel, когда доступ к далеко не самым передовым технологиям автомобилестроения стал главным камнем преткновения в международной сделке.

Вывод: страны-лидеры готовы отдавать лишь устаревшие технологии и снятые с производства продукты, и то со скрипом и ворохом условий и ограничений. Соответственно, преимущественная ориентация на импорт технологий не оставляет стране других вариантов, кроме как быть в роли вечного (!) догоняющего.

Разумеется, в этом случае об инновациях не может быть и речи. Готова ли Украина еще полвека пасти задних? Не думаю.

Оптимальное и самое эффективное решение для Украины сегодня – реализация стратегии присоединения, предусматривающей развитие отрасли посредством привлечения продуктовых и технологических инноваций со стороны более развитых стран и компаний и внедрение их в текущую деятельность национальных предприятий, путем обеспечения особых условий и преференций для их работы.

Поясню. Государство создает режим максимального благоприятствования для внешних инвесторов – заманивает зарубежного производителя на свою территорию, применяет финансовые и другие стимулы.

В таком случае возможен взаимовыгодный симбиоз: производитель получает максимальную выгоду и благоприятную среду, а государство – возможность создать/развить стратегически значимую отрасль. По этому пути пошли практически все наши соседи, ощущавшие явную нехватку ресурсов для ведения собственной инновационной деятельности и развития автопроизводства.

Реализацию именно этой стратегии я бы очень хотел увидеть в Украине. Вариантов может быть масса: участие инвестора на условиях совместного предприятия или 100%-й выкуп активов, использование существующих материально-технических баз и мощностей или приход на зеленую площадку, фискальные преференции или компенсация затрат и издержек, производство для внутреннего рынка или работа на экспорт. Как бы там ни было, краеугольным камнем здесь является политическая воля и долгосрочное стратегические планирование государства Украина.

Потребление автомобилей растет по экспоненте. Страны-лидеры остро нуждаются в новых мощностях и заинтересованы в расширении своих рынков. Этот тот самый шанс, за который Украина должна ухватиться ногами, руками и зубами, чтоб окончательно не утратить возможности возродить автомобильную отрасль. Действовать нужно прямо сейчас – другого может и не быть.

Цікаві автомобільні публікації

Що таке відновлення та ремонт гідроциліндрів? Гідроциліндри, як і всі пристрої, схильні до поломок. Тоді рішенням є відновлення та ремонт гідравлічних циліндрів. Спеціалізовані компанії можуть швидко відновити повну працездатність зношених компонентів
Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости

Більше новин