Как украинскому автомобилю попасть на мировой рынок

25.09.2018 р. в 11:24, biz.liga.net

Рецепты для ЗАЗа, или 5 стратегий создания авто от лидеров мирового автопрома.

Опыт многих стран, в различных внутренних и внешних условиях добившихся успеха в подъеме промышленности, позволяет выделить пять основных типов стратегии развития инновационного потенциала. Попробуем представить, как можно применить каждую из них в современной Украине.

Стратегии использования природных ресурсов придерживались, в основном, государства с богатыми запасами нефти: страны Персидского залива, Венесуэла, отчасти Индонезия.

Ее суть - в освоении и экспорте природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим использованием доходов для повышения благосостояния населения и развития отраслей, ориентированных на внутренний рынок.

В машиностроении использовать эту стратегию трудно, но возможно. Например, при наличии железной руды, целесообразно создать металлургически комплекс: производство чугуна, стали, спецстали, а далее выпускать простые и более сложные детали.

Украина по этому пути не идет - железорудное сырье поставляется на металлургический завод в Словакию, где производится автомобильная сталь, которую и приобретают украинские автозаводы. Нелогично, ведь при определенной политике государства можно было бы говорить о создании единого машиностроительного комплекса и эту же сталь использовать не только для производства автомобилей, но и другой техники.

Стратегия передовых рубежей – основа промышленной политики США, Германии, Франции, Японии и других развитых индустриальных стран.

Она предполагает использование передовых достижений научно-технического прогресса для создания новых продуктов и технологий с последующим формированием спроса и новых рынков.

Если говорить о машиностроении в целом и автомобилестроении в частности, то в рамках стратегии передовых рубежей государство всячески стимулирует предприятия на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поощряет, в том числе материально, инновации в автомобилестроении и смежных отраслях, производящих продукцию для машиностроения.

Традиционно автопредприятиям позволяется на льготных условиях или даже за гранты от государства вести работы, связанные с поддержанием на высоком техническом уровне своей автомобильной продукции и созданием новых образцов. К сожалению, по понятным причинам для нас этот поезд ушел.

Многие страны, находящиеся в роли догоняющих, успешно используют стратегию преследования.

Располагая дешевой рабочей силой и необходимыми ресурсами, они осваивают производство выпускаемой в развитых странах продукции и заполняют ниши на рынках, вытесняя основных производителей.

На первых этапах потребителю не предлагается новый товар – упор делается на воспроизведение уже созданных образцов по более низкой цене. Только закрепившись на рынках и в нишах, они переходят к выпуску более качественных и оригинальных изделий.

Такая стратегия отлично сработала для автомобилестроения Японии, Южной Кореи, других стран Юго-Восточной Азии. В значительной степени ее использует и Китай, стремящийся таким образом выйти в список мировых лидеров по массовости и объемам производства/потребления автомобилей.

Для Украины в текущих экономико-политических обстоятельствах эта стратегия не подходит совершенно – нам попросту нечем догонять.

Стратегия заимствования предполагает либо копирование продуктовых и технологических решений у более развитых государств/компаний, либо приобретение существующих промышленных технологий производства новых продуктов – работу по лицензии.

На определенном этапе развития экономики это может быть хорошим решением в тех случаях, когда заимствование осуществимо на приемлемых условиях.

Сегодня ситуация в мире такова, что практика продажи передовых конструкций и технологий чего-либо, в том числе, разумеется, и автомобилей, отсутствует. Достаточно вспомнить свежий прецедент с продажей Opel, когда доступ к далеко не самым передовым технологиям автомобилестроения стал главным камнем преткновения в международной сделке.

Вывод: страны-лидеры готовы отдавать лишь устаревшие технологии и снятые с производства продукты, и то со скрипом и ворохом условий и ограничений. Соответственно, преимущественная ориентация на импорт технологий не оставляет стране других вариантов, кроме как быть в роли вечного (!) догоняющего.

Разумеется, в этом случае об инновациях не может быть и речи. Готова ли Украина еще полвека пасти задних? Не думаю.

Оптимальное и самое эффективное решение для Украины сегодня – реализация стратегии присоединения, предусматривающей развитие отрасли посредством привлечения продуктовых и технологических инноваций со стороны более развитых стран и компаний и внедрение их в текущую деятельность национальных предприятий, путем обеспечения особых условий и преференций для их работы.

Поясню. Государство создает режим максимального благоприятствования для внешних инвесторов – заманивает зарубежного производителя на свою территорию, применяет финансовые и другие стимулы.

В таком случае возможен взаимовыгодный симбиоз: производитель получает максимальную выгоду и благоприятную среду, а государство – возможность создать/развить стратегически значимую отрасль. По этому пути пошли практически все наши соседи, ощущавшие явную нехватку ресурсов для ведения собственной инновационной деятельности и развития автопроизводства.

Реализацию именно этой стратегии я бы очень хотел увидеть в Украине. Вариантов может быть масса: участие инвестора на условиях совместного предприятия или 100%-й выкуп активов, использование существующих материально-технических баз и мощностей или приход на зеленую площадку, фискальные преференции или компенсация затрат и издержек, производство для внутреннего рынка или работа на экспорт. Как бы там ни было, краеугольным камнем здесь является политическая воля и долгосрочное стратегические планирование государства Украина.

Потребление автомобилей растет по экспоненте. Страны-лидеры остро нуждаются в новых мощностях и заинтересованы в расширении своих рынков. Этот тот самый шанс, за который Украина должна ухватиться ногами, руками и зубами, чтоб окончательно не утратить возможности возродить автомобильную отрасль. Действовать нужно прямо сейчас – другого может и не быть.

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин