Налог на старые авто: борьба с "евробляхами" или наполнение казны за счет автовладельцев

11.10.2018 р. в 08:33, www.segodnya.ua

Эксперты критикуют поправки к законопроекту №4887 о введении ежегодного сбора для б/у машин старше 5 лет

Расширение базы налогообложения по транспортному налогу фактически устанавливает новый принцип налогообложения – "на бедность", и именно те граждане, которые не имеют возможность поменять транспортное средство (автомобиль, мотоцикл, автобус), будут вынуждены платить налог по повышенным ставкам.

Об этом сайту "Сегодня" рассказала вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, эксперт Юлия Дроговоз, комментируя нормы законопроекта №8487.

Как сообщалось, данный документ Верховная Рада приняла в первом чтении. В поправках к проекту решения предлагается облагать налогом все подержанные транспортные средства, начиная с мотоциклов и заканчивая автобусами. При этом, например, если автомобиль на бензине с двигателем 2200 см? и ему пошел шестой год от даты производства, платежка от фискальной службы автовладельцу придет на сумму 660 гривен. И каждый год цифра будет больше. Так, на седьмой год это будет уже 1320 грн.

В то же время машина на дизеле с еще большим объемом двигателя станет вовсе невыгодной. Так, десятилетнее авто с объемом двигателя 3000 см? обойдется владельцу в 9000 грн ежегодно. С двигателем на 1000 см? – 3000 грн. Учитывая, что средний возраст автомобилей в Украине 20 лет, цифры в платежках будут намного серьезнее: за старую машину на бензине, которой 19 лет с двигателем 1300 см?, хозяину авто придется каждый год платить 10 920 грн.

"Есть вопрос к стоимости новых автомобилей, которые стоят неподъемные для многих украинцев суммы, а плата за рассрочку и кредиты – невероятно высока, учитывая монетарную политику НБУ по возрастающей учетной ставке. Многие граждане ожидали новый закон, понимая его преимущества для себя и возможность наконец купить легальный автомобиль по доступной для их бюджета цене и умеренным акцизам. Но законодателей больше беспокоят интересы автомобильных лобби, чем интересы граждан", – аргументировала Дроговоз.

По ее словам, украинцев "искусственно подводят к приобретению новых автомобилей, и желательно отечественного производства", а в случае принятия документа во втором чтении инициатива в итоге все равно не пойдет на пользу украинскому автопрому и чиновникам, "поскольку украинцы найдут выход для себя, а отечественный автомобильный рынок понесет потери".

В свою очередь автоэксперт Александр Швец соглашается, что такие поправки к законопроекту являются сильным перекосом и, если эту норму одобрят в Раде, законодательная инициатива будет ощутимо бить по карману большинства автовладельцев, но проблема с б/у авто в стране все равно не решится.

"Этим законопроектов нардепы хотят реанимировать так называемый утилизационный сбор, который был принят при Януковиче. Тогда при регистрации авто и постановке его на учет дополнительно взимались 2-3 тысячи гривен с машины в зависимости от общей стоимости машины. Сейчас фактически в Раде депутаты этот сбор завуалированно хотят вернуть. Это – деньги из воздуха, и в очередной раз автовладельцам хотят залезть в карман, потому что уже не знают, что еще придумать другого конструктивного, чтобы наполнить бюджет.

Зачем это делать? Эта норма направлена ни на что иное, как на взимание дополнительных денег с людей. Законы должны приниматься, чтобы урегулировать что-то неурегулированное. Но в данном случае они что, собираются очищать воздух, устанавливать на авто какие-то фильтры, или что еще что-то в этом роде? Просто придумали, что те, у кого меньше машина, даст меньше денег, а у кого больше – тот заплатит большую сумму. Вот и вся новация!", – подчеркнул он.

Адвокат и автоэксперт Ярослав Куц тоже считает нормы законопроекта недальновидными, и напоминает, что не было полноценного общественного обсуждения этого документа.

"С одной стороны, я понимаю, зачем хотят его принять, – чтобы отбить у людей желание покупать так называемые "евробляхи", которым исполнилось 10-20 лет. Но с другой стороны, почему-то законодатель промолчал, что в принципе, так называемый "транспортный сбор" фактически уже давно заложен в каждом литре нашего драгоценного топлива. За счет чего, собственно, делаются все дороги и т.д. Фактически мы можем столкнуться с тем, что в Украине будет двойное налогообложение автовладельцев", – отметил он.

По его словам, действительно предложенная концепция по налогообложению затронет социально незащищенные слои населения и средний класс, и, фактически, будет введен дополнительный налог. При этом, как говорит эксперт, непонятно, почему, борясь с незарегистрированными б/у иномарками, законодатель "не может честно сказать, что Украина (как член Всемирной торговой организации) не может регистрировать транспортные средства, которые ниже категории ЕВРО-5".

"Нардепы почему-то об этом молчат, хотя это непосредственно является требованием ВТО. То есть, первичную регистрацию невозможно осуществить, даже если будет разрешено законодательно растаможить авто на еврономерах. И в Раде начинают придумывать, что, мол, мы вам разрешим растаможить, но в то же время обложим налогом. В то же время, прямой налог не будет стимулировать всю автомобилеремонтную отрасль, потому что, например, старые авто часто ломаются, и все СТО, профильные сайты, автомагазины – это, опять-таки, рабочие места. А если будут взимать дополнительные средства с бедного владельца подержанного авто, который тратит на автозапчасти и топливо львиную долю своих средств, он просто продаст свою машину или сдаст ее на металлолом. Что тогда будет с этой отраслью?!", – отметил он.

Отметим, в то же время, в пояснительной записке к законопроекту №8487 указывается, что законодательная инициатива направлена на урегулирование вопроса хаотичного ввоза в Украину иномарок на еврономерах, а документ "введет новую модель налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств, позволит уменьшить стоимость новых ТС, создаст правовые и экономические условия для регистрации ранее ввезенных на таможенную территорию Украины автомобилей в иностранной регистрации, и, как следствие, снизит уровень социальной напряженности по этому вопросу".

Также там упоминается о том, что до 16 мая 2008 года (дня вступления Украины в ВТО) ввоз на таможенную территорию Украины и регистрация транспортных средств старше 8 лет были запрещены.

"После вступления Украины в ВТО такой запрет был отменен и введен сбор за первую регистрацию в Украине транспортных средств. Для транспортных средств старше 8 лет были введены повышающие коэффициенты, которые делали финансово нецелесообразным ввоз таких ТС. С 2010 г. введены дополнительные ограничения по ввозу и первой регистрации транспортных средств (как новых, так и бывших в употреблении), которые не соответствуют экологическим нормам ЕВРО-3 (ЕВРО-4 с 2012 г., ЕВРО-5 с 2014 г.). В 2012 г. из-за невозможности отечественных автопроизводителей соответствовать таким стандартам требования на соответствие были перенесены: ЕВРО-3 с 2013 г., ЕВРО-4 – с 2014 г., ЕВРО-5 с 2016 г., и введен ЕВРО-6 с 2018 г. В 2017 г. требования на соответствие ЕВРО-6 были перенесены на 2020 г.", – говорится в документе.

Кроме того, в пояснительной записке подтверждается, что, по сути, в Украине установлен запрет на ввоз и регистрацию транспортных средств, не соответствующих экологическим нормам (в настоящее время ЕВРО-5), целью которого является ограничение регистрации более старых автомобилей, а "действующие ставки акцизного налога в Украине для легковых транспортных средств установлены не равномерно".

Тем не менее, комментируя сайту "Сегодня" перспективы принятия законопроекта с поданными правками, управляющий партнер Национальной антикризисной группы, эксперт Тарас Загородний спрогнозировал, что документ с предложенными инициативами и в нынешней редакции принят в ближайшее время не будет.

"Во-первых, у меня такое подозрение, что "евробляхеров" до парламентских выборов трогать не будут. До президентских – точно. Потому что эта тема достаточно сложная, и у людей уже очень много подержанных машин на руках. Автолюбители предельно злы и хотят доступные машины. А в Раде есть достаточно сильное лобби, которое не хочет принятия этого законопроекта. Во-вторых, попытка решить вопрос с "евробляхами" за счет людей закончится плохо. Потому что у нас только официально уже приблизительно 1 млн человек, которые ездят на "евробляхах", а это – минимум 4-5% достаточно активных избирателей, которые могут решить исход выборов. И сейчас эта проблема нерешаемая", – сказал он.

Но, по словам эксперта, проблематику регистрации б/у иномарок нужно будет решать в любом случае, потому что "существующие вне правового поля машины в Украине – нонсенс".

"К тому же, сейчас есть еще один важный вопрос: кто у нас именно будет платить этот утилизационный сбор? Машины на Западе такие дешевые и их легче завезти в Украину, потому что там утилизационный сбор фактически никто не платит: иностранцам легче спихнуть эти авто нам, чтобы не уплачивать утильсбор. Также считаю, что проблему с "евробляхами" можно было бы решить в комплексе. Можно было бы сделать некую транспортную амнистию для всех владельцев б/у иномарок, потому что все равно денег с этих людей вы не соберете. Потом можно было бы ввести штрафы за нарушение порядка ввоза таких машин, но при этом одновременно развивать собственную автомобильную промышленность, которая обеспечивала бы экспорт и внутренний рынок. Потому что сейчас неконтролируемый импорт просто убивает собственного производителя, каким бы он ни был", – резюмировал Загородний.

Цікаві автомобільні публікації

Що таке відновлення та ремонт гідроциліндрів? Гідроциліндри, як і всі пристрої, схильні до поломок. Тоді рішенням є відновлення та ремонт гідравлічних циліндрів. Спеціалізовані компанії можуть швидко відновити повну працездатність зношених компонентів
Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости

Більше новин