Почему депутаты не спешат принимать закон о снижении автоакцизов

23.10.2018 г. в 19:35, «AvtoVod»

Еще в июле Верховная Рада приняла в первом чтении законопроекты №8487 и №8488, которые предусматривают снижение ставок акциза на автомобили (как новые, так и с пробегом), а также вносят изменения в правила растаможки авто.

Ко второму чтению парламент планировал приступить уже после летних каникул, в сентябре. Но работа над поправками изрядно затянулась. И есть сомнения, что законопроекты в принципе попадут в сессионный зал.

Что предлагается?

Напомним, что согласно нормам законопроекта №8487 расчет акциза производится по новой методике. Будет базовая ставка в размере 50 евро для бензиновых автомобилей и 75 евро – для авто с дизельным двигателем. Эта ставка умножается на возраст транспортного средства и объем двигателя в куб см, который разделен на 1000.

Например, размер акциза для нового авто с бензиновым двигателем емкостью 1,6 л составит 80 евро (действующая ставка – 427 евро). Для бензинового автомобиля с двигателем 2,4 л возрастом пять лет акциз будет на уровне 600 евро (сейчас – 662 евро). За 10-летний автомобиль с дизельным мотором объемом 3,2 л придется заплатить 2400 евро акциза (сейчас – 15089 евро).

Законопроект №8488 ужесточает правила ввоза авто на территорию Украины и ответственность за его нерегистрацию. Нерезиденты, которые «гоняют» автомобили десятками и сотнями, будут обязаны оформлять банковскую гарантию. Без нее возможен ввоз только одного авто.

Вводятся штрафы за нарушение сроков транзита и временного ввоза. Чем больше просрочка – тем выше штраф. При превышении транзитного режима более чем на 20 дней нарушитель заплатит 85 000 грн, свыше месяца – 170 000 грн. Аналогичные штрафы предусмотрены за нарушение временного использования авто более чем на 10 суток и более чем на месяц соответственно.

Кто против? Первыми недовольство законопроектами выразили владельцы автомобилей на еврономерах. В частности, представители организации «АвтоЕвроСила» потребовали, чтобы при расчете ставки акциза не учитывался возраст транспортного средства. А суммарные издержки на растаможку автомобиля, по их мнению, должны находиться в рамках 600-1000 евро.

Один из авторов законопроектов Роберт Горват со своей стороны заявил, что депутаты действительно изучают отказ от привязки акциза к возрасту авто, и основной величиной, которая влияет на размер налога, будет объем двигателя.

Кроме того, представители «АвтоЕвроСилы» настаивают на отмене платежей для ветеранов войны и инвалидов, и на льготной ставке акциза для участников боевых действий.

По словам Нины Южаниной, главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, большинство поправок к законопроектам №8487 и №8488 сводятся к тому, чтобы снизить размер акциза до 200-300 евро и смягчить те меры, которые позволят заблокировать неконтролируемый поток нерастаможенных авто в Украину.

По мнению Южаниной, такие изменения сведут на нет концепцию, заложенную в законопроекты. Поэтому потребуются новые расчеты, консультации с министерствами, и раньше ноября второго чтения не будет. «Минфин тоже недоволен ставками акцизов. Но надеюсь, что мы выработаем компромиссный вариант», – сообщила Mind Нина Южанина.

Почему некоторые силы оказывают сопротивление?

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко считает, что многие депутаты и автобизнесмены, которые «проталкивают» свои поправки, не заинтересованы в принятии этих законопроектов.

«По моей информации, к законопроектам №8487 и №8488 подано свыше 150 поправок. Их цель – затянуть рассмотрение и не дать принять законопроект. Ведь если депутаты будут обсуждать каждую поправку хотя бы 20 минут, то Верховная Рада на это потратит 300 с лишним часов своей работы. Поэтому люди, которые сегодня занимаются ввозом автомобилей из Европы через схемы «блях», будут делать все, чтобы налоги не снизили. Например, я со своей стороны озвучил депутатам свои предложения по отмене НДС с ввоза авто, сбора в Пенсионный фонд и пошлин. Но никакой реакции нет», – говорит Олег Назаренко.

То, что предложенные нормы действительно убивают бизнес фиктивных фирм, которые гоняют в Украину автомобили на европейской регистрации, подтверждают и юристы.

«Ограничение – не более одной машины на нерезидента без наличия гарантии – увеличивает стоимость авто в принципе и «прикрывает» существующую схему, когда машины массово завозятся на имя ограниченного числа жителей приграничной зоны за небольшую «таксу», – объясняет Владимир Данилин, юрист юридической консалтинговой компании «Де-юре».

Кроме того, требования законопроекта №8488, по сути, ликвидируют возможность эксплуатации неоформленного авто. На то, чтобы привести в порядок все документы, будет отведено 30 дней.

«Да и фактически ввозить автомобиль старше 15 лет станет экономически нецелесообразным: растамаживание выйдет дороже стоимости самого автомобиля», – комментирует Владимир Данилин.

Особенности национального автоимпорта

Нужно учитывать и то, что перед ввозом в Украину «евробляхи» регистрируются на подставных лиц или на фиктивные фирмы. И даже если появится законное право растаможить такой автомобиль в нашей стране, во многих случаях сделать это будет невозможно. «Ведь для того, чтобы растаможить авто в Украине, его сначала надо снять с регистрации за границей, в том государстве, где транспортное средство находится на учете», – говорит Игорь Чудовский, управляющий партнер адвокатского объединения «Чудовский и партнеры».

Также не стоит забывать, что с 2019 года утратит силу закон №1389-VIII, который предусматривает льготные условия растаможки авто возрастом до пяти лет. По этому закону четырехлетний автомобиль стоимостью 10 000 евро, пригнанный из Польши, можно растаможить за 3 000 евро (при обычной ставке акциза – 5400 евро).

Это еще один козырь в копилку противников законопроектов №8487 и №8488. По словам Олега Назаренко, если ставки акцизов так и не будут снижены, а действие льготной растаможки завершится, это однозначно «подогреет» бизнес тех, кто зарабатывает на «евробляхах».

Впрочем, окончательно судьба акцизов решится совсем скоро. Как сообщил Mind глава «АвтоЕвроСилы» Олег Ярошевич, на 31 октября намечено заседание профильного комитета, который рассмотрит поправки к законопроектам и вопрос их допуска ко второму чтению.

По материалам mind.ua.

Интересные автостатьи

E30 BMW M3 — первопроходец и вечный эталон E30 BMW M3 стал первым автомобилем в культовой линейке спортивных моделей знаменитой баварской марки.
Подержанные или все-таки новые? Чем чревата экономия при покупке б/у-шин Рынок подержанных шин вовсе не является эксклюзивным изобретением стран с низким уровнем доходов населения. Торговля б/у шинами ведется даже в США, однако и там, и где бы то ни было, покупатели отдают предпочтение подержанной резине лишь по одной причине - низкой цене.
Загадочная история «Blue Belt» или зачем утопили 181 Toyota В 1977 году в глубины Красного моря было сброшено 181 автомобиль марки Toyota. И вот почему.
Роскошные трейлеры голливудских знаменитостей Звезды Голливуда в большинстве своем привыкли к роскошной жизни и не собираются от нее отказываться, независимо от того, находятся ли они дома или на съемочной площадке.
Обойдетесь: Потрясающие автомобили, которые невозможно купить в США Познакомьтесь с некоторыми из наших самых любимых запретных плодов для американцев.
9 шокирующих фактов об электрокарах, доказывающих, что нас всех обманули До обещанной электрифицированной Утопии просто далеко, или она вообще невозможна?
Широкие или узкие шины? Как ваш выбор повлияет на управляемость Многие водители хотят, чтобы их летние шины выглядели привлекательнее, нежели зимние аналоги. Вот почему летом предпочтение отдается более широким и низкопрофильным шинам, в то время как более узкие шины обычно используются зимой. При этом стоит помнить, что выбор шин влияет не только на внешний вид автомобиля, но и на управляемость, и многие другие характеристики.
Самая известная модель Toyota таит в себе серьезные проблемы с рисками для жизни А есть ли решение? Или владельцам просто дурят головы?
Посмотрите что сделал медведь с этим бедным Subaru Добро пожаловать в страну голодных медведей!
10 фактов об автомобиле, которые произведут впечатление на каждого Спорим, здесь есть кое-что, о чем вы точно не знали.
Неизвестные автомобили СССР: Часть 2 1980-е годы изменили ход истории не только для СССР, но и для советского автопрома. В то время были разработаны невероятные концепт кары, которые действительно могли стать лучшими в мире. Продолжаем наш обзор самых «продвинутых» автомобилей Советского Союза, о которых мало кто знает.

Больше новостей