Плюсы и минусы бетонных дорог в Украине

27.10.2018 р. в 09:06, «AvtoVod»

В этом году в Украине начали строить бетонные дороги. Бетон вместо асфальта – это решение проблем дорожной отрасли? Или просто модное веяние? Об этом в блоге НВ.Бизнес пишет Николай Тимофеев.

Начнем с плюсов. Цементобетонное покрытие является более надежным, износостойким,оно менее подвержено различным деформациям, в частности, колееобразованию. Такие дороги не боятся высоких температур летом. За границей бетонные дороги активно строят, но позволить себе бетонную дорогу, как правило, могут лишь богатые страны.

Лидер по цементобетонным дорогам – США. Все федеральные "хайвеи" построены из цементобетона. Американцы первыми начали в конце ХIX века применять цементобетонные покрытия. Опыт многолетней эксплуатации показал эффективность этого подхода. И сегодня в США более 60% таких дорог. В штате Калифорния процентов 70% автомобильных дорог – даже дорог местного значения и уличной сети в населенных пунктах – это цементобетон. Однако и в США не спешат отказываться от асфальтобетона. Внедряются все новые технологии вторичного использования ресайклингового материала (старого асфальтобетона) в горячих и теплых смесях. Например, в 2017 году в стране было произведено около 400 млн т асфальта – приблизительно в 30 раз больше, чем в Украине!

В Европе лидером по цементобетонным дорогам является Германия, где на долю этого покрытия приходится около 40% автодорог. Речь в основном идет о скоростных магистралях: дороги первой категории, автобаны, дороги, которые имеют высокий скоростной режим и высокую интенсивность. Но почему в Германии и США только 40-60% дорог из бетона, а не 100%? Почему в городах, на улицах, между населенными пунктами вся местная сеть дорог, как правило, асфальтобетонная?

Все просто: цементобетон используется для строительства или полной реконструкции скоростных магистралей. Вы, в основном, не увидите в Европе капитальный ремонт дороги второй или третьей категории с заменой асфальта на цементобетонное покрытие.

Одна из причин в том, что цементобетонные дороги дорогие. Их первоначальная стоимость на 30%, а то и на 40% выше в сравнении с асфальтобетонными. Не стоит верить появившимся сейчас данным из разных источников, что это дешевле благодаря отечественным материалам. Нет, все эти расчёты сугубо теоритические и не учитывают очень многих технических моментов. Но проблема даже не в этом. И у США, и у Германии хватило бы средств, чтобы всю дорожную сеть "закатать" в бетон. Серьезный вопрос и в эффективности дальнейшей эксплуатации. Кроме того, при низкой интенсивности движения, низких нагрузках просто нет смысла вкладывать огромные средства в более дорогостоящую технологию, наши западные друзья очень хорошо умеют считать деньги, поверьте! Например, в Сингапуре активно используют асфальт, 95% дорог именно в этом покрытии.

Бетон долговечнее асфальта. Но его укладка намного более трудоемкий, а самое важное - более длительный процесс, ведь бетону нужно достичь прочности, а по аасфальтобетону движение можно открыть уже через 3-4 часа.

В случае ремонта бетонной дороги приходится полностью перекрывать движение на участке. Сегодня на дороге второй категории (движение по одной полосе в обе стороны) мы можем не закрывать движение. Да, сложно, да, подрядчики работают в тяжелых условиях. При работах же с цементобетоном дорога закрывается всегда. Соответственно, необходимы объезды, что создает колоссальные неудобства и увеличивает сроки и стоимость ремонтных работ.

Отремонтировать асфальтобетонное покрытие в случае повреждения достаточно просто. А если повредили бетонную дорогу? Замена цементобетонной плиты площадью 25 квадратных метров – это очень трудоемкий и длительный процесс. И стоит отметить, что цементобетон при всех его положительных характеристиках в любом случае тоже подвержен деформации. Для бетонных дорог действуют такие же ограничения по нагрузке на ось автомобиля, как и для асфальтобетонных дорог! Ошибается тот, кто думает, что бетонная дорога решит проблему перегруженного автотранспорта. Наоборот. Перегруженный транспорт разрушит и бетонное покрытие, а его ремонт будет на порядок дороже.

Если говорить о населенных пунктах, то, допустим, в США без проблем строят бетонные дороги, так как все коммуникации вынесены в зеленую зону. Это правило. У нас все коммуникации проходят непосредственно под или рядом с дорогой. Прорыв канализации – и местному водоканалу придется выложить за разрытие и последующее восстановление участка дороги в разы, если не в десятки раз, большую сумму.

В обслуживании цементобетонные дороги более требовательны: посыпать технической солью их строго-настрого запрещено! Попробуйте зимой посыпать солью бетонную стяжку - и посмотрите на эффект. Для эксплуатации бетонных дорог необходимо менять реагенты, которые применяются при гололедице. Потому-то в других странах перешли на более щадящие реагенты органического происхождения.

Поэтому утверждать, что цементобетонные дороги – это панацея от всех бед, по меньшей мере, неправильно. Если говорить об украинских реалиях, то у нас сооружается достаточно мало новых дорог. Дорога "с нуля" – огромные деньги, которые пока не под силу бюджету Украины. Основная часть работ в Украине – это текущий средний ремонт и капитальный. Но положить на существующее основание цементобетон невозможно, а строить абсолютно новые дороги – очень дорого.

Однако точечно укладывать бетонное покрытие можно и нужно! Я абсолютно поддерживаю позицию главы Укравтодора Славомира Новака: подъезды к портам должны быть цементобетонными. Там это оправданно: крайне высокая интенсивность движения, дороги испытывают постоянные статические нагрузки. Например, автомобильная дорога Кропивницкий-Николаев. По ней проходит большой транзитный грузопоток зерновозов и прочих большегрузов.

Очень вероятно, что бетонными будут и концессионные магистрали, которые свяжут Украину со странами ЕС. Мы сегодня ведем переговоры с западными партнерами о старте таких проектов. Надеюсь, инвесторы заинтересуются рынком Украины.

Так или иначе, бетонные дороги становятся реальностью. Основные игроки нашего автодорожного рынка уже понемногу обзаводятся техникой, чтобы принимать участие в строительстве "бетонок".

Мы долго думали, какой выбрать подход в строительстве бетонных покрытий – американский или европейский. Остановились на американской технологии. Все-таки они номер один в мире в этой сфере. Два месяца назад мы завезли в Украину американский бетоноукладчик Gomaco GP4. Цена машины – $2,5 млн. Укладчик – первая такая установка не только в Украине, но и в Европе! Это самое современное оборудование на мировом рынке. Машина укладывает дорожное полотно шириной до 12 метров за один проход! Сейчас с ее помощью мы строим взлетно-посадочную полосу в Одесском аэропорту. Уникальная запатентованная технология позволяет погружать дюбеля в формирующийся бетон и предотвращает появление в нем воздушных пузырьков.

Совместно с американцами мы готовили всю рецептуру цементобетонных смесей, в течение полутора месяцев у нас были специалисты из США и Великобритании, которые настраивали работу бетонного укладчика, а также работу наших заводов под проектные решения, которые есть в аэропорту, обучали наших сотрудников. Собрали хороший кадровый потенциал и отличное оборудование.

Надеемся, что после строительства ВПП Одесского аэропорта американский укладчик выйдет и на украинские автомагистрали.

За матеріалами uainfo.org.

Цікаві автомобільні публікації

Що таке відновлення та ремонт гідроциліндрів? Гідроциліндри, як і всі пристрої, схильні до поломок. Тоді рішенням є відновлення та ремонт гідравлічних циліндрів. Спеціалізовані компанії можуть швидко відновити повну працездатність зношених компонентів
Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости

Більше новин