Когда в Украине исчезнут нелегальные АЗС, продающие некачественное топливо

08.11.2018 р. в 11:27, «AvtoVod»

Ни для кого не секрет, что значительная часть украинского топливного рынка находится в тени. В последне время все чаще вдоль оживленных трасс и даже в спальных районах крупных городов стали появляться небольшие автозаправки, торгующие топливом неизвестного происхождения, но чуть дешевле, чем на легальных сетевых АЗС. Такие заправки не несут никакой ответственности за качество реализуемого горючего и налоги не платят. А в случае возникновения к ним претензий со стороны контролирующих органов, быстро исчезают и перебираются на новое место. Да и на других АЗС нередко фиксируются различные нарушения.

По данным Нефтегазовой ассоциации Украины, сейчас с нарушениями работают по меньшей мере 1500 АЗС по всей стране. Ежемесячный объем реализации топлива через такие заправочные пункты, не имеющие разрешительных документов, достигает 40 тыс. тонн. Эксперты утверждают, что до 20% розничной продажи дизтоплива находится в тени. А по сжиженному газу этот показатель составляет от 30 до 50% в зависимости от региона. В результате только в нынешнем году бюджеты всех уровней недополучат от теневого топливного бизнеса около 10 млрд грн.

На эту проблему недавно обратил внимание и президент Украины Петр Порошенко. Он поручил руководителям Государственной фискальной службы и Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики срочно разработать комплекс мер для борьбы с нелегальными автозаправочными станциями. А на днях Кабинет министров Украины направил в Верховную Раду проект закона о внедрении с 1 июля 2019 года лицензирования деятельности по производству, хранению, а также оптовой и розничной торговле топливом.

Лицензию на производство топлива будет выдавать Государственная фискальная служба. Для ее получения, помимо документов на сам объект выпуска и разрешений на работы повышенной опасности, необходимы аккредитация испытательной лаборатории, заверенная технологическая документация, а также техусловия производства топлива. Стоимость лицензии составляет 780 грн в год. Штраф за производство горючего без лицензии — 1 млн грн.

Лицензию на право оптовой торговли топливом будет выдавать на пять лет уполномоченный правительством орган, и обойдется она в 5 тыс. грн в год на каждую нефтебазу. Штраф за оптовую торговлю горючим без лицензии установлен в законопроекте на уровне 500 тыс. грн.

Лицензию на розничную торговлю топливом будет выдавать уполномоченный Кабмином орган по месту торговли сроком на пять лет. Документ оформляется на каждую заправку и будет стоить 2 тыс. грн. Эти средства предлагается зачислять в местные бюджеты, на территории которых расположена заправочная станция. Для получения лицензии необходимы документы на право собственности или пользования станцией, документы на земельный участок, где она находится, акт введения заправки в эксплуатацию, разрешение на выполнение работ повышенной опасности и эксплуатацию оборудования повышенной опасности. Штраф за продажу любого топлива через автозаправочные станции без лицензии составит 250 тыс. грн.

Кроме того, этим же законопроектом предусматривается модернизация системы электронного администрирования реализации топлива, переход с 1 июля 2019 года на учет топлива по акцизным складам и поэтапное введение системы контроля за оборотом и остатками топлива на акцизных складах с использованием уровнемеров и расходомеров-счетчиков.

Рассказать о том, как предлагаемые законопроектом новшества могут отразиться на качестве и стоимости горючего, «ФАКТЫ» попросили директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна.

— Для чего планируется ввести лицензирование торговли топливом? Разве сейчас продавцы горючего не получают похожие разрешительные документы?

— Нет, не получают. Сегодня фактически любой человек, любая фирма при желании может торговать топливом. Такая особенность нашего законодательства дает доступ к рынку всевозможным мошенникам. Причем в последнее время наблюдается тревожная тенденция: торгуют не только сомнительным горючим, но и документами на топливо. То есть такие бумаги просто перепродаются между фиктивными фирмами без проведения товарных операций. Несуществующее горючее фирма зачисляет как приход, списывает на затраты и тем самым манипулирует с уплатой НДС и налога на прибыль. Также бурно на топливном рынке расцветает схема так называемых налоговых скруток. Это когда топливо пропускается через «налоговые ямы», то есть фирмы-однодневки, с целью уклонения от налогообложения.

Поэтому введение лицензирования на операции с топливом уберет с рынка всех этих мошенников. Кроме того, повысится ответственность поставщиков за свои действия. Поскольку сегодня развелось очень много компаний типа «рога и копыта», которые не выполняют свои обязательства ни перед государством, ни перед потребителями, и не несут за это никакой ответственности.

Лицензирование — это европейская практика, действующая во всех цивилизованных странах. А некоторые государства пошли еще дальше, защищая интересы свои и своих граждан. Например, в Польше сейчас действует практика, когда предприятия не только покупают лицензию на операции с нефтепродуктами, но еще и вносят на специальный счет госказначейства немалый депозит. В случае выявления каких-либо нарушений в деятельности компании-лицензиата штрафные санкции снимаются с этого счета автоматически. Ну и забирается лицензия. Это создает механизм, удерживающий предпринимателей от всевозможных махинаций и незаконных действий. Поэтому польский топливный рынок очень прозрачный, прогнозируемый и работает четко, без сбоев.

У нас пока о таких жестких мерах речь не идет. Тем не менее введение лицензирования позволит очистить рынок от большинства недобросовестных игроков.

— Повлияет ли лицензирование АЗС на качестве продаваемого на них топлива?

— Безусловно! Ведь что такое некачественное топливо? По сути, это контрафактное, незаконное горючее, смешанное из разных компонентов и присадок на нефтебазах или полуподпольных мини-НПЗ. Если после принятия закона такой «бодяжник» попадется с этим «топливом» на горячем, то он потеряет лицензию, понесет большие финансовые потери и уйдет с рынка. То же касается и АЗС. Это станет сдерживающим фактором.

Еще для борьбы с махинациями, в рамках этого же законопроекта, предусматривается усовершенствование системы электронного администрирования акцизного сбора на топливо. Эта система уже действует, но, к сожалению, недобросовестные торговцы таки нашли в ней лазейки. Именно эти прорехи нужно исправить, внеся некоторые изменения в систему электронного администрирования.

Для контроля за деятельностью производителей и торговцев горючим предлагается наконец-то оборудовать места производства нефтепродуктов, нефтебазы, хранилища сжиженного газа и АЗС специальными уровнемерами. Это приборы, которые в определенное время измеряют и передают контролирующим органам информацию об объеме топлива в каждой емкости. Тем самым будет установлен четкий контроль за товарным оборотом нефтепродуктов. Потому что сейчас на рынке огромные объемы неучтенного горючего. Определить его происхождение, а тем более качество крайне сложно.

— Как отразится введение лицензий на ценах? Ведь трейдеры заложат дополнительные расходы в себестоимость топлива.

— Думаю, что никак не отразится. Рынок все подправит. Тем более что законопроектом предлагается не такая уж большая цена лицензий. Две тысячи гривен в год для любой АЗС сумма незначительная. Главная идеология лицензирования торговли топливом не в том, чтобы получить побольше денег, а в том, чтобы отсеять с рынка недобросовестных игроков. Ведь для получения лицензии придется предъявить все документы, подтверждающие легальность бизнеса. Тем самым будут защищены интересы как государства, так и рядовых потребителей.

После принятия закона контролирующим органом будет достаточно проверить всего один документ — лицензию. Если ее нет, значит, работа нефтебазы или заправки незаконна. Соответственно, ее работа прекращается без всяких судебных решений и прочей волокиты, как это происходит сейчас, — подытожил Сергей Куюн.

Стоит напомнить, что в нынешнем году в Украине вступили в силу новые требования к качеству продаваемого на отечественных заправках автомобильного газа. Причем проверкой качества автогаза на АЗС теперь обязаны заниматься Государственная экологическая инспекция и Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей. Эти организации получили право остановить работу заправки или изъять товар из оборота.

За матеріалами fakty.ua.

Цікаві автомобільні публікації

Що таке відновлення та ремонт гідроциліндрів? Гідроциліндри, як і всі пристрої, схильні до поломок. Тоді рішенням є відновлення та ремонт гідравлічних циліндрів. Спеціалізовані компанії можуть швидко відновити повну працездатність зношених компонентів
Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости

Більше новин