До 85 тысяч. В Украине в десятки раз повысили штрафы за мелкие правонарушения и пьянство за рулем

23.11.2018 р. в 10:10, strana.ua

Украинцам грозят рекордные штрафы за малейшие правонарушения. 22 ноября парламент принял во втором чтении и в целом законопроект №7279-д.

Он предусматривает внесение изменений в целый ряд законодательных актов, как говорится в пояснительной записке, "для упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных преступлений".

Собственно, сам закон содержит две главные новации. Во-первых, это введение понятия так называемого уголовного проступка.

Под ним подразумевается своего рода "облегченный вариант" преступления - расследовать его будут по упрощенной процедуре и максимально быстро - в идеале за 72 часа, а фигурант дела после отбывания наказания официально считается несудимым.

Как указано в пояснительной записке, такое нововведение должно разгрузить следователей, позволив им заниматься более сложными делами. Плюс - убрать с "незначительных" процессов лишнюю волокиту. Всего выделено 127 уголовных проступков. В их числе, к примеру, фиктивное предпринимательство, мелкое взяточничество, браконьерство, мошенничество, хулиганство или вождение авто в нетрезвом состоянии.

Во-вторых, в законе прописано рекордное увеличение почти все штрафов - от баловства со стоп-краном в поезде до браконьерства и вождения в нетрезвом состоянии. Штрафы вырастут в среднем в 2-3 раза, а по некоторым статьям - вдесятеро и больше. Плюс - расширили полномочия правоохранительных органов по конфискации имущества, лишению прав и так далее.

"Страна" изучила новый закон и узнала сколько теперь придется платить за малейшие проступки.

Почти преступление

Согласно новому закону, все серьезные правонарушения в Украине теперь делятся на уголовные проступки и, собственно, преступления (нетяжкие, тяжкие и особо тяжкие). Уголовные проступки - это деяния, за совершение которые предусмотрен в качестве основного наказания только штраф до трех тысяч необлагаемых налогом минимумов (51 тысяч гривен). Хотя параллельно могут назначать и другие взыскания, скажем, конфискацию имущества, лишение прав а вождение авто, государственную должность и пр. Но не тюремный срок.

В список таких проступков попали, к примеру, фиктивная предпринимательская деятельность, "мелкое" взяточничество и мошенничество, хулиганство, нарушение правил пожарной безопасности, вождение авто в нетрезвом виде.

То есть, по-сути, это большинство правонарушений, которые до сегодняшнего дня считались сугубо административными. Но теперь они - в Уголовном кодексе.

Уголовные проступки будут расследоваться по упрощенной схеме - дознаватель наделяется полномочиями следователя и может сам проводить расследование, собирать материалы, обращаться за санкциями прокурора на обыск, проведение негласных следственных действий.

Досудебное расследование должно быть закончено в течение 72 часов и может затянуться до 20 суток лишь в особо сложных случаях или когда нарушитель не признает свою вину. Вся процедура, включая суд, в идеале должна уложиться в месяц.

В пояснительной записке указано, что мелкие правонарушения, которые теперь называются уголовными проступками, занимают в общей базе преступлений до 50%. Но на них, несмотря на кажущуюся простоту таких дел, тратится так много времени и ресурсов, что у судебно-следственной системы попросту не остается времени на более сложные дела, в частности, расследование тяжких преступлений.

Но в реальности такие изменения могут привести к коллапсу всей судебной системы, - считает старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец.

"Реального механизма таких "экспресс-расследований" нет, непонятно как это должно работать. В итоге "мелкие" правонарушения вообще не будут расследовать и преступники по-сути окажутся безнаказанными, а граждане не смогут рассчитывать даже на минимальную защиту , - пояснил он.

Угон дешевле пьянки

Отдельно новый закон предусматривает внесение изменений в статью 13 Уголовного кодекса. В нее, в частности, добавили целый блок по штрафам за нетрезвое вождение, которые ранее были прописаны в админкодексе.

Так, за вождение в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или после приема препаратов, влияющих на скорость реакции, передачу владельцем права на управление авто такому лицу, отказ пройти медицинское освидетельствование будут штрафовать на 1-2 тысяч необлагаемых налогом минимумов, а это 17 тысяч - 34 тысяч гривен, а также лишением права на управление авто сроком до трех лет. Сейчас за подобные нарушения положены вдвое меньшие штрафы - 500 -1 тысячу необлагаемых минимумов (8,5 тысяч - 17 тысяч гривен)

Если на таком проступке поймают повторно, придется заплатить уже до 3 тысяч необитаемых минимумов, а это 51 тысяч гривен. Плюс - сидеть без прав еще 2-3 года.

За выпуск на маршрут технически неисправного авто или допуск к управлению нетрезвого водителя штраф для должностных лиц теперь составляет 1-2 тысяч необлагаемых минимумов (17-34 тысяч гривен). Для сравнения - сейчас такое правонарушение "стоит" 200-500 минимумов (3,4-8,5 тысяч гривен).

Если такое авто спровоцирует ДТП с пострадавшими, то предусмотрены также исправительные работы до двух лет или тюремный строк до пяти лет. Последние пункты остались неизменными - такое наказание действует и сейчас.

Точно так же выросли штрафы за нарушение правил по обеспечению безопасности движения (неправильная установка дорожных знаков, отсутствие разметки, знаков при проведении строительных работ и прочее). Интересно, что штрафы за кражу авто не пересмотрели - они по-прежнему составляют 1-1,2 тысяч необлагаемых минимумов, то есть, 17-20,4 тысяч гривен.

Умножили на десять

Новые штрафы грозят не только автомобилистам. В законе прописано резкое увеличение (как минимум, вдвое) по большинству правонарушений, которые теперь считаются уголовными проступками.

К примеру, за фиктивное предпринимательство (создание компании с целью получения незаконной выгоды или чтобы прикрыть другой вид деятельности) придется заплатить 3-5 тысяч минимумов - 51 тысяч-85 тысяч гривен. А если речь идет о нанесении государству большого ущерба, то штраф может достигать 10 тысяч минимумов - 170 тысяч гривен. Сейчас штрафов за подобные "эксперименты" с бизнесом воообще нет.

По другим статьям штрафов выросли в разы. Скажем, за непредоставление помощи сейчас штрафуют на 3,4 тысяч гривен (200 минимумов), а будут - на 17-68 тысяч гривен.

Медикам, которых уличат в непрофессиональном предоставлении помощи детям, грозит увеличение штрафов в 10-40 раз - с нынешних 1,7 тысяч гривен до 17-68 тысяч гривен. Такую же сумму придется заплатить и за разглашение врачебной тайны.

Вдесятеро вырастут штрафы и за нарушение порядка финансирования политических партий или предвыборной агитации - до 17-68 тысяч гривен.

Столько же придется заплатить за религиозные преступления - нарушение порядка в храмах, срыв проведения обрядов и пр. Сейчас за такие проступки берут символические 50 необлагаемых налогом минимумов или 850 гривен.

17-51 тысяч гривен вместо 850-1,7 тысяч грозит и мелким воришкам, к примеру, за кражу мобильного телефона. Сейчас штрафы настолько малы, что делают бизнес на ворованных гаджетах вполне рентабельным.

Те же 17-68 тысяч предусмотрены и за порчу чужого имущества (сейчас - 850 грн.). А для должностных лиц завладение имуществом грозит штрафом до 85 тысяч гривен, это в 100 раз больше, чем сейчас.

17-68 тысяч гривен нужно будет заплатить также за уклонение от уплаты налогов и ЕСВ, это вдвое больше, чем действующие штрафы.

Почти одинаковая вилка - 17-51 тысяч или 17-68 тысяч гривен предусмотрена еще для целого ряда правонарушений, начиная от загрязнения земель и вод, и заканчивая браконьерством, нарушением правил пожарной безопасности, авиаполетов или, к примеру, срывом стоп-крана в поезде. Это в разы больше действующих штрафов.

Будут решать "за половинку"

Сами законодатели поясняют рекордные штрафы желанием наконец-то по-настоящему припугнуть украинцев и отбить у них желание нарушать закон. Понятно, что авторы закона соблазнились и возможностью подлатать бюджет, ведь ожидается, что поступления от штрафов заметно вырастут.

Впрочем, в этот раз власти явно перегнули палку. При среднестатистической зарплате в стране ниже 10 тысяч гривен стандартная штрафная "такса" в 17 тысяч гривен выглядит как издевательство. Понятно, что для большинства граждан такая сумма попросту неподъемная.

Так что, скорее всего, потенциальные "штрафники" будут просто договариваться с полицией на месте - так намного дешевле, - считает глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

"Тем более, что система государственного контроля у нас работает плохо, а общество толерантно к большинству мелких правонарушений", - добавил он.

Как правило, "благодарность" составляет порядка 30-50% от суммы официального штрафа, причем, процент растет по мере усиления контроля со стороны государства или суммы штрафа - полицейские устанавливают наценку "за риск".

Поэтому вырастут и неофициальные платежи. За пьянство за рулем сейчас берут, минимум, 300 долларов и желающие платить такие деньги есть, так как, помимо штрафа, водителю грозит лишение прав. Теперь, как прогнозируют эксперты, сумма может вырасти до 1 тысяч долларов и больше.

По другим правонарушениям, за которые сейчас можно откупиться за символические 300-500 гривен, придется платить, минимум, 1-2 тысяч гривен.

Старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец говорит, что рассчитывать на существенное улучшение правопорядка при этом не приходится.

"Высокие штрафы способствуют коррупции, но никак или почти никак не влияют на уровень правонарушений. В нашей практике есть десятки реальных примеров, когда человека лишали прав за пьянство за рулем, а он продолжал ездить на евробляхе. Чтобы навести порядок, нужна, в первую очередь, профилактика - социальная реклама, работа на упреждение преступлений или "перевоспитание" нарушителей. К примеру, в Европе водителей, которые попались на пьянке за рулем, отправляют на обязательные курсы лекций. А у нас за счет правонарушителей хотят просто спонсировать бюджет", - подытожил Кравец.

Когда вступит в силу закон?

Закон вступит в силу через три месяца после официальной публикации.

Для ряда норм дали отсрочку. Так, новации по уголовным проступкам начнут действовать через месяц после вступления закона в силу. Кроме того, Кабмину еще нужно будет внести изменения в нормативно базу, в том числе, и по штрафам. По оценкам юристов, на это понадобится не меньше года.

Эти сроки подтвердили и в МВД. По данным пресс-службы ведомства, увеличенные штрафы за вождение в нетрезвом состоянии начнут действовать с 1 января 2020 года.

Цікаві автомобільні публікації

Що таке відновлення та ремонт гідроциліндрів? Гідроциліндри, як і всі пристрої, схильні до поломок. Тоді рішенням є відновлення та ремонт гідравлічних циліндрів. Спеціалізовані компанії можуть швидко відновити повну працездатність зношених компонентів
Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости

Більше новин