Каким был первый украинский автомобиль

29.11.2018 р. в 10:42, «AvtoVod»

Мало кто представляет себе, как давно это было – но первый украинский автомобиль был создан 88 лет назад. А вот в том, что он был грузовиком, не было ничего удивительного, пишет auto-fan.com.ua.

Вопрос автомобилизации официально стоял на повестке дня в стране, где все еще господствовал гужевой транспорт. Правительственный орган Укртремасс – Украинский государственный трест массового производства металлопродукции – в конце 1929 года поставил перед автосборочным заводом задачу: наладить производство грузовика тяжелого класса.

Был выбран сегмент грузоподъемностью 4 тонны – таких машин в стране не производили и не планировали проводить, массовые горьковские ГАЗ-АА (Ford-AA) поднимали 1,5 тонны, московские АМО и Зисы (Autocar) – до 3 т, ярославские Я-3 и Я-4 – 3,0 – 3,5 т.

Каким был первый украинский автомобиль
Каким был первый украинский автомобиль

Это кажется невероятным, но харьковская промышленность в 1930 г. могла построить автомобиль на 100 % из деталей собственного производства

Сконструировать автомобиль самостоятельно в то время заводские конструкторы не могли. Но как было принято в те годы, заводчане взяли готовый проект – 4-тонный грузовик Lancia Pentajota. Итальянская техника в тот период отличалась простотой и доступностью. Производство аналога Pentajota также не требовало каких-то высоких технологий.

На 100 % наш

Однако, в отличие от других советских автозаводов того периода (ЯАЗ, ГАЗ, АМО), использовали готовые узлы и агрегаты иностранного производства, харьковчане все сделали сами. Все до единой детали были сделаны или на данном Харьковском автосборочном заводе или на ближайших предприятиях-смежниках. Даже такая непростая технологическая операция как литье, была освоена в полной мере – в Харькове сами делали такие непростые отливки, чугунный блок цилиндров двигателя и алюминиевые корпуса навесного оборудования. Валы и шестерни проходили необходимую термическую обработку для повышения прочности и твердости поверхности – это тоже немалые даже по нынешним временам технологии.

Каким был первый украинский автомобиль
Каким был первый украинский автомобиль

Прототип харьковского грузовики «Украина» Lancia Pentajota 1924 г. был простым и непритязательным. Снаружи «итальянец» был старомоднее «украинца»

Внешне харьковская машина также была оригинальной – также в отличие от других советских автозаводов, которые копировали не только конструкцию, но и дизайн. Стилистика вполне соответствовала веяниям конца 1920-х – начала 1930-х годов, а радиатор гордо украшало слово стало наименованием автомобиля – «Украина», причем именно на украинском языке.

Первый экземпляр выпустили в самом начале 1931 года, второй – только в ноябре. Дело в том, что в производственной программе завода были и другие изделия, например, мотоциклы, а масштабы производства были весьма скромными и требовали серьезных инвестиций.

Конструкция «Украины»

Каким был первый украинский грузовик «Украина»? По техническим характеристикам он вполне соответствовал своего европейского прототипа. Харьковчане сделали для своего детища рядный 6-цилиндровый двигатель, который работал на бензине и выдавал 70 л. с. при 2200 об./мин. Машина развивала солидную по тем временам скорость в 50-55 км/ч.

Интересно, что первый украинский грузовик не был громоздким, его габариты были такими: длина 7000 мм (без кузова), ширина 1900 мм, высота 1800 при колесной базе 4700 мм и колеи 1700 мм. Это в целом соответствует размерам широко известного сегодня пятитонного ЗИЛ-130.

Эксперты из тяжелой техники отмечают революционную для того времени особенность: харьковский тяжеловоз мог перевозке груза больше (4000 кг), чем весил сам (3750 кг).

К сожалению, первый украинский автомобиль «Украина» так и остался уникальным – его серийное производство не было налажено. Предпринимательская вольница периода Нэпа была свернута, СССР «становился на рельсы индустриализации». Экономике нужна массовая техника, для производства которой истроились гигантские предприятия. Конкурировать с ними скромный харьковский завод никак не мог, денег на освоение производства правительство не выделило. Два построенных экземпляра по имеющейся информации верой и правдой служили народному хозяйству в Харькове на протяжении многих лет.

За матеріалами auto-fan.com.ua.

Цікаві автомобільні публікації

Що таке відновлення та ремонт гідроциліндрів? Гідроциліндри, як і всі пристрої, схильні до поломок. Тоді рішенням є відновлення та ремонт гідравлічних циліндрів. Спеціалізовані компанії можуть швидко відновити повну працездатність зношених компонентів
Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости

Більше новин