Каким был первый украинский автомобиль

29.11.2018 г. в 10:42, «AvtoVod»

Мало кто представляет себе, как давно это было – но первый украинский автомобиль был создан 88 лет назад. А вот в том, что он был грузовиком, не было ничего удивительного, пишет auto-fan.com.ua.

Вопрос автомобилизации официально стоял на повестке дня в стране, где все еще господствовал гужевой транспорт. Правительственный орган Укртремасс – Украинский государственный трест массового производства металлопродукции – в конце 1929 года поставил перед автосборочным заводом задачу: наладить производство грузовика тяжелого класса.

Был выбран сегмент грузоподъемностью 4 тонны – таких машин в стране не производили и не планировали проводить, массовые горьковские ГАЗ-АА (Ford-AA) поднимали 1,5 тонны, московские АМО и Зисы (Autocar) – до 3 т, ярославские Я-3 и Я-4 – 3,0 – 3,5 т.

Каким был первый украинский автомобиль
Каким был первый украинский автомобиль

Это кажется невероятным, но харьковская промышленность в 1930 г. могла построить автомобиль на 100 % из деталей собственного производства

Сконструировать автомобиль самостоятельно в то время заводские конструкторы не могли. Но как было принято в те годы, заводчане взяли готовый проект – 4-тонный грузовик Lancia Pentajota. Итальянская техника в тот период отличалась простотой и доступностью. Производство аналога Pentajota также не требовало каких-то высоких технологий.

На 100 % наш

Однако, в отличие от других советских автозаводов того периода (ЯАЗ, ГАЗ, АМО), использовали готовые узлы и агрегаты иностранного производства, харьковчане все сделали сами. Все до единой детали были сделаны или на данном Харьковском автосборочном заводе или на ближайших предприятиях-смежниках. Даже такая непростая технологическая операция как литье, была освоена в полной мере – в Харькове сами делали такие непростые отливки, чугунный блок цилиндров двигателя и алюминиевые корпуса навесного оборудования. Валы и шестерни проходили необходимую термическую обработку для повышения прочности и твердости поверхности – это тоже немалые даже по нынешним временам технологии.

Каким был первый украинский автомобиль
Каким был первый украинский автомобиль

Прототип харьковского грузовики «Украина» Lancia Pentajota 1924 г. был простым и непритязательным. Снаружи «итальянец» был старомоднее «украинца»

Внешне харьковская машина также была оригинальной – также в отличие от других советских автозаводов, которые копировали не только конструкцию, но и дизайн. Стилистика вполне соответствовала веяниям конца 1920-х – начала 1930-х годов, а радиатор гордо украшало слово стало наименованием автомобиля – «Украина», причем именно на украинском языке.

Первый экземпляр выпустили в самом начале 1931 года, второй – только в ноябре. Дело в том, что в производственной программе завода были и другие изделия, например, мотоциклы, а масштабы производства были весьма скромными и требовали серьезных инвестиций.

Конструкция «Украины»

Каким был первый украинский грузовик «Украина»? По техническим характеристикам он вполне соответствовал своего европейского прототипа. Харьковчане сделали для своего детища рядный 6-цилиндровый двигатель, который работал на бензине и выдавал 70 л. с. при 2200 об./мин. Машина развивала солидную по тем временам скорость в 50-55 км/ч.

Интересно, что первый украинский грузовик не был громоздким, его габариты были такими: длина 7000 мм (без кузова), ширина 1900 мм, высота 1800 при колесной базе 4700 мм и колеи 1700 мм. Это в целом соответствует размерам широко известного сегодня пятитонного ЗИЛ-130.

Эксперты из тяжелой техники отмечают революционную для того времени особенность: харьковский тяжеловоз мог перевозке груза больше (4000 кг), чем весил сам (3750 кг).

К сожалению, первый украинский автомобиль «Украина» так и остался уникальным – его серийное производство не было налажено. Предпринимательская вольница периода Нэпа была свернута, СССР «становился на рельсы индустриализации». Экономике нужна массовая техника, для производства которой истроились гигантские предприятия. Конкурировать с ними скромный харьковский завод никак не мог, денег на освоение производства правительство не выделило. Два построенных экземпляра по имеющейся информации верой и правдой служили народному хозяйству в Харькове на протяжении многих лет.

По материалам auto-fan.com.ua.

Интересные автостатьи

Daimler прекращает разработку двигателей внутреннего сгорания, чтобы сосредоточиться на электрокарах После столетия доминирования в качестве силового агрегата в автопромышленности, двигатель внутреннего сгорания, наконец, умирает.
Норвежские круизные лайнеры оборудовали картинговыми трассами Электрический карт норвежской круизной линии может развивать скорость до 48 километров в час.
Новая жизнь старой классики: электрический Land Cruiser FJ40 1970 года Классический автомобиль сохранил свой культовый вид, но получил современный электродвигатель.
Экстремальный туризм: на моторикше по Гималаям Если отпуск в Альпах кажется вам скучным, вы можете попробовать приключение в Гималаях, которое, по словам организаторов, буквально может убить вас.
Скрытые сокровища Франкфуртского автосалона 2019 Давайте немного отвлечемся от основных событий и посмотрим на представленные на выставке раритеты и интересные необычные автомобили.
Что в новом Land Rover Defender осталось от классического покорителя бездорожья? В Украине представили новый Land Rover Defender, пришедший на смену классическому Defender, который был долгожителем, и производился на протяжении 68 лет, аж до 2016 года. Land Rover Defender 2020 года выглядит совсем по-другому.
Чем новый Nissan Juke отличается от старого и стоит ли на него обратить внимание Nissan Juke второго поколения стал больше, легче и лучше оснащен, чем его предшественник, и может вернуть себе звание лучшего компактного кроссовера.
За что Илон Маск пристыдил Porsche Неудивительно, что Илон Маск, генеральный директор, соучредитель и создатель продуктов Tesla, не является поклонником нового полностью электрического спортивного автомобиля Porsche Taycan. Ожидается, что предстоящий суперкар станет самым жестким конкурентом Tesla Model S.
Житель Флориды спрятал свой Смарт от урагана на собственной кухне Автомобили Smart знамениты своей способностью втискиваться в самые узкие парковочные места на переполненных городских улицах, но сих пор никто не пробовал припарковаться на собственной кухне. Патрик Элдридж из Джексонвилла, Флорида, сделал это.
Как определить неисправности ходовой по повреждениям шин автомобиля Повышенный износ, неравномерное стирание протектора и даже деформация каркаса шины - такими могут быть последствия эксплуатации автомобиля с неисправной подвеской.
Новая «фишка» Европы: Шоссе для летучих мышей Одним из печальных факторов современности является то, что люди стали самым ужасным кошмаром для животного мира. Это проявляется во многих отношениях, особенно в том, насколько ненасытно мы поглощаем среду обитания диких животных, чтобы удовлетворить наши собственные потребности.
Бесплатная нейтринная энергия для Pi - Car электромобилей Германия поставила цель – перейти в ближайшем будущем полностью на электромобильность. Если программа массового перехода на электромобили будет реализована, то понадобятся стоянки размером с футбольное поле с огромным количеством зарядных станций. Кроме того, пространство вокруг многоэтажных домов также должно быть полностью застроено зарядными станциями.

Больше новостей