БелАЗы на автопилоте

03.12.2018 г. в 09:06, «AvtoVod»

Начнем с ответа на самый интересный вопрос — стоимость обычного БелАЗа начинается с одного миллиона долларов, а расходы на его роботизацию составят примерно 10-12 процентов от первоначальной цены. Но что вы за это получите?

Восемь камер с обзором 360 градусов, четыре навигационные и Wi-Fi-антенны, комплекс радаров, который позволяет распознавать объекты вокруг, 11 ультразвуковых датчиков, более точно определяющих расстояние, и самое главное — искусственный интеллект, который будет работать самостоятельно без водителя, пока вы доедаете в буфете борщ.

Впрочем, оставить искусственный интеллект в одиночестве можно будет не сразу – первую пару лет его придется обучать.

В случае непредвиденных ситуаций система будет обращаться за помощью к оператору, который должен подсказать технике, как поступить. Мы уже как-то рассказывали о ступоре автопилота Google, когда тот столкнулся с женщиной, которая гонялась на электрической коляске по проезжей части за сбежавшей курицей.

Электроника в таких случаях просто не понимает, что происходит, хотя в карьере внештатных ситуаций меньше, а значит, автопилот здесь появится гораздо раньше улицы. Когда большинство сложных ситуаций будет изучено, оператору останется только наблюдать за процессом.

Для верности во всех системах машины — электрических, механических и гидравлических установлены датчики, которые контролируют давление, температуру, а также вибрации на механических узлах.

Кроме того, технику оснащают микрофонами, которые «слушают» фоновый шум. Например, при срабатывании тормозной системы электроника воспринимает звуки как дополнительное подтверждение исправности машины.

Причем, если робот зафиксирует критическую ошибку в системе, он перестанет принимать команды на исполнение, машина просто остановится. Такой в нем для безопасности заложен алгоритм.

На данный момент БелАЗ тестирует роботизированный дуэт самосвала и погрузчика, которыми можно управлять за тысячи километров — задержка составляет меньше секунды. Получается, даже работа водителя самосвала перенесется из пыльного карьера за монитор и бравые водители превратятся в обычный офисный планктон? Не совсем!

Пульт управления роботом напоминает игровое место геймера — три экрана, которые дают широкий обзор, руль, два джойстика-штурвала и три педали — газ и два тормоза, как у настоящего БелАЗа. Но для того, чтобы поиграть в эту версию «Форзы», увы нужны настоящие права. Требования к оператору такие же, как к водителю грузовика.

А это значит, что сперва вам придется получить водительскую категорию С, потом хотя бы пару лет поводить настоящий самосвал, после чего — пройти обучение непосредственно на заводе.

Сразу за руль 450-тонного гиганта вас не пустят, но все реально и достижимо. При этом проблемы могут возникнуть с самой неожиданной стороны. Например, водитель карьерного самосвала не должен бояться высоты…

На территории завода есть даже заправочная станция — большим БелАЗам запрещено выезжать на дороги общего пользования. Зато здесь БелАЗ всегда прав — на внутренней территории у него абсолютное преимущество, все остальные должны его пропускать.

Работа над самим проектом началась около пяти лет назад, когда был создан первый дистанционно управляемый самосвал – что-то типа радиоуправляемой игрушки. А еще через пару лет появился самосвал-робот, который может обходиться без человека. Причем, роботизировать самосвалы помогают компании из России: сколковская VIST Robotics и «Цифра».

В этот же раз в Жодино представили ту самую автоматизированную систему самосвала в паре с погрузчиком. За процессом удаленно следит оператор, который может контролировать одновременно около 10 машин.

Все это выглядит как возможность сократить расходы на заработной плате, но новые технологии потребуют привлечения инженеров, более квалифицированных механиков и программистов, которые будут поддерживать систему работоспособной.

В устройстве грузовиков и карьеров немало параметров, прописанных сточки зрения безопасности, и с роботами их можно будет переписать в пользу большей эффективности.

Роботы, в отличие от людей, лучше работают на высоте. Например, в Чили сейчас ведутся работы на уровне более четырех тысяч метров, из-за чего предприятиям приходится сокращать рабочие смены.

Представители рассказали, что

Одна чилийская компания обратилась на БелАЗа с просьбой подготовить машину грузоподъемностью 560 тонн (напоминаем, что сейчас мировой рекорд — 450-тонный БелАЗ, который перевез в своем кузове 503 тонны груза). Но заказ пока невыполним — не удается создать шины, которые могли бы выдержать такой вес.

Использование БелАЗов на автопилоте, в теории, повысит производительность на 20-30 процентов, снизит расходы от простоя, износа шин (а они стоят огромных денег) и ошибок водителей.

Например, сейчас человек не может находиться в зоне горных работ после взрыва, и машины нередко простаивают по несколько суток. В некоторых регионах работы останавливаются из-за частых туманов.

Роботизированные карьеры уже существуют в Австралии и Канаде, но их не так много, а пока два роботизированных 130-тонных БелАЗа отправятся в Хакасию, где будут работать на экспериментальном участке. Надеемся, мы не увидим их в следующий раз в новостях в разделе «происшествия».

По материалам motor.ru.

Интересные автостатьи

Soundcheck: 6 лучших песен для тестирования автомобильных динамиков Как распознать хорошие автомобильные динамики? Не так и сложно. Вместе со звукорежиссерами и аудио-специалистами из Bowers & Wilkins, BMW подготовила для вас список из 6 песен, которые протестируют каждый аспект работы автомобильной аудиосистемы. Врубай на полную!
Лучшие автомобили вселенной Marvel У кого из супергероев самая крутая тачка?
Мексиканский наркокартель совершил огромную ошибку с участием Ford Fusion В данном случае, ошибка обошлась контрабандистам в 4,5 миллиона долларов.
Девушка-блогер распиливает совершенно новую Model 3 и превращает ее в первый пикап Tesla YouTuber Симона Герц, известная как «королева дерьмовых роботов», превратила свою Тесла в не такой уж и дерьмовый пикап, который она назвала «Truckla».
Почему этот 10-летний Bentley стоит дороже, чем новый Continental GT Помните Bentley Brooklands? Это роскошное двухдверное купе было снято с производства еще в 2011 году, и у Bentley пока нет в планах его замены. Вместо этого британский автопроизводитель сосредотачивается на новом Continental GT, внедорожнике Bentayga и недавно представленной новой Flying Spur.
Именитые политики боятся покупать российский плагиат Rolls-Royce И, похоже, только Путин может себе его позволить.
6 гениальных способов защиты лакокрасочного покрытия вашего автомобиля Автомобильная краска нуждается в защите — от царапин, птичьего помета и некачественной мойки. Эксперт BMW ColorSystem Мартин Яворски поделился лучшими советами по уходу за лакокрасочным покрытием кузова. Благодаря его опыту, ваша машина будет действительно сиять.
Назван самый ценный автомобильный бренд 2019 года Этот бренд в совершенстве овладел искусством завоевывать сердца пользователей и поддерживать свою популярность во всем мире.
12 самых странных автомобильных законов со всего мира Из сотен существующих мировых законов касаемо вождения мы отобрали для вас дюжину самых странных.
Невероятно стильный «шутинг-брейк» Ferrari, на создание которого ушло 10 лет И стоит этот автомобиль дороже Ferrari F8 Tributo — суперкара с самым мощным в истории марки мотором.
Что нам готовит новый альянс BMW и Jaguar Land Rover Партнерство в автомобильной промышленности — вещь не новая. Будь то альянс или тотальное слияние, конечная цель — сэкономить время и деньги благодаря общим интересам. Сегодня появилось еще одно объявление по данной теме.
История мести Марвина Химейера и его легендарного KillDozer’а После того, как его ходатайство об отведении территории было отклонено, Марвин Химейер превратил свой бульдозер в настоящего бронированного монстра и отомстил городу, посмевшему его обидеть.

Больше новостей