Зимний стиль езды: как съезжать с обмерзших спусков и проходить обледенелые повороты

19.01.2019 г. в 20:05, fakty.ua

Зима существенно усложняет жизнь автомобилистам. Во-первых, для беспроблемной эксплуатации водителям обязательно нужно соответствующим образом подготовить своих железных коней, а во-вторых, самим перестроиться на так называемый зимний стиль езды и быть готовыми к различным ловушкам на дорогах. Но и это еще не все, что нужно знать, чтобы зимние поездки стали по-настоящему безопасными. Так, в частности, необходимо уметь обгонять на скользкой дороге, эффективно тормозить на автомобиле с системой ABS и без нее, с механической либо автоматической коробками передач, правильно проходить обледенелые повороты и двигаться по обмерзшим спускам и подъемам. Об особенностях зимней езды читателям «ФАКТОВ» продолжает рассказывать популярный украинский автожурналист и эксперт Юлий Максимчук.

Без крайней необходимости на заснеженных дорогах лучше не обгонять

— В наших предыдущих беседах мы говорили, что зимний стиль предполагает езду на невысоких скоростях и плавное выполнение всех маневров. Но в любом случае зимой водителям приходится обгонять друг друга, при этом выезжать на заснеженный участок дороги, где риск скольжения и заноса существенно возрастает. Что посоветуете для безопасного выполнения этого маневра?

— На заснеженной дороге безопаснее всего двигаться по прокатанной колее, так как выезд колес одной из сторон автомобиля в снежную кашу или на нерасчищенный участок может спровоцировать потерю его устойчивости и управляемости. Ведь на снегу сопротивление качению колес больше, чем на твердом покрытии. Риск поскользнуться особенно грозит машинам, не оснащенным системой стабилизации курсовой устойчивости. Но и у автомобилей, оснащенных такой системой, при высокой скорости подобные неприятности не исключены. Поэтому без крайней необходимости на заснеженных дорогах лучше не обгонять. Если же этот маневр все-таки нужен, важно понимать, чем он грозит, и быть готовым к негативным последствиям.

Важно знать, что выезжать из укатанной колеи нужно плавно и с как можно меньшим углом поворота передних колес, чтобы минимизировать потерю устойчивости. Начинать ускорение при обгоне можно только после того, как все четыре колеса вашего автомобиля будут находиться на заснеженном участке. При этом увеличивать свою скорость нужно постепенно, а при движении нельзя резко крутить рулем — все это может спровоцировать потерю контроля над автомобилем. Обогнав попутный транспорт, возвращаться в укатанную колею следует так же плавно, под небольшим углом и на том же газу, что и при выполнении этого маневра.

Подобным образом нужно действовать и при встречном разъезде на узких дорогах, где прокатана только одна колея. Прежде всего необходимо сбросить скорость движения до безопасной, съезжать колесами одной из сторон автомобиля на заснеженную обочину под небольшим углом, при этом резко крутить рулем или газовать нельзя, а после встречного разъезда возвращаться в колею также следует плавно.

— Большинство современных автомобилей оснащены антиблокировочной тормозной системой, хотя на наших дорогах частенько встречаются старые машины, не имеющие такой опции. Расскажите, как влияет наличие ABS или ее отсутствие на торможение на скользкой дороге?

— Система ABS создавалась для повышения эффективности тормозной системы при экстренных торможениях на сухом асфальте. Она предотвращает блокировку колес и благодаря этому позволяет сохранить управляемость автомобиля в подобных ситуациях. Зимой на скользкой дороге она может сыграть с водителем злую шутку — при резком замедлении ABS заметно увеличивает тормозной путь. И в данной ситуации он будет меньшим как раз у машин, не оснащенных этой системой.

Напомню, что зимой, лучше всего избегать резких торможений. Для безопасной езды замедляться нужно заранее и плавно, чаще используя так называемое торможение двигателем: снижая скорость путем сбрасывания газа и включения пониженной передачи. А к помощи тормозной системы следует прибегать уже перед самой остановкой.

Кстати, применять торможение двигателем можно и на машинах, оснащенных автоматической коробкой передач. Если они наделены возможностью ручного управления, то таким образом также можно понизить передачу. Но, учтите, нельзя сбрасывать сразу несколько передач. Это может спровоцировать потерю устойчивости и управляемости!

— С плавным и заблаговременным торможением все понятно. Но ситуации бывают разные. И если все-таки приходится резко замедлиться, то как правильно это делать на машинах с ABS и без нее?

— В зависимости от типа тормозной системы техника экстренного торможения на скользком покрытии имеет специфические отличия. Накладывает свои особенности и тип трансмиссии — механическая или автоматическая коробка передач.

Так, в частности, на машинах, не оснащенных антиблокировочной системой, в такой ситуации нужно тормозить частыми прерывистыми нажатиями на педаль тормоза, не допуская скольжения колес. На машинах с механикой — еще и обязательно вместе с выжатой педалью сцепления, что позволит исключить блокировку колес в случае остановки двигателя и избежать нежелательного скольжения. Частыми прерывистыми нажатиями на педаль тормоза также нужно тормозить на автомобилях с автоматической коробкой передач. Если вы попали на скользкий участок дороги и вас понесло, немедленно отпустите педаль тормоза, чтобы исключить скольжение. Если позволяет дорожная обстановка, плавно объезжайте скользкий участок дороги и тормозите на рыхлом покрытии или чистом асфальте. В противном случае можно попробовать тормозить двигателем, последовательно включая пониженные передачи, или же съехать на обочину, где снег обеспечит лучший эффект замедления благодаря большему сопротивлению качения колес, чем на скользком участке.

Читайте также: В Украине упростили правила регистрации транспортных средств: что изменится

А вот на автомобилях, оборудованных системой ABS, на скользком покрытии тормозить нужно «в пол» — сильно нажав на педаль тормоза. Причем чем сильнее вы ударите по тормозам, тем эффективнее будет замедление — современные системы ABS понимают ударное нажатие как нештатное торможение, поэтому вступают в работу с еще большей интенсивностью и быстротой. В зависимости от настроек ABS на машине с механикой тормозить нужно вместе с выжатой педалью сцепления или же с отключением сцепления уже при остановке. Дело в том, что системы ABS отличаются разными настройками. Одни работают быстро и не глушат двигатель, который вместе с трансмиссией способствует сокращению тормозного пути, а другие провоцируют остановку мотора, в результате чего машина будет скользить на включенной передаче с заблокированными колесами, неработающими усилителями руля и тормозов. Поэтому водителям стоит на практике поэкспериментировать и выяснить, как срабатывает ABS их авто на том или ином покрытии.

На подъезде к повороту нужно заранее сбросить скорость

— Зимой бывают опасны и обледенелые повороты. Переборщил со скоростью — и вылетаешь за пределы дороги! Что важно учитывать для безопасного выполнения этого маневра?

— Проезжать зимой повороты нужно плавно и на невысокой, безопасной скорости. Ее нужно сбросить заранее, еще на подъезде к повороту, а проходить его на включенной передаче. Помните: при движении на поворотах, особенно на скользкой и заснеженной дороге, нельзя тормозить — это приводит к заносу или сносу автомобиля. Нельзя также резко крутить рулем, что также может спровоцировать потерю контроля над машиной.

Нелишним также будет по возможности максимально увеличивать радиус поворота, что уменьшает боковые силы, действующие на машину. Независимо от типа привода важно знать, что на скользком участке дороги центробежные силы стремятся вынести авто наружу поворота. Поэтому их следует проходить на невысокой скорости и на минимальном газу, как говорится, в натяг.

— Зимой очень легко поскользнуться при движении с обмерзших спусков или же не выехать на заснеженную горку. Как проезжать такие участки дорог?

— Самый эффективный метод проезда спусков на скользкой или заснеженной дороге — с применением торможения двигателем. Причем очень важно включать пониженную ступень передачи заранее, а не на самом спуске. Иначе резкое тормозное усилие на ведущих колесах может спровоцировать потерю устойчивости авто. На пониженной передаче нужно проходить всю дистанцию спуска и по возможности (если не требуется полная остановка) не пользоваться педалью тормоза. При выезде на ровный участок дороги начинать разгон необходимо плавным добавлением газа — резкое ускорение также грозит потерей контроля над автомобилем.

А вот при движении на горку необходимо заранее выбирать такую передачу, чтобы не приходилось переключаться до полного завершения подъема. Ведь при переключении можно спровоцировать пробуксовку колес, что приведет к потере устойчивости и не позволит осилить подъем. Если вы все же забуксовали на подъеме и видите, что не выедете, — спускайтесь вниз (если, конечно, позволяет дорожная ситуация и сзади вас не подперли другие авто). Учтите, со скользкой горки нельзя съезжать с зажатой педалью тормоза — это приведет к скольжению машины. А даже небольшое непрямолинейное положение руля — к развороту. К слову, подобные ошибки характерны для неопытных автомобилистов. Спускаться с обмерзших горок нужно, слегка нажимая на тормоз, чтобы одновременно не допустить блокировки колес и излишнего ускорения машины.

Интересные автостатьи

Добровольное автострахование: что предлагают украинские страховщики Несмотря на продолжительный коронакризис, украинский рынок КАСКО демонстрирует стабильный рост, что выражается в ежегодном увеличении общего объема страховых платежей на 15–25%. Страховщики стараются поддерживать эту тенденцию, предлагая клиентам «гибкие» продукты с полезными опциями, изменяемыми условиями и современными инструментами для дистанционного взаимодействия.
Как оформить страховой полис ОСАГО онлайн в 2021 году Как должно уже быть известно автомобилистам в 2021-м году, что еще с 7 февраля 2018 года все украинские страховые компании, которые оформляют ОСАГО, обязаны продавать электронные полисы в режиме онлайн.
AD-ская смесь – половина рынка «мочевины» Adblue в Украине признана некачественной Эксперты Института потребительских экспертиз впервые провели исследование «мочевины» для дизельных авто. Половина из проверенных образцов оказались за гранью требований стандартов, и это плохие новости как для автомобилистов и владельцев грузовых автопарков, так и для пешеходов и жителей городов.
Внедорожник Mitsubishi Pajero Sport: функциональность и комфорт Mitsubishi Pajero Sport идеально подходит для езды в городских условиях и по загородным трассам. Автомобиль без проблем преодолевает любое бездорожье, поэтому станет незаменимым помощником в любой ситуации на дорогах.
Ситуация на рынке: каждый третий украинец без авто планирует его приобрести Согласно опросу, проведенному на OLX Авто, автомобилистами являются две трети взрослых украинцев, из них 69% пользуются машиной каждый день.
Индекс бензина 2021: где самое выгодное соотношение цены на топливо к средней зарплате? Команда аналитиков Picodi.com проследила, как изменились цены на топливо в первой половине 2021 г. относительно прошлого года, и подсчитала, сколько литров бензина могут купить украинцы на среднестатистическую заработную плату.
Эксперты проверили дизельное топливо и получили шокирующие результаты Чехарда с госрегулированием цен на топливо, и в целом отсутствие контроля над качеством нефтепродуктов, привели к значительному ухудшению ситуации на рынке.
ІСЕ - что продают заправки вместо «девяносто пятого» бензина? В прошлом исследовании бензина А-92 на украинских АЗС эксперты Института потребительских экспертиз (ICE) обнаружили немалое количество нарушений.
Новый Jaguar E-Pace готов покорять дороги Украины Поклонники компании Ягуар давно ждали обновления компактного кроссовера E-Pace. Его собратья по платформе, Range Rover Evoque и Land Rover Discovery Sport, уже прошли рестайлинг, получив новые двигатели, салоны и системы подключения. А в 2021 году появилась обновленная версия самого роскошного британского кроссовера.
Что нам заливают в бак на АЗК? Эксперты впервые за четыре года провели экспертизу бензина А-92.
«Спиртовой» бензин – достойная альтернатива или обман? Эксперты проверили качество топлива с биокомпонентами.
Как изменился Jaguar F-Pace 2021 модельного года? Jaguar F-Pace появился в 2016 году, став первым кроссовером в модельном ряду британского производителя. Спустя 4 года успешного существования, модель отправили на доработку. Презентация второго поколения кроссовера состоялась осенью 2020, в продаже новинка появится в первой половине 2021 года.

Больше новостей