Кто будет получать «письма счастья» за нарушение ПДД в Украине: эксперты указали на важные нюансы

21.01.2019 р. в 08:34, autonews.ua

Кабмин внес важное изменение в процедуру того, как и кому буду приходить «письма счастья». Теперь собственник авто не будет нести ответственность за нарушения, совершенные другим человеком, если тот будет внесен в Госреестр транспортных средств как надлежащий пользователь этого транспортного средства. Однако есть нюансы.

По мнению юристов, это лишь увеличивает путаницу в системе наложения штрафов. Более того – создает возможность покупать штрафные баллы у «козлов отпущения». AutoNews.ua разобрались в чем же дело.

Разрешили добавить водителя, но только одного

Новшество от Кабмина состоит в том, что появляется понятие «надлежащий пользователь». Это человек, который «на законных основаниях пользуется транспортным средством, которое ему не принадлежит».

И тут есть нюанс – данные о втором водителе должны быть внесены в Госреестр транспортных средств (это делается в Сервисном центре МВД), но законодатели посчитали, что такой человек может быть только один!

«Внесение в Реестр сведений одновременно о нескольких надлежащих пользователях в отношении одного транспортного средства не допускается», — говорит нам пункт 8 постановления Кабмина.

Если владелец авто хочет сделать другого человека доверенным пользователем, предыдущий из Реестра удаляются.

У юристов сразу же возникает масса вопросов.

«А если это не пользование, а управление? А если автомобилем пользуется несколько членов семьи? Жребий что ли бросать?», — говорит эксперт по правовому обеспечению безопасности дорожного движения Владимир Караваев.

Зачем так сделали и что это значит на самом деле

Как объяснил Autonews.ua автоюрист Вадим Володарский, так законодатели попытались обойти конституционную норму, которая запрещает привлекать к ответственности, не установив конкретного нарушителя. Но вышло, как говорится «не очень», и водители все равно смогут массово обжаловать штрафы через суд.

«Во-первых, передавать управление можно будет кому угодно. Речь идет о том, что можно добавить того человека, кому теоретически будут приходить «письма счастья». То есть, ограничений на передачу управления как таковые не вводится.

Во-вторых. Последствий от этого все равно никаких не будет. Потому что конституционные решения о недопустимости привлечения к ответственности не того, кто управлял, остаются. То есть, решение Конституционного суда остается и возможность обжалования таких постановлений остается.

Как поступать людям, если автомобилем пользуются несколько членов семьи? Да, по сути дела, тут все равно. Вопрос будет в том, чтобы потом обжаловать эти постановления в судебном порядке на основании решения Конституционного суда от 22 декабря 2010 года», — объяснил Autonews.ua Вадим Володарский.

Есть ли лазейки для злоупотреблений?

Также, обсуждая нововведение, автомобилисты предположили, что это постановление дает возможность для недобросовестных водителей превратить своего надлежащего пользователя в некий «громоотвод», при необходимости перекладывая ответственность на него.

Для этого понадобится лишь какой-нибудь социально неблагополучный человек с водительскими правами, готовый за вознаграждение получать на свое имя штрафы.

Автоюристы такой ход не исключают, правда, говорят они, он слишком сложен, чтобы стать массовым.

«Теоретически это возможно. Но возни с внесением этого надлежащего пользователя будет столько, что это мало для кого будет иметь смысл», — объяснил Вадим Володарский.

Как ответственность делят в Европе

Стоит отметить, что в европейских странах единого подхода к вопросу адресации штрафов нет. Есть две основные модели, которые, тем не менее, удачно справляются с этой задачей.

Солидарная ответственность владельца

Пример: Нидерланды.

Штраф приходит владельцу (пользователю), который внесён в базу данных.

«Если владелец давал авто члену семьи, то заплатит за него (они ж семья). Если давал авто другу, то друг компенсирует штраф; а не компенсирует, то зачем такой друг-редиска», — объясняет автоэксперт Олег Назаренко.

Ответственность владельца за отказ предоставления полиции информации о фактическом нарушителе.

Пример: Польша.

«В Польше владелец обычно платит штраф сам, не заморачиваясь предоставлением инфо о нарушителе, а друг-нарушитель компенсирует расходы. Люди руководствуются принципом — зачем свидетельствовать против близких. Ведь априори нарушило авто владельца и априори он виноват, так как несет ответственность за авто. А если он захочет доказывать и свидетельствовать, что нарушитель не он, а его близкий, то это его личное желание», — говорит Назаренко.

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин