Кто будет получать «письма счастья» за нарушение ПДД в Украине: эксперты указали на важные нюансы

21.01.2019 г. в 08:34, autonews.ua

Кабмин внес важное изменение в процедуру того, как и кому буду приходить «письма счастья». Теперь собственник авто не будет нести ответственность за нарушения, совершенные другим человеком, если тот будет внесен в Госреестр транспортных средств как надлежащий пользователь этого транспортного средства. Однако есть нюансы.

По мнению юристов, это лишь увеличивает путаницу в системе наложения штрафов. Более того – создает возможность покупать штрафные баллы у «козлов отпущения». AutoNews.ua разобрались в чем же дело.

Разрешили добавить водителя, но только одного

Новшество от Кабмина состоит в том, что появляется понятие «надлежащий пользователь». Это человек, который «на законных основаниях пользуется транспортным средством, которое ему не принадлежит».

И тут есть нюанс – данные о втором водителе должны быть внесены в Госреестр транспортных средств (это делается в Сервисном центре МВД), но законодатели посчитали, что такой человек может быть только один!

«Внесение в Реестр сведений одновременно о нескольких надлежащих пользователях в отношении одного транспортного средства не допускается», — говорит нам пункт 8 постановления Кабмина.

Если владелец авто хочет сделать другого человека доверенным пользователем, предыдущий из Реестра удаляются.

У юристов сразу же возникает масса вопросов.

«А если это не пользование, а управление? А если автомобилем пользуется несколько членов семьи? Жребий что ли бросать?», — говорит эксперт по правовому обеспечению безопасности дорожного движения Владимир Караваев.

Зачем так сделали и что это значит на самом деле

Как объяснил Autonews.ua автоюрист Вадим Володарский, так законодатели попытались обойти конституционную норму, которая запрещает привлекать к ответственности, не установив конкретного нарушителя. Но вышло, как говорится «не очень», и водители все равно смогут массово обжаловать штрафы через суд.

«Во-первых, передавать управление можно будет кому угодно. Речь идет о том, что можно добавить того человека, кому теоретически будут приходить «письма счастья». То есть, ограничений на передачу управления как таковые не вводится.

Во-вторых. Последствий от этого все равно никаких не будет. Потому что конституционные решения о недопустимости привлечения к ответственности не того, кто управлял, остаются. То есть, решение Конституционного суда остается и возможность обжалования таких постановлений остается.

Как поступать людям, если автомобилем пользуются несколько членов семьи? Да, по сути дела, тут все равно. Вопрос будет в том, чтобы потом обжаловать эти постановления в судебном порядке на основании решения Конституционного суда от 22 декабря 2010 года», — объяснил Autonews.ua Вадим Володарский.

Есть ли лазейки для злоупотреблений?

Также, обсуждая нововведение, автомобилисты предположили, что это постановление дает возможность для недобросовестных водителей превратить своего надлежащего пользователя в некий «громоотвод», при необходимости перекладывая ответственность на него.

Для этого понадобится лишь какой-нибудь социально неблагополучный человек с водительскими правами, готовый за вознаграждение получать на свое имя штрафы.

Автоюристы такой ход не исключают, правда, говорят они, он слишком сложен, чтобы стать массовым.

«Теоретически это возможно. Но возни с внесением этого надлежащего пользователя будет столько, что это мало для кого будет иметь смысл», — объяснил Вадим Володарский.

Как ответственность делят в Европе

Стоит отметить, что в европейских странах единого подхода к вопросу адресации штрафов нет. Есть две основные модели, которые, тем не менее, удачно справляются с этой задачей.

Солидарная ответственность владельца

Пример: Нидерланды.

Штраф приходит владельцу (пользователю), который внесён в базу данных.

«Если владелец давал авто члену семьи, то заплатит за него (они ж семья). Если давал авто другу, то друг компенсирует штраф; а не компенсирует, то зачем такой друг-редиска», — объясняет автоэксперт Олег Назаренко.

Ответственность владельца за отказ предоставления полиции информации о фактическом нарушителе.

Пример: Польша.

«В Польше владелец обычно платит штраф сам, не заморачиваясь предоставлением инфо о нарушителе, а друг-нарушитель компенсирует расходы. Люди руководствуются принципом — зачем свидетельствовать против близких. Ведь априори нарушило авто владельца и априори он виноват, так как несет ответственность за авто. А если он захочет доказывать и свидетельствовать, что нарушитель не он, а его близкий, то это его личное желание», — говорит Назаренко.

Интересные автостатьи

Добровольное автострахование: что предлагают украинские страховщики Несмотря на продолжительный коронакризис, украинский рынок КАСКО демонстрирует стабильный рост, что выражается в ежегодном увеличении общего объема страховых платежей на 15–25%. Страховщики стараются поддерживать эту тенденцию, предлагая клиентам «гибкие» продукты с полезными опциями, изменяемыми условиями и современными инструментами для дистанционного взаимодействия.
Как оформить страховой полис ОСАГО онлайн в 2021 году Как должно уже быть известно автомобилистам в 2021-м году, что еще с 7 февраля 2018 года все украинские страховые компании, которые оформляют ОСАГО, обязаны продавать электронные полисы в режиме онлайн.
AD-ская смесь – половина рынка «мочевины» Adblue в Украине признана некачественной Эксперты Института потребительских экспертиз впервые провели исследование «мочевины» для дизельных авто. Половина из проверенных образцов оказались за гранью требований стандартов, и это плохие новости как для автомобилистов и владельцев грузовых автопарков, так и для пешеходов и жителей городов.
Внедорожник Mitsubishi Pajero Sport: функциональность и комфорт Mitsubishi Pajero Sport идеально подходит для езды в городских условиях и по загородным трассам. Автомобиль без проблем преодолевает любое бездорожье, поэтому станет незаменимым помощником в любой ситуации на дорогах.
Ситуация на рынке: каждый третий украинец без авто планирует его приобрести Согласно опросу, проведенному на OLX Авто, автомобилистами являются две трети взрослых украинцев, из них 69% пользуются машиной каждый день.
Индекс бензина 2021: где самое выгодное соотношение цены на топливо к средней зарплате? Команда аналитиков Picodi.com проследила, как изменились цены на топливо в первой половине 2021 г. относительно прошлого года, и подсчитала, сколько литров бензина могут купить украинцы на среднестатистическую заработную плату.
Эксперты проверили дизельное топливо и получили шокирующие результаты Чехарда с госрегулированием цен на топливо, и в целом отсутствие контроля над качеством нефтепродуктов, привели к значительному ухудшению ситуации на рынке.
ІСЕ - что продают заправки вместо «девяносто пятого» бензина? В прошлом исследовании бензина А-92 на украинских АЗС эксперты Института потребительских экспертиз (ICE) обнаружили немалое количество нарушений.
Новый Jaguar E-Pace готов покорять дороги Украины Поклонники компании Ягуар давно ждали обновления компактного кроссовера E-Pace. Его собратья по платформе, Range Rover Evoque и Land Rover Discovery Sport, уже прошли рестайлинг, получив новые двигатели, салоны и системы подключения. А в 2021 году появилась обновленная версия самого роскошного британского кроссовера.
Что нам заливают в бак на АЗК? Эксперты впервые за четыре года провели экспертизу бензина А-92.
«Спиртовой» бензин – достойная альтернатива или обман? Эксперты проверили качество топлива с биокомпонентами.
Как изменился Jaguar F-Pace 2021 модельного года? Jaguar F-Pace появился в 2016 году, став первым кроссовером в модельном ряду британского производителя. Спустя 4 года успешного существования, модель отправили на доработку. Презентация второго поколения кроссовера состоялась осенью 2020, в продаже новинка появится в первой половине 2021 года.

Больше новостей