Жертвы второго сорта: погибшие в ДТП и двойные стандарты

18.02.2019 р. в 12:57, «AvtoVod»

Все, кто интересуется темой безопасности дорожного движения и расследования ДТП, следят за новостями из Харькова. За новостями о рассмотрении судом «дела Зайцевой-Дронова». Дела о «громком» ДТП, в котором погибли пять пешеходов.

Я незнаком с материалами этого дела. Но для любого специалиста позиция следствия и прокуратуры, обвинившей обоих водителей в этом ДТП, видится странной. ДТП произошло на регулируемом перекрёстке. И тут видятся возможными два варианта. Либо Зайцева двигалась на «давно покрасневший» сигнал светофора, и тогда Дронов не мог такого предвидеть. Либо Зайцева заканчивала проезд перекрёстка, возможно, и не успевала остановиться при изменении сигнала светофора, имея право продолжать движение по п.8.11 ПДД, и тогда Дронов обязан был дать ей закончить проезд перекрёстка на основании п.16.5 ПДД. Возможно как одно, так и другое, и я не знаю, какой из этих вариантов правильный. Но не оба варианта сразу.

Однако мы можем предполагать, каким будет приговор суда. В ДТП, в котором погибли пять пешеходов, кого-либо из участвовавших в нём водителей вряд ли признают невиновным. По любому делу о ДТП с пешеходом у нас (да и во всех странах бывшего СССР, кроме, возможно, стран Балтии) к водителю изначально существует максимально возможная предвзятость.

Но внимание общества к этому делу вообще выходит за обычные рамки. Вся страна смотрит новости из зала суда, как какой-то сериал. Это не может быть объяснено количеством жертв.

Несколько дней назад в Донецкой области произошло ДТП, в котором погибли шесть человек. Больше, чем в Харькове. Некоторые из них сгорели заживо. Они ехали в двух столкнувшихся автомобилях. Это событие прошло по новостным лентам. И о нём забыли. Можно спорить, что расследование этого дела и последующий суд над виновным (если он будет) не привлечёт такого внимания общества и СМИ.

В сентябре 2017 года в ДТП погибли пять человек, четверо из которых были известными в Украине политологами. Количество жертв – такое же, как в Харькове. Кто-нибудь знает, чем закончилось расследование? СМИ вообще следили за ним? А ведь погибли достаточно известные люди, которые не раз давали интервью и комментарии тем же журналистам.

В апреле 2018 года в Кривом Роге произошло ДТП с многочисленными жертвами. Правда, предполагаемый виновник позднее умер. Но кто сейчас вспоминает об этой трагедии? Кого интересует, получили ли пострадавшие и родственники погибших какие-либо компенсации?

Летом за один день в двух ДТП с микроавтобусами погибли 15 человек. В одном случае было десять погибших. Освещают ли СМИ эти расследования? Знает ли кто-нибудь, кроме специалистов, в них участвующих, что происходит в этих делах? Обществу неинтересно. Об этом все забыли.

Мне приходится сейчас заниматься делом о ДТП, в котором погибли тринадцать человек, и было много пострадавших. Это были ехавшие на ротацию в зоне АТО бойцы добровольческого батальона. ДТП произошло в 2015 году, первое время о нём писали. Сейчас интерес к делу со стороны СМИ и общества – нулевой. Ни на одном заседании суда ни одного журналиста не было. А между тем, количество жертв и пострадавших – более чем вдвое превышает таковое от ДТП в Харькове, и речь идёт о защитниках Украины. И позиция обвинения по этому делу – ещё более, мягко говоря, странная.

Ни к одному из этих дел нет даже малой доли такого внимания, как к «делу Зайцевой-Дронова». Почему?

У меня есть только одно объяснение. Потому что во всех этих случаях погибшие и пострадавшие не были пешеходами.

Но почему так? Ведь когда анализируешь отношение к жертвам, создаётся явственное впечатление: журналисты, а с ними и общество, испытывают интерес к жертвам ДТП, только если те были пешеходами. Если погибли водители, — неважно, мотоцикла или автобуса, — или пассажиры, — не имеет значения, частного легкового автомобиля или маршрутки, — к ним такого интереса нет. Или он сохраняется крайне непродолжительное время. Как будто эти жертвы – второго сорта, по сравнению с пешеходами.

А в любом ДТП с пешеходом, даже с тем, который нарушил всё, что только можно было, который перебегал многополосный проспект с разделительной полосой в неположенном месте, который ночью был во всём тёмном, и его невозможно было заметить, и т.п., — всегда виноватым будут стараться сделать водителя. Так будет поступать следствие. Так новость о подобном ДТП будут подавать журналисты. Так считают сами пешеходы. В моей практике был случай, когда такая «жертва ДТП», — перебегала, будучи сильно пьяной, многополосную улицу в неположенном месте, ночью, в тёмной одежде, и умудрилась попасть под единственный двигавшийся по улице мотоцикл, — будучи не удовлетворённой тем, что мотоциклиста не посадили, написала в апелляционной жалобе на приговор суда, что она «пострадала без всякой своей вины». И она не одна такая. Подобное приходится наблюдать по каждому подобному делу. Я бы мог привести много примеров из практики, но объём статьи не позволяет.

То есть и в этом случае водитель автоматически «исчадие ада», а пешеход «святой».

Такое отношение существует на всех уровнях. И является причиной соответствующей следственно-судебной практики. И никто, кроме тех, для кого автомобиль в жизни – увлечение, или даже нечто большее, не задумывается: а почему же так? Почему даже погибшего в ДТП водителя или пассажира «не так жаль», как пешехода, и к нему меньше внимания в обществе? Почему эти жертвы – «второго сорта»?

Часто можно слышать, что «водитель защищён, а пешеход уязвим». Поэтому, дескать, отношение разное. Но разве погибший на войне танкист – в меньшей степени герой, чем пехотинец? Сама постановка вопроса абсурдна. Но в отношении дорожного движения такая логика почему-то действует.

Да и так ли всё однозначно с защищённостью? Можно ли сказать, что пассажир автобуса, едущий стоя (!), или маршрутки, в которой отродясь не было ремней безопасности, намного более защищён, чем пешеход? И уж точно в одинаковой с ним ситуации по защищённости находятся мотоциклисты (и их пассажиры). Вокруг них нет «тонны металла». Но если кто-то из них погиб или пострадал в ДТП, разве к ним такое же отношение, как и к пешеходам? Разве об этом случае будут так много говорить и писать, так долго помнить? Наоборот, в большинстве случаев, самого же мотоциклиста постараются в ДТП обвинить. Даже если нарушения другого участника ДТП очевидны.

Говорят: «Водитель сам делает свой выбор». Да, это так. Но разве это повод считать его «жертвой второго сорта»? Разве делать свой выбор – это плохо, это предосудительно? Ведь езда на автомобиле – это не какой-нибудь экстремальный вид спорта. Это естественное и обычное для современного человека занятие. А у пассажира, особенно – автобуса или маршрутки, выбора часто и вовсе нет. Тем более – у бойца, едущего в зону АТО. Неужели они заслужили меньше внимания общества, чем погибшие пешеходы?

Кстати, а разве оставаться «по жизни» пешеходом, — это не выбор?

Иногда можно услышать, что, мол, пешеход находиться как бы «в естественном для человека состоянии». Но, простите, по такой логике, «в естественном состоянии» — значит, быть неграмотным. И голым. В крайнем случае, одеваться в звериные шкуры. Но мы же говорим о современных людях и о современной жизни.

Если бы речь шла только о водителях частного транспорта, то мы могли бы вспомнить Владимира Высоцкого с его «Песенкой автозавистника», и, поскольку отношение к «частному собственнику» во многом осталось тем же (разве что марки машины поменялись), мы могли бы думать, что нашли объяснение. В отношении многих ДТП, где аварийная ситуация создана как раз пешеходом, но обвиняют почему-то водителя, — именно эта «логика» самой настоящей классовой борьбы до сих пор работает. И тут я бы мог много примеров из практики привести. И бороться с таким восприятием защите бывает трудно. Это факт. Но когда мы говорим об отсутствии такого, как к ДТП с пешеходами, внимания СМИ и общества к жертвам – пассажирам автобуса или маршрутки, только этим ситуацию объяснить уже нельзя.

Понятно, что авторы новостных сюжетов гонятся за рейтингами и бьют на эмоции. Но чем эти эмоции вызваны?

Может быть, из пешеходов так долго всеми средствами пропаганды (ещё с глубоко советского времени) делали «святых» по отношению к любому водителю, что такое восприятие уже въелось в подсознание и в гены? А задумываться никто не хочет. Даже когда сам садится если не за руль своего авто, то в маршрутку.

Каковы бы ни были причины, такое восприятие нужно менять. И «начинать с себя» нужно, наверное, журналистам. Кстати, то, что, даже в случае нарушения ПДД пешеходом, виновным стараются сделать водителя, — общей безопасности на наших дорогах не добавляет. Скорее наоборот. Но это тема отдельного разговора. И говорить о поведении пешеходов нужно журналистам тоже.

И ещё. Если вы видите на какой-нибудь маршрутке наклейку типа: «Пропусти! Ты один, а нас 40!» (и речь тут будет, прежде всего, о том, чтобы «пропустить» вопреки ПДД, потому что в рамках ПДД апеллировать к количеству не нужно), — помните: это передёргивание. Потому что эти «сорок», — или присвоивший себе право говорить от их имени водитель маршрутки, заинтересованный в том, чтобы сделать больше рейсов за день и получить больше наличных гривен, — не хотят пропускать «одного», только если он заплатил тысячи долларов за автомобиль. «Одного», если он пешеход, не заплативший даже за билет в маршрутке, они пропустят. И воспримут как должное. Так что дело тут не в количестве, а всего лишь в двойных стандартах.

Как и во всех случаях, о которых речь шла выше.

А двойные стандарты никогда не приносили обществу пользы.

Автор: Вадим Володарский, адвокат

За матеріалами autonews.ua.

Цікаві автомобільні публікації

Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.

Більше новин