Жертвы второго сорта: погибшие в ДТП и двойные стандарты

18.02.2019 г. в 12:57, «AvtoVod»

Все, кто интересуется темой безопасности дорожного движения и расследования ДТП, следят за новостями из Харькова. За новостями о рассмотрении судом «дела Зайцевой-Дронова». Дела о «громком» ДТП, в котором погибли пять пешеходов.

Я незнаком с материалами этого дела. Но для любого специалиста позиция следствия и прокуратуры, обвинившей обоих водителей в этом ДТП, видится странной. ДТП произошло на регулируемом перекрёстке. И тут видятся возможными два варианта. Либо Зайцева двигалась на «давно покрасневший» сигнал светофора, и тогда Дронов не мог такого предвидеть. Либо Зайцева заканчивала проезд перекрёстка, возможно, и не успевала остановиться при изменении сигнала светофора, имея право продолжать движение по п.8.11 ПДД, и тогда Дронов обязан был дать ей закончить проезд перекрёстка на основании п.16.5 ПДД. Возможно как одно, так и другое, и я не знаю, какой из этих вариантов правильный. Но не оба варианта сразу.

Однако мы можем предполагать, каким будет приговор суда. В ДТП, в котором погибли пять пешеходов, кого-либо из участвовавших в нём водителей вряд ли признают невиновным. По любому делу о ДТП с пешеходом у нас (да и во всех странах бывшего СССР, кроме, возможно, стран Балтии) к водителю изначально существует максимально возможная предвзятость.

Но внимание общества к этому делу вообще выходит за обычные рамки. Вся страна смотрит новости из зала суда, как какой-то сериал. Это не может быть объяснено количеством жертв.

Несколько дней назад в Донецкой области произошло ДТП, в котором погибли шесть человек. Больше, чем в Харькове. Некоторые из них сгорели заживо. Они ехали в двух столкнувшихся автомобилях. Это событие прошло по новостным лентам. И о нём забыли. Можно спорить, что расследование этого дела и последующий суд над виновным (если он будет) не привлечёт такого внимания общества и СМИ.

В сентябре 2017 года в ДТП погибли пять человек, четверо из которых были известными в Украине политологами. Количество жертв – такое же, как в Харькове. Кто-нибудь знает, чем закончилось расследование? СМИ вообще следили за ним? А ведь погибли достаточно известные люди, которые не раз давали интервью и комментарии тем же журналистам.

В апреле 2018 года в Кривом Роге произошло ДТП с многочисленными жертвами. Правда, предполагаемый виновник позднее умер. Но кто сейчас вспоминает об этой трагедии? Кого интересует, получили ли пострадавшие и родственники погибших какие-либо компенсации?

Летом за один день в двух ДТП с микроавтобусами погибли 15 человек. В одном случае было десять погибших. Освещают ли СМИ эти расследования? Знает ли кто-нибудь, кроме специалистов, в них участвующих, что происходит в этих делах? Обществу неинтересно. Об этом все забыли.

Мне приходится сейчас заниматься делом о ДТП, в котором погибли тринадцать человек, и было много пострадавших. Это были ехавшие на ротацию в зоне АТО бойцы добровольческого батальона. ДТП произошло в 2015 году, первое время о нём писали. Сейчас интерес к делу со стороны СМИ и общества – нулевой. Ни на одном заседании суда ни одного журналиста не было. А между тем, количество жертв и пострадавших – более чем вдвое превышает таковое от ДТП в Харькове, и речь идёт о защитниках Украины. И позиция обвинения по этому делу – ещё более, мягко говоря, странная.

Ни к одному из этих дел нет даже малой доли такого внимания, как к «делу Зайцевой-Дронова». Почему?

У меня есть только одно объяснение. Потому что во всех этих случаях погибшие и пострадавшие не были пешеходами.

Но почему так? Ведь когда анализируешь отношение к жертвам, создаётся явственное впечатление: журналисты, а с ними и общество, испытывают интерес к жертвам ДТП, только если те были пешеходами. Если погибли водители, — неважно, мотоцикла или автобуса, — или пассажиры, — не имеет значения, частного легкового автомобиля или маршрутки, — к ним такого интереса нет. Или он сохраняется крайне непродолжительное время. Как будто эти жертвы – второго сорта, по сравнению с пешеходами.

А в любом ДТП с пешеходом, даже с тем, который нарушил всё, что только можно было, который перебегал многополосный проспект с разделительной полосой в неположенном месте, который ночью был во всём тёмном, и его невозможно было заметить, и т.п., — всегда виноватым будут стараться сделать водителя. Так будет поступать следствие. Так новость о подобном ДТП будут подавать журналисты. Так считают сами пешеходы. В моей практике был случай, когда такая «жертва ДТП», — перебегала, будучи сильно пьяной, многополосную улицу в неположенном месте, ночью, в тёмной одежде, и умудрилась попасть под единственный двигавшийся по улице мотоцикл, — будучи не удовлетворённой тем, что мотоциклиста не посадили, написала в апелляционной жалобе на приговор суда, что она «пострадала без всякой своей вины». И она не одна такая. Подобное приходится наблюдать по каждому подобному делу. Я бы мог привести много примеров из практики, но объём статьи не позволяет.

То есть и в этом случае водитель автоматически «исчадие ада», а пешеход «святой».

Такое отношение существует на всех уровнях. И является причиной соответствующей следственно-судебной практики. И никто, кроме тех, для кого автомобиль в жизни – увлечение, или даже нечто большее, не задумывается: а почему же так? Почему даже погибшего в ДТП водителя или пассажира «не так жаль», как пешехода, и к нему меньше внимания в обществе? Почему эти жертвы – «второго сорта»?

Часто можно слышать, что «водитель защищён, а пешеход уязвим». Поэтому, дескать, отношение разное. Но разве погибший на войне танкист – в меньшей степени герой, чем пехотинец? Сама постановка вопроса абсурдна. Но в отношении дорожного движения такая логика почему-то действует.

Да и так ли всё однозначно с защищённостью? Можно ли сказать, что пассажир автобуса, едущий стоя (!), или маршрутки, в которой отродясь не было ремней безопасности, намного более защищён, чем пешеход? И уж точно в одинаковой с ним ситуации по защищённости находятся мотоциклисты (и их пассажиры). Вокруг них нет «тонны металла». Но если кто-то из них погиб или пострадал в ДТП, разве к ним такое же отношение, как и к пешеходам? Разве об этом случае будут так много говорить и писать, так долго помнить? Наоборот, в большинстве случаев, самого же мотоциклиста постараются в ДТП обвинить. Даже если нарушения другого участника ДТП очевидны.

Говорят: «Водитель сам делает свой выбор». Да, это так. Но разве это повод считать его «жертвой второго сорта»? Разве делать свой выбор – это плохо, это предосудительно? Ведь езда на автомобиле – это не какой-нибудь экстремальный вид спорта. Это естественное и обычное для современного человека занятие. А у пассажира, особенно – автобуса или маршрутки, выбора часто и вовсе нет. Тем более – у бойца, едущего в зону АТО. Неужели они заслужили меньше внимания общества, чем погибшие пешеходы?

Кстати, а разве оставаться «по жизни» пешеходом, — это не выбор?

Иногда можно услышать, что, мол, пешеход находиться как бы «в естественном для человека состоянии». Но, простите, по такой логике, «в естественном состоянии» — значит, быть неграмотным. И голым. В крайнем случае, одеваться в звериные шкуры. Но мы же говорим о современных людях и о современной жизни.

Если бы речь шла только о водителях частного транспорта, то мы могли бы вспомнить Владимира Высоцкого с его «Песенкой автозавистника», и, поскольку отношение к «частному собственнику» во многом осталось тем же (разве что марки машины поменялись), мы могли бы думать, что нашли объяснение. В отношении многих ДТП, где аварийная ситуация создана как раз пешеходом, но обвиняют почему-то водителя, — именно эта «логика» самой настоящей классовой борьбы до сих пор работает. И тут я бы мог много примеров из практики привести. И бороться с таким восприятием защите бывает трудно. Это факт. Но когда мы говорим об отсутствии такого, как к ДТП с пешеходами, внимания СМИ и общества к жертвам – пассажирам автобуса или маршрутки, только этим ситуацию объяснить уже нельзя.

Понятно, что авторы новостных сюжетов гонятся за рейтингами и бьют на эмоции. Но чем эти эмоции вызваны?

Может быть, из пешеходов так долго всеми средствами пропаганды (ещё с глубоко советского времени) делали «святых» по отношению к любому водителю, что такое восприятие уже въелось в подсознание и в гены? А задумываться никто не хочет. Даже когда сам садится если не за руль своего авто, то в маршрутку.

Каковы бы ни были причины, такое восприятие нужно менять. И «начинать с себя» нужно, наверное, журналистам. Кстати, то, что, даже в случае нарушения ПДД пешеходом, виновным стараются сделать водителя, — общей безопасности на наших дорогах не добавляет. Скорее наоборот. Но это тема отдельного разговора. И говорить о поведении пешеходов нужно журналистам тоже.

И ещё. Если вы видите на какой-нибудь маршрутке наклейку типа: «Пропусти! Ты один, а нас 40!» (и речь тут будет, прежде всего, о том, чтобы «пропустить» вопреки ПДД, потому что в рамках ПДД апеллировать к количеству не нужно), — помните: это передёргивание. Потому что эти «сорок», — или присвоивший себе право говорить от их имени водитель маршрутки, заинтересованный в том, чтобы сделать больше рейсов за день и получить больше наличных гривен, — не хотят пропускать «одного», только если он заплатил тысячи долларов за автомобиль. «Одного», если он пешеход, не заплативший даже за билет в маршрутке, они пропустят. И воспримут как должное. Так что дело тут не в количестве, а всего лишь в двойных стандартах.

Как и во всех случаях, о которых речь шла выше.

А двойные стандарты никогда не приносили обществу пользы.

Автор: Вадим Володарский, адвокат

По материалам autonews.ua.

Интересные автостатьи

Эксперты провели масштабное исследование «девяносто пятого» бензина По данным официальной статистики, доля белорусских бензинов в Украине в общем импорте достигла 80 процентов. Как известно, нефтеперерабатывающие заводы нашего соседа основательно модернизированы, и выпускают топливо стандарта Евро 5. Выходит, проблем с качеством быть не должно?
Дизельное топливо – какое качество на дорогих и дешёвых заправках? После кризисного «карантинного» падения, цены на топливо на украинских АЗС уверенно поползли вверх. При этом, что касается дизельного топлива, пока сохраняется весьма солидный разброс, достигающий 5 грн. на литре. А будет ли такой же разница в качестве топлива?
Электрическая революция: от Peugeot VLV – до Peugeot е-2008 Электрические двигатели использовались еще на заре появления автомобиля, однако тогда они уступили борьбу бензиновым моторам. Peugeot одни из первых взялся за изучение электропривода для автомобилей – это было еще в далеком 1902 году.
Ariya - первый 100% электрический кроссовер Nissan Nissan показала продолжателя дела Leaf. Встречайте первый электрический кроссовер марки — Nissan Ariya.
Новый Ford Bronko - «внедорожный воин» 21 века Ford спустя 31 год возродил рамный внедорожник Bronco. И это очень красиво.
Качество автомобильного газа улучшилось, но многие грешат «недоливом» Впервые за 2 года стоимость автомобильного газа достигла 50 процентов стоимости бензина, и продолжает повышаться. В некоторых сетях цена около 12 гривен за литр, что не очень радует владельцев авто с ГБО. Кроме того, некоторые компании лоббируют введение дополнительных пошлин на импортные газ и дизель.
WOG разыгрывает дом на колесах Закрытые границы – не проблема для настоящих путешественников. Наоборот, это прекрасная возможность узнать лучше родную страну.
Что такое «помеха справа» и как правильно пользоваться этим правилом «У тебя помеха справа была!», - такое взаимное обвинение часто можно услышать от водителей, попавших в ДТП на регулируемом перекрестке, при проезде «клумбы» или взаимном перестроении.
«Умные» шины – какую пользу получат потребители от сенсорной технологии Беспилотные автомобили, которым необходимо определять дорожные условия без участия человека, ставят соответствующие требования к шинам. Эксперт компании Nokian Tyres считает, что “умные” шины с подключенными к ним датчиками станут привычным явлением максимум через 5 лет.
Электромагнитные излучения создадут тяговую силу для электромобиля Pi Car Электромобили загрязняют окружающую среду даже больше, чем машины с двигателями внутреннего сгорания? Объединив международную команду ученых, компания Neutrino Energy Group решает задачу поиска возможностей обеспечения питания электромобилей будущего.
Легендарному внедорожнику Range Rover исполняется 50 лет 17 июня 2020 года Range Rover празднует золотой юбилей: за 50 лет этот внедорожник стал одной из самых прогрессивных моделей мира и самым популярным авто среди всех моделей Land Rover.
Как подготовиться к автомобильному путешествию в сезон отпусков События 2020 года, прежде всего карантинные ограничения, внесли существенные изменения в планы жителей Украины. В частности, ограничения на международное авиасообщение предопределили тренд отдыха этого года – внутренний туризм.

Больше новостей