В Украине могут появиться «венские» трамвайные остановки
26.03.2019 р. в 19:14, traffic.od.ua
Для повышения удобства посадки-высадки пассажиров, в зоне трамвайных остановок, находящихся на совмещенном с автомобильными дорогами полотне, уровень проезжей части повысят на 15 см. по сравнению с головкой рельса.
В Украине могут появиться «венские» трамвайные остановки
Заместитель министра регионального развития, строительства и жилищно-комммунального хозяйства Украины Лев Парцхаладзе на своей странице в социальной сети «Фейсбук» анонсировал внесение изменений в Государственные строительные нормы Украины ГСН В.2.3-5:2018 «Улицы и дороги населенных пунктов». Эти изменения коснутся оборудования трамвайных остановок, которые находятся на совмещенном полотне, когда трамвайные рельсы проложены по оси улицы.
Благодаря внедрению предложенных изменений, в Украине могут появиться так называемые «венские трамвайные остановки». На таких трамвайных остановках уровень проезжей части в зоне остановки трамвайных вагонов несколько поднимают над уровнем остальной проезжей части и уровнем головки трамвайного рельса. Таким образом расстояние по высоте между посадочной площадкой и уровнем первой ступеньки трамвайного вагона стает меньше, что удобно для маломобильных граждан, а также ускоряет посадку-высадку пассажиров. Впервые трамвайные остановки такого типа появились в столице Австрии Вене, отсюда и получили свое название. Кроме повышения удобства для пассажиров трамвая, «венские трамвайные остановки» также играют роль своеобразных «лежачих полицейских» и таким образом помогают снизить скорость движения автомобилей по городским улицам.
Ранее к городским властям Одессы обращались с петицией о внедрении подобных остановок.
По словам эксперта в области электротранспорта, инженера Дмитрия Янкивского, норма о необходимости повышения уровня проезжей части в местах остановок трамвая на совмещенном полотне существовала и ранее, однако ее никто не выполнял.
«Еще КДП - 204/12 Україна 240-95 «Правила размещения остановок городского электро- и автомобильного транспорта» предусматривали создание повышенных посадочных площадок на трамвайных остановках, которые находятся на совмещенном трамвайном полотне. Высота таких площадок должна была составлять от 10 сантиметров, однако при проектировании трамвайных остановок эти «Правила…», принятые еще в 1995 году, часто игнорировали или вообще нарушали», – говорит Дмитрий.
Он также объясняет, почему высоту повышения уровня проезжей части на автодорогах приняли около 15 сантиметров.
«В ДСТУ 4070 записано, что высота первой ступеньки обычного трамвая или пола низкопольного в зоне входа не должна превышать 360 мм. Однако 360 мм. – это уровень пола пустого трамвайного вагона при новых колесных бандажах. В зависимости от загрузки пассажирами, трамвайный вагон «оседает», при максимальной загрузке осадка пружин тележек может составлять 25 мм. и даже больше. Кроме того, в процессе эксплуатации колесные бандажи (а трамвайные колеса сборные – они состоят из постоянного центра, на который насаживаются кольцевые втулки – бандажи) изнашиваются и для сохранения профиля протачиваются. Для трамваев «Татра» диаметр новых бандажей – 710 мм., изношенных – 610 мм., таким образом, снова таки первая ступенька трамвая опускается на 50 мм. Именно поэтому повышенные посадочные платформы, а также повышения проезжей части в зоне трамвайных остановок в Европе делают несколько ниже, чем уровень первой ступеньки трамвая при полной загрузке и предельно изношенных бандажах», – говорит Дмитрий.
По словам Янкивского, нужно также предусмотреть такой фактор, как допустимый уклон при въезде на остановку, а также при съезде с нее. Это особенно важно для совмещенных трамвайно-автобусных остановок.
«Есть и еще один фактор при выборе высоты посадочной площадки на дорожном полотне – это допустимый уклон заезда и съезда. Очевидно, высоту в 15 см выбрали, проанализировав конструкцию городского транспорта (в том числе и сочлененных автобусов и троллейбусов), а также комфортное расстояние между посадочной площадкой для трамваев и автобусов – при использовании «венских» остановок места посадки для трамваев и автобусов (или троллейбусов) должны быть «разнесены», – рассказывает Дмитрий.
Заметим, что инициатором изменений Государственных строительных норм Украины, касающихся устройства трамвайных остановок стал депутат Львовского городского совета Игорь Зинкевич в связи с тем, что во Львове были допущены существенные отклонения от существующих ранее нормативов при строительстве трамвайных остановок. Это привело в итоге к тому, что трамвайные вагоны «Tatra KT4DM» из Берлина не смогли останавливаться на остановках нескольких трамвайных маршрутов.
«Я обратился в Минрегионстрой с просьбой уточнить нормы Государственных строительных норм, касающихся размещения и обустройства трамвайных остановок. Мне очень приятно, что ведется работа по улучшению нормативных документов. Изменения в Государственные строительные нормы не только повысят комфорт пассажиров, но и обеспечат нормальное курсирование трамвайных вагонов всех моделей», – говорит депутат.
Заметим, что первые в Украине «венские трамвайные остановки» появились в Виннице при реконструкции улицы Замостянской – при реализации этого проекта консультантами городских властей были транспортные эксперты из Швейцарии.
Будем надеяться, что изменения ГСН, касающиеся обустройства трамвайных остановок, будут введены в действие в ближайшее время и «венские остановки» появятся в Одессе на улице Софиевской.