Мотоциклисты и автомобилисты: кто виноват в ДТП

02.04.2019 р. в 11:23, autonews.ua

Мотосезон начинается. Несмотря на все политические события, и до «официального открытия» мотоклубами, мотоциклисты выезжают на дороги. И тут же вспоминаются конфликты между ними и водителями автомобилей, которые были в прошлом году и будут в следующем. Мотоциклисты обвиняют автомобилистов в том, что те их не видят, и в зеркала при манёврах не смотрят. Автомобилисты в ответ возмущаются, что мотоциклисты гоняют и ездят между рядами. Стереотипы и тех, и других почти непобедимы.

А мы попробуем разобраться: какие же механизмы ДТП с участием мотоциклистов наиболее типичны, и кто в этом виноват?

Начнём вот с чего. Если в советское время мотоцикл часто использовали из-за невозможности приобрести автомобиль, то сейчас у большинства мотоциклистов это – не единственное транспортное средство. Во всяком случае, в городах. Поэтому встреченный вами на дороге мотоциклист, вероятнее всего, имеет навык управления автомобилем. И понимает, как вы в нём себя чувствуете. Просто … сегодня затор на один автомобиль меньше. Большинство же водителей автомобилей ездить на мотоцикле не умеют, и это – одна из причин возникающего непонимания.

Какие ДТП мотоциклисты называют «классикой жанра»? Нет, не падение из-за того, что не справился с управлением, не нарушения при перестроении и так далее… Та самая «классика» выглядит так: водитель автомобиля поворачивает налево и не пропускает встречного мотоциклиста. Последствия часто тяжёлые: по сути, происходит столкновение под углом, близким прямому, мотоциклиста выбрасывает из седла, он может перелететь через автомобиль. Почему так происходит? Водители автомобилей обычно называют хрестоматийную причину: «Он же летел!». Начинаешь разбираться – и оказывается, что речь о малокубатурном мотоцикле, на котором «лететь» было бы весьма затруднительно.

На самом деле на видеозаписях подобных ДТП часто можно увидеть, как поворачивающий налево водитель несколько автомобилей пропустил, а перед мотоциклистом выехал. Среагировать, кстати, в таких случаях у мотоциклиста практически нет шансов. Но почему так происходит?

Причин две. Есть водители, которые просто не воспринимают мотоциклиста как участника движения, имеющего, в данном случае, перед ними преимущество, и которого нужно пропустить. Но часто бывает иначе. Готовясь к манёвру, водитель высматривает промежуток между автомобилями, «дырку» в потоке, в которую намеревается повернуть. Мотоцикл, из-за меньших размеров, в потоке виден плохо. Замечают его, когда уже поздно. К тому же, мотоциклистов в потоке меньше, чем авто, и у большинства водителей глаз на них не «заточен». А зря…

Есть ещё один аспект. У современных мотоциклов, как правило, фара в режиме ближнего света включается вместе с зажиганием. Сделано так не зря: благодаря свету мотоцикл более заметен в потоке, это, можно сказать, компенсирует его малые размеры. (По этой же причине многие мотоциклисты предпочитают ездить с «громкими» прямоточными глушителями: дальше слышно. Но с эффективностью такой мер можно спорить: точное направление, откуда идёт звук, а тем более – расстояние, водителю определить трудно. Не говоря уже о том, что это нарушение…) Однако в последнее время среди водителей распространилась мода ездить с включенным ближним светом, даже когда ПДД этого не требуют. Результат прост: в потоке невозможно выделить транспортные средства, для которых это необходимо. Например, осуществляющие буксировку. А также и мотоциклы теряются в этом «море огней»… Это плохо не только для самих мотоциклистов: кому нужно попасть в ДТП с риском серьёзных последствий?

Каковы бы ни были причины, в ДТП типа «классика жанра» виновным следует считать водителя, который при повороте налево не предоставил преимущество встречному транспортному средству. Эта его обязанность (если не считать случаев вроде меняющей направление главной дороги) – безусловна, и на регулируемых перекрёстках, и на нерегулируемых, и при съезде с дороги на прилегающую территорию.

Второй типичный случай: водитель поворачивает направо, и тут – какая неожиданность! – между ним и бордюром оказывается мотоциклист. Или велосипедист. С точки зрения ПДД такая ситуация тоже однозначна. Поворачивать нужно из крайнего положения на проезжей части. То есть из такого, чтобы между транспортным средством и краем проезжей части не могло поместиться другое транспортное средство. В том числе и двухколёсное, специально оговаривается в Правилах. Если оно там оказалось – это уже само по себе нарушение. Ну, и при любом изменении направления движения в зеркала нужно смотреть… Независимо от того, каким транспортным средством управляешь. Перестроениями «не глядя» мотоциклисты тоже, бывает, грешат…

Ещё один «типичный» случай – автомобиль перестраивается в полосу, где движется мотоциклист, и при этом его сносит. В принципе, такое бывает, разумеется, не только с мотоциклистами. (Отличаются, правда, последствия.) Но здесь срабатывает зачастую тот же фактор: водитель автомобиля видит промежуток между машинами в полосе, «дырку» в потоке. И слишком поздно замечает, что в этом пространстве кто-то двигается. К тому же, мотоцикл, в силу меньших размеров, имеет больше шансов оказаться в «слепой», непросматриваемой в зеркала, зоне. Эту проблему сейчас пытаются решать с помощью систем, сигнализирующих водителю об объекте в полосе сбоку, но сколько автомобилей у нас ими оснащены..?

Эту особенность нужно учитывать как водителям автомобилей, так и мотоциклистам, которым нужно выбирать режимы движения с учётом и этой специфики нашего дорожного движения. В ДТП попадать неприятно, даже если ты прав…

Какие претензии у автомобилистов к мотоциклистам? Основных четыре.

Высокая скорость. Движение намного быстрее скорости потока и с опасным маневрированием. Откровенное «хулиганство» на дороге, вроде езды в потоке на заднем колесе. И движение между рядами, особенно в заторах. (Это мы не обсуждаем сейчас обычные нарушения, вроде несоблюдения дистанции, которые как автомобилисты, так и мотоциклисты допускают в одинаковой мере, что нередко приводит к ДТП.)

Высокой скоростью и «слаломом» грешат отнюдь не только мотоциклисты. И если со вторым всё понятно, то когда речь идёт о ДТП из-за высокой скорости, на самом деле часто всё оказывается совсем не так… И причины ДТП совсем другие. Эта проблема касается не только мотоциклистов, и о ней нужно будет поговорить отдельно.

Отдельная тема – проезд мотоциклистов между автомобилями (в так называемом «междурядье»), как правило, в заторе. У водителей автомобилей это нередко вызывает приступы негодования. Причин тому несколько, и с ними имеет смысл разобраться детально, как и с тем, кто же будет виноват в ДТП в такой ситуации.

Во-первых, проехать «в междурядье» тоже можно по-разному. Если в стоячем или едва движущемся заторе осторожно «пробраться» при небольшой разнице в скорости с потоком — это одно. Пролететь так, как будто это свободная дорога, — совершенно другое. Безусловно, встречаются мотоциклисты, которые практикуют второе. Но у водителей автомобилей крайнее недовольство иногда вызывает и первое.

Причин несколько. Некоторых водителей пугает появление мотоциклиста в непосредственной близости сбоку, им кажется, что он вот-вот зацепит машину. Причина такого ощущения зачастую как раз в том, что водители авто «меряют по себе». Дело в том, что из салона бывает трудно почувствовать интервал: у многих водителей вообще проблемы с ощущением габаритов автомобиля. При езде на мотоцикле этой проблемы нет. Максимальный габарит по ширине у мотоцикла имеет, как правило, руль. Но он у мотоциклиста непосредственно в руках, и, соответственно, проблем с ощущением габарита в этой ситуации быть не может. То есть мотоциклист сразу видит и чувствует, достаточно ему пространства или нет. И зацепить он никого не хочет совершенно точно. Возможны ли ошибки? Конечно, да. Но вероятность их меньше, чем проблем с ощущением габаритов у водителя соседнего автомобиля.

В этой части, как видим, ощущение определяется местом сидения, в буквальном смысле. А непонимание вызвано зачастую разницей этих ощущений.

В то же время, каждому мотоциклисту известна обратная ситуация: он остановился перед поворотом налево, чтобы пропустить встречный транспорт, а мимо проносятся автомобили с таким же, а иногда и меньшим, интервалом, чем до тех машин, мимо которых он протискивается в заторе (а скорость выше)… И никаких неприятных ощущений у водителей это не вызывает.

Двойные стандарты? Может быть, значительная доля этого возмущения объясняется просто: «А чего это они едут, когда я стою?!». (А ещё многие, вероятно, сами бы хотели оседлать мотоцикл, но мешают или страх, или мнение родственников… Вот и проявляется таким образом досада.) Такие люди забывают об одном обстоятельстве. Мы уже говорили: у большинства городских мотоциклистов есть и автомобиль. Если тот, кто проезжает мимо в пробке на мотоцикле, на своём авто не выехал, — значит, сама пробка стала, вероятнее всего, на одну машину меньше…

Ну и есть, конечно, возмущающиеся нарушением ПДД. А есть ли оно?

ПДД требуют соблюдения безопасного интервала. Запрещают постоянную езду по разметке, разделяющей полосы движения. Но вот запрета на движение двух транспортных средств параллельно в полосе – не содержат. Неважно, будут это два мотоцикла, или (если ширина полосы позволяет сделать это с соблюдением безопасного интервала) мотоцикл с автомобилем. Объезд таким образом неподвижного препятствия не запрещён тем более. (В городах часто можно увидеть, что правую полосу движения делают шире – с учётом возможности парковки; мимо припаркованных там автомобилей транспорт спокойно проезжает в той же полосе, и никто не считает это нарушением.) Но при этом, ещё раз подчеркнём: требования соблюдения безопасного интервала никто не отменял.

С другой стороны, никто не отменял для водителей обязанности убедиться в безопасности любого манёвра, а также – открытия дверей автомобиля. (Зачем вообще в заторе открывать двери? Высаживать пассажиров в такой ситуации, если это не край дороги, — ПДД не соответствует. Плюнуть на асфальт..?) При этом помним о том, что каждый участник движения вправе рассчитывать на соблюдение другими ПДД. А это значит, что, например, выбирая безопасный интервал, никто не обязан рассчитывать на внезапно открывшуюся перед носом дверь. Кстати, это касается не только мотоциклистов. Случаи, когда открывшейся дверью, — иногда её открывает выходящий пассажир, — повредило проезжавший мимо автомобиль, встречаются чаще, чем кажется.

Таким образом, «алгоритм» определения виновности в таких ситуациях должен быть простым. Если мотоциклист зацепил неподвижный или движущийся, но не меняющий направления автомобиль, — это несоблюдение безопасного интервала именно с его стороны. Но если произошло столкновение с маневрирующим автомобилем (да, даже в заторе), или с открытой дверью, — это вина маневрировавшего или открывшего дверь. Смотреть в зеркала в таких ситуациях необходимо независимо от того, затор или не затор… А мотоциклистам не нужно злоупотреблять такой ездой. И уж точно нужно чётко определять: можно в конкретном месте проехать или нет. И понимать: расступаться в заторе перед мотоциклом никто не обязан! Нет возможности проехать – не едь… «Подвинулся» водитель автомобиля, пропустил, — спасибо ему, даже если сделал он это … скорее из страха. И вообще, чем предсказуемее ездят и мотоциклисты, и автомобилисты, — тем безопаснее. О включении указателей поворота я и не говорю: и так понятно (хотя практика показывает, что не всем, но, надо полагать, те, кто не понимает, — нас не читают…).

Взаимопонимание на дороге – дорогого стоит. И между водителями транспорта разных категорий – тоже. Это – элемент безопасности.

В коне концов, ни один мотоциклист не желает из-за водителя авто оказаться в больнице, а ни один автомобилист не горит желанием из-за мотоциклиста получить в отношении себя уголовное дело…

Цікаві автомобільні публікації

Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.

Більше новин