В Раде подготовили важный законопроект для водителей

30.04.2019 г. в 19:25, autonews.ua

Нечасто приходится писать о хорошем (работа такая), но иногда оно есть. Сейчас это законопроект №10236 от 17.04.2019 «О внесении дополнения в статью 286 Уголовного кодекса Украины относительно ответственности за нарушение правил безопасности дорожного движения, который призван реформировать уголовную ответственность за совершение ДТП. Предлагается установить, что, если водитель попал в ДТП по причине создания ему аварийной ситуации другим участником движения, или несоответствия нормам дорог, то он освобождается от ответственности.

О чём, собственно, речь? Есть очень старая, знакомая всем практикам, проблема: водитель может двигаться без каких-либо нарушений ПДД, но это не страхует его от того, чтобы в ДТП именно его признали виновным.

Попал в яму? Сам виноват. Не придерживался безопасной скорости, не объехал и т.п. Но из-за ям редко бывают последствия серьёзнее сломанной подвески. Куда более распространена другая ситуация. Водитель едет, ничего не нарушает. И вдруг ему кто-то создаёт аварийную обстановку. Это может быть и пешеход в неположенном месте, и другой водитель, который выехал со второстепенной дороги, или на красный свет светофора, или ещё что-нибудь нарушил. И что же? Если происходит ДТП, начинают выяснять: а первый, ехавший без нарушений, находившийся в своём праве, имел ли возможность избежать ДТП? Определяется это автотехнической экспертизой. Для которой часто берутся исходные данные, мягко говоря, не отвечающие тому, что было в реальности. И это приводит к необоснованным обвинениям. Но дело даже не в этом. Дело в принципе: если окажется, что «мог избежать», то на водителя, который ехал без нарушений, который был в своём праве, перекладывается часть вины. А если аварийную ситуацию создал пешеход (к ним у нас почему-то удивительно снисходительны) — то нередко и вся вина.

Такая ситуация создаёт многократное зло.

Во-первых, это — глобальная несправедливость и конкретные сломанные судьбы. Об этом я пишу уже много лет.

Во-вторых, что не менее важно, это крайне отрицательно влияет на безопасность движения в целом. Потому что появилась целая категория водителей, которые считают, что они могут творить на дороге всё, что угодно, создавать помехи другим водителям: ведь те будут вынуждены «избегать ДТП» всеми средствами. А если не смогут избежать — ещё и виновными окажутся… О пешеходах и говорить нечего: одна из основных причин их систематического нарушения ПДД как раз в том, что они знают: почти в любом ДТП виновным сделают водителя. Даже если пешеход перебегал в неположенном месте многополосный проспект.

У каждого есть знакомый, который сам или его родственник был участником такого ДТП с той или другой стороны… Если такой практики не станет — пешеходы быстро перестанут бегать в неположенных местах.

Наконец, существующая практика, которая грубейшим образом нарушает принцип правовой определённости в отношении водителей.

Законопроект, о котором речь, решает эту проблему. Помимо всего прочего, в случае его принятия, расследование дел о ДТП существенно упростится, станет дешевле и быстрее. А главное — проект, став законом, восстановит справедливость и решит много проблем в области безопасности движения. И никто, кроме нарушителей ПДД, а также тех, кто это самое перекладывание вины сделал источником коррупционных доходов, не должен быть против.

Идеален ли он? Нет.

Во-первых, в данном случае правильнее было бы говорить не об освобождении от ответственности, а о невозможности привлечения к ответственности. Разница принципиальная: освобождение от ответственности предполагает, что человек виновен. На мой взгляд, о виновности в этом случае говорить нельзя. А вопрос для данной ситуации принципиален, потому что от виновности зависит возмещение ущерба…

Во-вторых, аналогичную норму нужно было бы внести и в ст.124 КоАП, и тогда проблема была бы решена не только для ДТП с тяжкими последствиями, влекущих уголовную ответственность, но и для тех, где обошлось без пострадавших, и где ответственность административная, но вопрос возмещения ущерба тоже часто стоит остро.

Основная беда, впрочем, в другом. По очевидным причинам, депутатам в ближайшее время вряд ли будет до такого специфического вопроса.

Автор законопроекта, народный депутат Игорь Лапин, сам в прошлом адвокат. Думаю, что это предложение — плод осознания существующей несправедливости на основе собственной практики. Жаль только, что законопроект не появился года четыре назад, когда только начиналась деятельность нынешнего созыва Верховной Рады. Шансы на принятие были бы выше. И, возможно, многие водительские судьбы за это время не были бы искалечены…

Но хорошо уже то, что хотя бы кем-то из законодателей осознана проблема.

Лучше поздно, чем никогда.

Интересные автостатьи

Добровольное автострахование: что предлагают украинские страховщики Несмотря на продолжительный коронакризис, украинский рынок КАСКО демонстрирует стабильный рост, что выражается в ежегодном увеличении общего объема страховых платежей на 15–25%. Страховщики стараются поддерживать эту тенденцию, предлагая клиентам «гибкие» продукты с полезными опциями, изменяемыми условиями и современными инструментами для дистанционного взаимодействия.
Как оформить страховой полис ОСАГО онлайн в 2021 году Как должно уже быть известно автомобилистам в 2021-м году, что еще с 7 февраля 2018 года все украинские страховые компании, которые оформляют ОСАГО, обязаны продавать электронные полисы в режиме онлайн.
AD-ская смесь – половина рынка «мочевины» Adblue в Украине признана некачественной Эксперты Института потребительских экспертиз впервые провели исследование «мочевины» для дизельных авто. Половина из проверенных образцов оказались за гранью требований стандартов, и это плохие новости как для автомобилистов и владельцев грузовых автопарков, так и для пешеходов и жителей городов.
Внедорожник Mitsubishi Pajero Sport: функциональность и комфорт Mitsubishi Pajero Sport идеально подходит для езды в городских условиях и по загородным трассам. Автомобиль без проблем преодолевает любое бездорожье, поэтому станет незаменимым помощником в любой ситуации на дорогах.
Ситуация на рынке: каждый третий украинец без авто планирует его приобрести Согласно опросу, проведенному на OLX Авто, автомобилистами являются две трети взрослых украинцев, из них 69% пользуются машиной каждый день.
Индекс бензина 2021: где самое выгодное соотношение цены на топливо к средней зарплате? Команда аналитиков Picodi.com проследила, как изменились цены на топливо в первой половине 2021 г. относительно прошлого года, и подсчитала, сколько литров бензина могут купить украинцы на среднестатистическую заработную плату.
Эксперты проверили дизельное топливо и получили шокирующие результаты Чехарда с госрегулированием цен на топливо, и в целом отсутствие контроля над качеством нефтепродуктов, привели к значительному ухудшению ситуации на рынке.
ІСЕ - что продают заправки вместо «девяносто пятого» бензина? В прошлом исследовании бензина А-92 на украинских АЗС эксперты Института потребительских экспертиз (ICE) обнаружили немалое количество нарушений.
Новый Jaguar E-Pace готов покорять дороги Украины Поклонники компании Ягуар давно ждали обновления компактного кроссовера E-Pace. Его собратья по платформе, Range Rover Evoque и Land Rover Discovery Sport, уже прошли рестайлинг, получив новые двигатели, салоны и системы подключения. А в 2021 году появилась обновленная версия самого роскошного британского кроссовера.
Что нам заливают в бак на АЗК? Эксперты впервые за четыре года провели экспертизу бензина А-92.
«Спиртовой» бензин – достойная альтернатива или обман? Эксперты проверили качество топлива с биокомпонентами.
Как изменился Jaguar F-Pace 2021 модельного года? Jaguar F-Pace появился в 2016 году, став первым кроссовером в модельном ряду британского производителя. Спустя 4 года успешного существования, модель отправили на доработку. Презентация второго поколения кроссовера состоялась осенью 2020, в продаже новинка появится в первой половине 2021 года.

Больше новостей