Пришествие инспекторов по парковке: что говорит Закон

02.05.2019 г. в 11:49, autonews.ua

Киевская мэрия анонсировала начало работы инспекторов по парковке, функция которых – фиксация нарушений правил парковки, оплаты за неё, с выписыванием штрафов, а в «тяжёлых» случаях – эвакуации автомобилей. К чему всё это приведёт?

Нужно сказать, что в Киеве – острая проблема с паркоместами. Во многих районах, следует отметить, — созданная искусственно. Фактически, водителей умышленно ставят в безвыходные условия. Репрессивные меры, когда ничего не предлагают взамен, — это, как минимум, нечестная политика.

Но рассмотрим аспекты чисто правовые.

Во-первых, предполагается, что инспекторы будут выносить постановление в отношении собственника транспортного средства. Или (если регистрация иностранная) в отношении лица, которое его ввезло в Украину. Не будет устанавливаться, кто нарушил конкретно.

Вообще, в стране, где распространены автомобили-«двойники», это может привести к проблемам, потому что постановления будут выноситься на владельца «оригинала». Причём, если с «письмами счастья», которые надеется «запустить» полиция, последний сможет постановление хотя бы обжаловать, то в случае, если инспектор по парковке постановление оставил под «дворником», тот, в отношении кого оно вынесено, о нём даже не узнает. Вернее, узнает, когда его легальный автомобиль окажется под арестом исполнительной службы. Прецеденты, увы, бывали.

Главное даже не в этом. Принцип ответственности не того, кто нарушал, а того, на кого зарегистрировано транспортное средство, противоречит Конституции. Это признано решением Конституционного Суда от 22 декабря 2010 года. И в решении чётко сформулирована правовая позиция, согласно которой любая юридическая ответственность, в том числе и административная, чётко «привязывается» не к собственности, а к совершению конкретным лицом конкретного противоправного деяния. Без установления виновника она невозможна.

Если такие постановления будут выноситься (тем более – массово), то можно предсказывать их обжалование в судебном порядке. Со ссылкой на это же решение Конституционного Суда.

Вопросы и с эвакуацией. Поскольку фактически изъятие имущества без суда – это нарушение права собственности. Того самого, которое, согласно ст.41 Конституции Украины, нерушимо. Право собственности состоит из владения, пользования и распоряжения имуществом, и при эвакуации, естественно, эти возможности собственника нарушаются. Поэтому можно предположить, что и здесь будут массовые случаи обжалования в судебном порядке. И до рассмотрения вопроса Конституционным Судом, полагаю, дойдёт.

При этом нужно заметить, что закон предусматривает исключительный перечень случаев эвакуации, когда предполагается, что припаркованный автомобиль представляет опасность или мешает движению. Это касается не каждого нарушения правил остановки и стоянки. С другой стороны, мы же знаем наших водителей: они будут только везжать под деревья, навесы и автобусные остановки для того, чтобы эвакуировать автомобиль было невозможно технически. Так что на самом деле сомнительно, что такие меры приведут к реальному улучшению ситуации с нарушениями. Особенно, как уже говорилось выше, если не предложить альтернативы.

Много вопросов возникает и по поводу фиксации нарушений. Чем фотографировать? Как должны быть сертифицированы фотоаппараты (или телефоны?) для того, чтобы нарушение потом можно было доказать в суде? Если речь о цифровых параметрах (например, парковке на расстоянии, меньше предусмотренного ПДД, до пешеходного перехода), то любые измерения вообще должны соответствовать Закону «О метрологии и метрологической деятельности». А там эта сфера относится к нормативно регулируемой метрологии, с целым комплексом требований к средствам измерительной техники. Рулеткой из магазина такие измерения проводить нельзя. И несоответствие этим требованиям – основания для отмены постановления судом. Или признания незаконной эвакуации.

Отдельный вопрос – плата за парковку. Её законность не вызывает сомнений на специально построенных площадках, крытых, охраняемых паркингах и т.п. Но не на улицах. Дело в том, что Налоговый кодекс не относит водителей к субъектам, обязанным платить парковочный сбор. Он взымается с субъектов хозяйствования, осуществляющих соответствующую деятельность. А Закон «Об автомобильных дорогах» не даёт местным властям права устанавливать плату за пользование улицами и дорогами в населённых пунктах, независимо от того, для движения, остановки или стоянки. И не обязывает пользователей дорог за это платить. Так что и в этой части более чем вероятно, что мы увидим много случаев обжалования таких постановлений.

Полагаю, что образцы соответствующих административных исков быстро появятся в интернете. (Да и сам, вероятно, подключусь к этому.)

Автомобилисты будут активно защищать свои права. Во всяком случае, немалая их часть. Беда в том, что это вызовет значительное повышение нагрузки в наших, и так перегруженных делами, судах (где фактически сейчас не хватает половины судей). Но виноваты в этом уж никак не граждане, реализующие право на доступ к правосудию. Проблему создают те, кто в очередной раз хочет решить проблемы за счёт автомобилистов, не предлагая ничего взамен.

Интересные автостатьи

Добровольное автострахование: что предлагают украинские страховщики Несмотря на продолжительный коронакризис, украинский рынок КАСКО демонстрирует стабильный рост, что выражается в ежегодном увеличении общего объема страховых платежей на 15–25%. Страховщики стараются поддерживать эту тенденцию, предлагая клиентам «гибкие» продукты с полезными опциями, изменяемыми условиями и современными инструментами для дистанционного взаимодействия.
Как оформить страховой полис ОСАГО онлайн в 2021 году Как должно уже быть известно автомобилистам в 2021-м году, что еще с 7 февраля 2018 года все украинские страховые компании, которые оформляют ОСАГО, обязаны продавать электронные полисы в режиме онлайн.
AD-ская смесь – половина рынка «мочевины» Adblue в Украине признана некачественной Эксперты Института потребительских экспертиз впервые провели исследование «мочевины» для дизельных авто. Половина из проверенных образцов оказались за гранью требований стандартов, и это плохие новости как для автомобилистов и владельцев грузовых автопарков, так и для пешеходов и жителей городов.
Внедорожник Mitsubishi Pajero Sport: функциональность и комфорт Mitsubishi Pajero Sport идеально подходит для езды в городских условиях и по загородным трассам. Автомобиль без проблем преодолевает любое бездорожье, поэтому станет незаменимым помощником в любой ситуации на дорогах.
Ситуация на рынке: каждый третий украинец без авто планирует его приобрести Согласно опросу, проведенному на OLX Авто, автомобилистами являются две трети взрослых украинцев, из них 69% пользуются машиной каждый день.
Индекс бензина 2021: где самое выгодное соотношение цены на топливо к средней зарплате? Команда аналитиков Picodi.com проследила, как изменились цены на топливо в первой половине 2021 г. относительно прошлого года, и подсчитала, сколько литров бензина могут купить украинцы на среднестатистическую заработную плату.
Эксперты проверили дизельное топливо и получили шокирующие результаты Чехарда с госрегулированием цен на топливо, и в целом отсутствие контроля над качеством нефтепродуктов, привели к значительному ухудшению ситуации на рынке.
ІСЕ - что продают заправки вместо «девяносто пятого» бензина? В прошлом исследовании бензина А-92 на украинских АЗС эксперты Института потребительских экспертиз (ICE) обнаружили немалое количество нарушений.
Новый Jaguar E-Pace готов покорять дороги Украины Поклонники компании Ягуар давно ждали обновления компактного кроссовера E-Pace. Его собратья по платформе, Range Rover Evoque и Land Rover Discovery Sport, уже прошли рестайлинг, получив новые двигатели, салоны и системы подключения. А в 2021 году появилась обновленная версия самого роскошного британского кроссовера.
Что нам заливают в бак на АЗК? Эксперты впервые за четыре года провели экспертизу бензина А-92.
«Спиртовой» бензин – достойная альтернатива или обман? Эксперты проверили качество топлива с биокомпонентами.
Как изменился Jaguar F-Pace 2021 модельного года? Jaguar F-Pace появился в 2016 году, став первым кроссовером в модельном ряду британского производителя. Спустя 4 года успешного существования, модель отправили на доработку. Презентация второго поколения кроссовера состоялась осенью 2020, в продаже новинка появится в первой половине 2021 года.

Больше новостей