Пришествие инспекторов по парковке: что говорит Закон

02.05.2019 г. в 11:49, autonews.ua

Киевская мэрия анонсировала начало работы инспекторов по парковке, функция которых – фиксация нарушений правил парковки, оплаты за неё, с выписыванием штрафов, а в «тяжёлых» случаях – эвакуации автомобилей. К чему всё это приведёт?

Нужно сказать, что в Киеве – острая проблема с паркоместами. Во многих районах, следует отметить, — созданная искусственно. Фактически, водителей умышленно ставят в безвыходные условия. Репрессивные меры, когда ничего не предлагают взамен, — это, как минимум, нечестная политика.

Но рассмотрим аспекты чисто правовые.

Во-первых, предполагается, что инспекторы будут выносить постановление в отношении собственника транспортного средства. Или (если регистрация иностранная) в отношении лица, которое его ввезло в Украину. Не будет устанавливаться, кто нарушил конкретно.

Вообще, в стране, где распространены автомобили-«двойники», это может привести к проблемам, потому что постановления будут выноситься на владельца «оригинала». Причём, если с «письмами счастья», которые надеется «запустить» полиция, последний сможет постановление хотя бы обжаловать, то в случае, если инспектор по парковке постановление оставил под «дворником», тот, в отношении кого оно вынесено, о нём даже не узнает. Вернее, узнает, когда его легальный автомобиль окажется под арестом исполнительной службы. Прецеденты, увы, бывали.

Главное даже не в этом. Принцип ответственности не того, кто нарушал, а того, на кого зарегистрировано транспортное средство, противоречит Конституции. Это признано решением Конституционного Суда от 22 декабря 2010 года. И в решении чётко сформулирована правовая позиция, согласно которой любая юридическая ответственность, в том числе и административная, чётко «привязывается» не к собственности, а к совершению конкретным лицом конкретного противоправного деяния. Без установления виновника она невозможна.

Если такие постановления будут выноситься (тем более – массово), то можно предсказывать их обжалование в судебном порядке. Со ссылкой на это же решение Конституционного Суда.

Вопросы и с эвакуацией. Поскольку фактически изъятие имущества без суда – это нарушение права собственности. Того самого, которое, согласно ст.41 Конституции Украины, нерушимо. Право собственности состоит из владения, пользования и распоряжения имуществом, и при эвакуации, естественно, эти возможности собственника нарушаются. Поэтому можно предположить, что и здесь будут массовые случаи обжалования в судебном порядке. И до рассмотрения вопроса Конституционным Судом, полагаю, дойдёт.

При этом нужно заметить, что закон предусматривает исключительный перечень случаев эвакуации, когда предполагается, что припаркованный автомобиль представляет опасность или мешает движению. Это касается не каждого нарушения правил остановки и стоянки. С другой стороны, мы же знаем наших водителей: они будут только везжать под деревья, навесы и автобусные остановки для того, чтобы эвакуировать автомобиль было невозможно технически. Так что на самом деле сомнительно, что такие меры приведут к реальному улучшению ситуации с нарушениями. Особенно, как уже говорилось выше, если не предложить альтернативы.

Много вопросов возникает и по поводу фиксации нарушений. Чем фотографировать? Как должны быть сертифицированы фотоаппараты (или телефоны?) для того, чтобы нарушение потом можно было доказать в суде? Если речь о цифровых параметрах (например, парковке на расстоянии, меньше предусмотренного ПДД, до пешеходного перехода), то любые измерения вообще должны соответствовать Закону «О метрологии и метрологической деятельности». А там эта сфера относится к нормативно регулируемой метрологии, с целым комплексом требований к средствам измерительной техники. Рулеткой из магазина такие измерения проводить нельзя. И несоответствие этим требованиям – основания для отмены постановления судом. Или признания незаконной эвакуации.

Отдельный вопрос – плата за парковку. Её законность не вызывает сомнений на специально построенных площадках, крытых, охраняемых паркингах и т.п. Но не на улицах. Дело в том, что Налоговый кодекс не относит водителей к субъектам, обязанным платить парковочный сбор. Он взымается с субъектов хозяйствования, осуществляющих соответствующую деятельность. А Закон «Об автомобильных дорогах» не даёт местным властям права устанавливать плату за пользование улицами и дорогами в населённых пунктах, независимо от того, для движения, остановки или стоянки. И не обязывает пользователей дорог за это платить. Так что и в этой части более чем вероятно, что мы увидим много случаев обжалования таких постановлений.

Полагаю, что образцы соответствующих административных исков быстро появятся в интернете. (Да и сам, вероятно, подключусь к этому.)

Автомобилисты будут активно защищать свои права. Во всяком случае, немалая их часть. Беда в том, что это вызовет значительное повышение нагрузки в наших, и так перегруженных делами, судах (где фактически сейчас не хватает половины судей). Но виноваты в этом уж никак не граждане, реализующие право на доступ к правосудию. Проблему создают те, кто в очередной раз хочет решить проблемы за счёт автомобилистов, не предлагая ничего взамен.

Интересные автостатьи

«Сюрприз» 2019 года — смерть Kawasaki KLR650 Во-первых, важно отметить, что достоверно неизвестно о смерти KLR. Однако, в автомобильном мире на 100% уверены, что этот мотоцикл не вернется, по крайней мере, в прежней форме.
Каково это управлять Jaguar V12 королевы Великобритании Излюбленный железный конь дворянства, преступников и знаменитостей, XJ был свидетелем самых запутанных моментов современной истории.
Нелюбимый всеми в 1980-х Volvo готовится к возвращению Поскольку седаны 1980-х снова стали пользоваться популярностью среди автомобильных энтузиастов, все же осталась одна забытая модель, которая постепенно переходит в разряд надежной классики. Речь идет о Volvo 440.
Самый первый в мире Porsche: Легендарный Type 64, выживший во Второй мировой войне Аукционный дом Sotheby’s выставит на августовские торги в Монтерее единственный сохранившейся экземпляр самого первого Porsche — Type 64.
С модифицированным AM General M-925 1984 года победа над врагом у обладателя в кармане Этот автомобиль серьезно пугает всеми мыслимыми и немыслимыми способами.
Невероятная история о спрятанной в Антарктиде американской технической легенде «Snow Cruiser» Разработанный для борьбы с опасными условиями Антарктиды в 1939 году, американский «Снежный крейсер» до сих пор не найден и остается одной из величайших легенд истории техники. Но что же пошло не так?
Чудо-автомобиль с Кубы, повергший в шок американских военных В 2003 году береговая охрана США наткнулась на этот самодельный грузовик-амфибию, родом с Кубы. Диковинный автомобиль не на шутку заинтересовал американцев, и они решили выяснить что же перед ними такое!
Самые дорогие и нелепые автомобильные аварии Истории, которые страховой агент рассказывает у костра своим детям, чтобы их напугать.
Новый автомобиль Джеймса Бонда — далеко не то, что мы ожидали Даже 007 не может все время водить лишь Aston Martin.
Tesla продолжает унижать BMW, Audi и Mercedes Ни у кого из вышеназванных автопроизводителей не нашлось прямого ответа Tesla, но это пока.
Почему Audi e-tron GT из «Мстители: Финал» — фальшивка Двигатель звучал подозрительно громко как для электромобиля, не находите?
Все нюансы покупки авто из США Либерализация украинского таможенного законодательства способствовала существенному росту количества покупок транспортных средств на американских аукционах.

Больше новостей