Эксперт рассказал о возможностях производства легковых автомобилей в Украине

05.08.2019 г. в 13:56, autonews.ua

Глава Федерации работодателей автомобильной отрасли, глава Наблюдательного совета «Еврокар» Олег Боярин рассказал УНИАН, смысл нашей стране заниматься производством легковых автомобилей, сколько это будет стоить и что, кроме денег, для этого понадобится.

Украинский автопром находится в глубоком кризисе. По данным профильной ассоциации «Укравтопром», производство автотранспорта в Украине за последние десять лет снизилось в девяносто раз. В последние годы положительную динамику демонстрирует лишь национальное производство автобусов. При этом производство легковых и грузовых авто с каждым годом уменьшается. Статистика легкового сегмента национального автопрома формирует исключительно крупноузловая сборка на заводе «Еврокар» в Закарпатской области в селе Соломоново. Этот завод выпускает легковые автомобили марок VW Group в Украине с декабря 2001 года.

УНИАН поговорил с председателем Федерации работодателей автомобильной отрасли, Председателем Наблюдательного совета группы компаний «Еврокар» Олег Боярин о планах завода, будущее украинского автопрома и что нужно сделать для запуска в стране производства электромобилей.

В прошлом году «Еврокар» собрал 5660 легковых автомобилей. Сколько рассчитываете собрать за этот год?

В 2019 планируем собрать 6100 автомобилей. Причем план был сокращен в связи со снижением прогноза по рынку. Он сейчас не растет. В целом, потребность украинского рынка в текущем году составит около 500 000 автомобилей. Из этого количества новые авто составят 80000, другие — бывшие в употреблении автомобили. Украина сегодня является страной с одним из старейших парков в мире. Средний возраст легкового автомобиля — более двадцати двух лет. В европейских странах этот показатель составляет в среднем одиннадцать лет.

А какие автомобили собираете?

Сейчас мы собираем весь модельный ряд автомобилей Skoda. Но постепенно количество моделей будет сокращаться.

Автомобили Skoda, которые собираются в Украине, дешевле, чем импортированные?

Новые автомобили Skoda не импортируются в Украину. Необходимо понимать, что любой глобальный автопроизводитель формирует стоимость с учетом внутреннего рынка. Поэтому цены на продукцию Skoda в Украине, по сравнению с Чехией, доступнее. В Германии эти автомобили еще дороже. Все расчеты ведутся, исходя как из себестоимости, так и в первую очередь исходя из потребительских возможностей.

Как выглядит процесс составления авто? Какой процент импортных деталей, а какой — Украинские?

Крупноузловая сборка, имеется в виду составление авто из узлов и агрегатов. Как правило их немного — до двадцати. У них есть и украинская составляющая. В Закарпатье работает достаточно много предприятий, которые производят электропроводку для автомобилей, обивку для сидений и другие компоненты. Но назвать точное количество украинских деталей в нашем автомобиле сложно. Вся производимая локально продукция идет на экспорт на заводы производители авто, мы же получаем их в готовом виде в составе импортируемых узлов и агрегатов для крупноузловой сборки. Если бы у нас был полный цикл, то логистика работала непосредственно, и мы бы получали все компоненты и комплектующие непосредственно из украинских заводов. Пока мы все импортируем. Локализовать производство, например, производить электрожгутов для шести тысяч авто — экономически нецелесообразно.

Планируете запуск полного цикла производства?

Наш завод построен для полного цикла. Но запустить это производство имеет смысл, если объем выпуска одной модели составляет не менее 25 000 в год. При нынешних показателях продаж на рынке производство полного цикла экономически нецелесообразно. Даже крупноузловая сборка не имеет смысла. Мы этим до сих пор занимаемся вопреки экономическому содержанию, только для того, чтобы сохранить квалифицированный персонал.

Сколько людей задействовано сейчас в производственном процессе?

В лучшие времена на предприятии работало 1270 человек. Сейчас — менее 270.

А какая максимальная мощность завода?

Если говорить о полном цикле, то мы имеем на текущий момент установлено оборудование для производства 50 000 автомобилей в год, при этом возможно расширение производства, например, в пьятизминному режиме с шестидневная рабочая неделя мы можем производить до 147 000 автомобилей в год.

Приводит такое минимальная загрузка производства к убыткам? За счет чего вы их покрываете?

Мы находимся в «черном нуля» — не зарабатываем и не теряем. Поддерживаем производство, чтобы сохранить трудовой коллектив, фактически выполняя функцию поддержания занятости. Существуем скорее вопреки, а не благодаря. Надеюсь, что будущие правительство и парламент, наконец, займутся промышленностью и созданием рабочих мест.

Если все останется по-прежнему, не собираетесь закрывать производство?

Мы рассматриваем различные варианты. Можно перепрофилировать производство, заняться чем-то другим. Хотя, такие проекты не живут, если это государству не нужно. Мы видим, что произошло с другими заводами — обанкротились или стоят. Но понимаем, что без развитой высокотехнологичной промышленности будущего у страны нет. Европейские коллеги нам последние пятнадцать лет рассказывают, что Украина будет сильной аграрной или сырьевой страной. Сейчас в перспективных добавилась еще и IT-отрасль. Но глобально в IT-отрасли мы занимаемся аутсорсингом. Это точно такой же сырьевой экспорт, как и все остальное. Мы обучаем людей, а они потом работают на другие страны, следовательно, и доходы получают другие страны, а не Украина. Хотя, в последние годы риторика несколько изменилась. Когда она реформируется в конкретные действия — большой вопрос.

На какие рынки ставите автомобили?

Мы производим авто только для украинского рынка. Экспорт возможен только при полном цикле. К 2014 году мы активно инвестировали в производственные мощности для двух моделей — Skoda Rapid и Spaceback. Они должны были поставляться на российский и европейский рынки. Но после аннексии Крыма и начала военных действий на Донбассе проект остановился. Сейчас данную продукцию производят в России. В VW Group есть два завода на территории РФ. А мы тем временем теряем возможности, несмотря на то, что у заводов Skoda огромный недостаток производственных мощностей. Но пока мы не можем занять эту нишу.

Почему «Еврокар» не может восполнить недостающие производственные мощности VW Group?

Есть несколько факторов. Один из них — Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, предполагает открытие рынка Европы. Фактически европейцы его закрыли — пошлина на экспорт автомобилей в ЕС было 6,5%, а стало — 10%. Правда, к 2022 году пошлина должна обнулиться. Но сейчас эти условия невыгодны. Поэтому нужно садиться за стол переговоров и пересмотреть тарифные условия. Второй фактор: автомобилестроение — очень капиталоемкое, требует долгосрочных постоянных правил игры. Поэтому нужна системная поддержка государства.

На каких принципах основывается сотрудничество с VW Group?

Мы сотрудничаем более двадцати лет. Есть контрактным партнером. По сути, производя свое время Skoda, Audi, Volkswagen, Seat, мы были единственным предприятием в мире, не принадлежало концерна. Сейчас производим только автомобили Skoda. Причем завод мы строили на собственные и кредитные средства.

Какой объем инвестиций вложено в завод с момента запуска?

В завод было инвестировано 250 000 000 долларов.

А сколько еще кредитных средств должны погасить?

Должны еще много.

Есть ли в планах собирать электрокары?

Мы считаем, что за электротягой будущее. Но чтобы перейти к этому производству, нужны определенные условия со стороны государства. Почему импорт электромобилей освобожден от налогов, а производство — нет. В такой ситуации происходит фактически поддержка импорта и, следовательно, мы не можем рассматривать выпуск электрокаров как перспективный проект.

Министр инфраструктуры Емельян заявлял, что в Верховной Раде лежат законопроекты по производству электрокаров, после принятия которых Украина может стать одним из основных площадок для выпуска электромобилей, их комплектующих, батарей. Как вы считаете, принятие этих законов соблазнит инвесторов?

Самое главное — законопроекты лежат. Причем уже два года, и никто ничего не собирается с ними делать. Они могут так пролежать еще десяток лет. Наверное, чтобы переломить ситуацию, нужно прийти в парламент и выступить в их защиту, мы же со своей стороны не раз на всех уровнях власти выражали поддержку этих законопроектов и продолжаем делать все возможное для их принятия. Ведь без прозрачного и преференциального регуляторной среды для этой столь капиталоемкой отрасли будущего в Украине нет.

А вы знакомы с этими документами?

Конечно. Мы участвовали в их разработке. Они действительно могут запустить производство электрокаров в нашей стране. Есть неотъемлемым и первоочередным элементом электромобильной стратегии. Это то, что Украина должна была сделать еще два года назад, а то и еще раньше.

Украина фактически потеряла свой автопром, а мировые автоконцерны размещают мощности не у нас, а у наших соседей. Например, недавно Skoda Auto отказалась от намерения создать новый мультибрендовый завод в Украине. Почему это случилось?

Верно, а все потому, что Украина не смогла предложить конкурентоспособные условия. А вот другие страны готовы бороться за инвестиции. На текущий момент этот проект мульти брендовой завода объемом инвестиций 1,4 миллиарда евро находится на завершающей стадии. Но всегда можно попасть в последний вагон, если есть желание.

Что нужно сделать Украине для возрождения автопрома? Некоторые говорят, что необходимо создавать технопарки. А вы как считаете?

Если мы хотим привлечь Volkswagen, Toyota или Tesla, то должны создать инвестумовы не хуже, чем в соседних странах, например, как в Болгарии, Турции, Венгрии, Словакии. Это может быть бесплатное выделение площадки под строительство завода, создание инфраструктуры, преференциальный импорт компонентов, комплектующих и оборудования. Как правило, предлагается целый пакет стимулов. Кстати, Словакия даже возвращает 15% инвестиций. Результат очевиден — доля автопрома в ВВП этой страны составляет около 9%, в Украине — 0,01%. Безусловно, отношения с каждым производителем — индивидуальные, но мы должны брать пример с тех стран, которые борются за такие проекты и выигрывают.

А смысл Украине производить собственные легковые автомобили?

Если бы в Украине лет десять назад была бы для этого принята и реализована стратегия, может быть, это и имело бы смысл. Потенциально такая возможность еще есть. Но чтобы разработать свой собственный автомобиль и поставить его на производство, необходимо около одного миллиарда долларов инвестиций. Это только для одной модели авто. Для выпуска каждой следующей модели нужно еще около 250 000 000 долларов. То есть, речь идет о десятках миллиардов инвестиций для создания собственного бренда. Но кроме создания авто, нужно еще найти рынки сбыта и построить ДИСТРИБ’ЮТЕРСКОЙ сеть, вырастить бренд.

Интересные автостатьи

Автомобильные коврики: критерии выбора Автомобильные коврики – это второй барьер для защиты салона автомобиля от загрязнений, пыли и различной влаги, попадающей внутрь из обуви.
Почему большинство самолетов белые, и как этот цвет влияет на безопасность пассажиров Белые самолеты — это норма, за исключением некоторых бунтарей. Необходимость соответствия воздушного судна данному цвету аргументирована и доказана. Наука и экономика приводят множество веских причин почему самолет не должен выглядеть как калейдоскоп.
Лучшие дорожные карты Европы Время от времени каждому из нас приходит в голову идея отправиться в путешествие и исследовать места, отличные от тех, с которыми мы знакомы. Во время поездки разумно иметь с собой надежную дорожную карту, чтобы не потеряться в пути. Ниже приведен список лучших атласов Европы, которые вы можете смело использовать в своих путешествиях.
Boaterhome: Симбиоз дома на колесах и лодки 80-е годы прошлого столетия были наполнены множеством странных вещей. Штаны-парашюты, пиджаки с наплечниками, безудержная инфляция — все эти «изобретения» можно проследить до 80-х. Однако, тот период также был наполнен огромным количеством сумасшедших идей касательно транспортных средств.
Коленные подушки безопасности: Необходимость или блажь? Эксперты американского страхового института дорожной безопасности (IIHS) проанализировали данные четырехсот краш-тестов и выяснили кое-что интересное относительно коленных подушек безопасности.
Rezvani Tank X 2020 года: «Демон» в бронированной шкуре Новый Rezvani Tank X 2020 года оснащен двигателем Demon, который рассчитан на 1000 лошадиных сил. Новейший внедорожник по праву претендует на звание самого мощного на планете.
Именинник остался настолько недоволен подаренной новенькой BMW, что утопил ее в реке Юноша из Индии ожидал получить спортивный автомобиль Jaguar в качестве подарка на день рождения от своих родителей, однако, вместо этого ему вручили совершенно новый BMW. Парень был так зол на свой подарок, что решил столкнуть его в реку.
MG Extender — первый пикап культового британского бренда MG, он же Morris Garages, легендарный британский автопроизводитель, основанный Уильямом Моррисом в Оксфорде в 1924 году, только что представил MG Extender, первый в мире заднеприводный пикап среднего размера. Хотя новый грузовик будет продаваться только в Таиланде, он привлек внимание автомобильных энтузиастов.
Новый Chevrolet Corvette 2020 года обладает самой мощной в мире автомобильной аудиосистемой Chevrolet Corvette Stingray 2020 года наградят ??самой мощной в мире звуковой системой, когда-либо установленной в серийном спортивном автомобиле. По крайней мере, так утверждает представитель компании Bose.
Электрокар Fresco Reverie: Достойный конкурент или жалкий плагиат Tesla? Fresco Motors, стартап EV, базирующийся в Норвегии, презентовал новый электрический седан, который, как они надеются, будет конкурировать с Tesla Model S и Model 3.
Дирижабли, как незаменимый элемент водородной экономики будущего Они могут перемещать товары, транспортировать водород, сокращать выбросы CO2 и поливать газон одновременно.
5 худших автомобилей, выпущенных немецкими производителями в 2019 году На протяжении всей истории автомобилестроения немецкие производители занимали лидирующие позиции по производству роскошных и спортивных автомобилей. Такие марки, как Mercedes-Benz, Porsche, BMW, Audi и Volkswagen пользуются огромной популярностью во всем мире.

Больше новостей