Дефицит дизтоплива в Украине: логика, игроки и угроза политического договорняка

11.09.2019 г. в 17:06, hvylya.net

Россия старается подсадить Украину на нефтяную иглу с помощью старой схемы Виктора Медведчука.

Вчера практически незамеченной прошла новость о просьбе нефтетрейдеров отменить пошлины на поставки из России. Причина — в угрозе дефицита на рынке дизельного топлива в стране. На первый взгляд, всё очевидно — есть решение, которое вызвало проблемы, необходимо принимать меры. Но, если копнуть глубже, заметим контуры более масштабных и опасных для страны процессов. Разбираемся.

Для начала поговорим о том, что из себя представляет рынок нефтепродуктов в Украине. Свои поставки не обеспечивают и половины потребности страны. Остальное импорт. Есть поставщики практически во всех сопредельных странах, есть украинские трейдеры. Если говорить о дизельном топливе, то есть 40% доля импорта из РФ, на которой в качестве монополиста сидит Медведчук. Скажете «была доля»? Нет. Это можно будет говорить лишь по прошествии года. Сегодня (по состоянию на утро) она уменьшается, но она существует.

На этом переходим в политическую сферу. РФ ещё в апреле 2019 заявила о санкциях, в том числе ограничениях на поставку топлива в Украину. Расчёт был прост — если нечем заправлять автомобили (в том числе военные), если растут цены на заправках — власть сговорчивая. Параллельно с этим разворачивался кризис некачественной нефти в нефтепроводе «Дружба», который на определённый период «выбил из игры» НПЗ стран-соседей, начиная от Беларуси, заканчивая Венгрией. Для них основной задачей было сохранить производство и удовлетворить внутренний спрос. Об экспорте разговора даже не шло.

Таким образом, Украина оказалась в сложной ситуации: с одной стороны привычные партнёры могли не удовлетворить запросы по поставкам топлива, с другой, Россия в ручном режиме управляла своими «нефтяными потоками». Но, надо отдать должное, Украина решила перехватить инициативу. Русские грозили уменьшить поставки, в Киеве подошли философски — «умерла так умерла» и поставили ввозные пошлины на российский дизель сами. Выстрел в ногу? Отнюдь, к тому моменту поляки из Orlen, беларусы, да даже венгры и румыны вышли из «нефтяного кризиса» и нарастили поставки ДТ на украинский рынок, стремительно «съедая» российскую долю (читай — долю Медведчука). Сами судите — до сентября проблем с объёмами и с ценами на АЗС не было, а российские санкции вроде как действовали уж три месяца. Украинские — два. Оптовики, которые забили склады «под самое горлышко» спокойно смотрели в будущее.

И тут, вдруг, заговорили о дефиците. Как так? Всё оказалось просто — любимая УЗ — наша железка, вдруг перестала справляться. Задержка составов достигала 30 дней — это на маршруте Мозырь-Киев, где по прямой едва ли наберётся 300 км. Так ладно бы просто задержка на поставку-растаможку — вагоны-цистерны едут «домой» больше 15-20 дней. Железнодорожники кивают на таможню — мол, вот он, корень зла, таможенники медленно работают. Таможенники винят железнодорожников. В этом есть ещё одна забавная деталь — как сообщает сайт «Автоконсалтинг», «Состав Кременчуг-Киев вместо семи дней идёт 20-30 дней». Извините, но Кременчуг — это Украина и никаких «народных республик» там не рисовалось. То есть тут уже 100% работа «железки».

Дальше просто включаем логику: если вагоны-циcтерны стоят, если они медленно едут и медленно возвращаются — на НПЗ не во что отгружать продукцию. Остаётся вариант возить автомобилями, что автоматически делает ДТ «золотым».

И на этом фоне трейдеры просят Кабмин… снять пошлины на поставку российской нефти. Вам ещё раз напомнить, кто у нас сидит на монопольных поставках из РФ?

На этом этапе подходим к оценке последствий такого шага. Если правительство пойдёт на уступки, Виктор Медведчук может открывать шампанское. Судите сами, на 2019 год кум Путина имел мощнейшие позиции:

стал монополистом на рынке топлива, контролируя 40% поставок ДТ и ещё почти такую же долю по газу для заправки авто;

на вырученные деньги активно скупал каналы. Часть ставя под свой контроль, часть, как ZIK, подтравливая через коррекцию тем и тональности (речь идёт о конце 2018 — начале 2019 года);

имел положение «неприкосновенного» во внутренней политике, неформально курируя вопросы пленных (играя темой), контактов с ОРДЛО и Путиным;

начал собственный политический проект, гарантирующий уверенное место в Раде.

Но случилось неожиданное — Медведчук получил Раду, но потерял всё остальное. Пока он не в схемах, нефтяной бизнес может существенно ужаться, один из телеканалов возможно потеряет лицензию. Даже и в деле с пленными «всё плохо» — несмотря на поездки в Москву и Владивосток, прогулки по российским СИЗО, его оставили за бортом процессов. А тут ещё и намекнули на то, что знают о денежных потоках и схемах. И это на фоне отмены депутатской неприкосновенности. Одним словом, неприятно.

Но, вот она возможность — трейдеры попросили топлива. Видите ли, не справляется железная дорога, нет объёмов от других партнёров. И даже таможня медленно работает. И, если украинское правительство идёт навстречу — Медведчук снова на коне. Он ловит целую страну на нефтяную иглу. Следующий шаг — вначале нормализация ситуации, дабы показать свою роль, а потом заявления о проблемах с продолжением поставок (аварии, отсутствие благословения патриарха, муфтия, раввина — причин куча). Естественно, что параллельно с этим начинается диалог — «благословение», дескать, может быть получено в обмен, например, на лицензию для NewsOne. Далее та же схема, но уже с активизировавшимся медиа-ресурсом, по возврату в обойму принимающих решение по Донбассу. И далее, по нарастающей.

Есть ещё один игрок в данной схеме — Игорь Коломойский, контролирующий Кременчугский НПЗ. На первый взгляд, он сегодня несёт убытки — ведь его бизнес теряет, на фоне медленной оборачиваемости вагонов (помним про 30 дней из Кременчуга в Киев). Но, давайте посмотрим с другой стороны. На фоне отсутствия российского сырья для переработки, Игорь Валерьевич ищет нефть на других рынках. А там интересы США. На этом моменте вспоминаем, что в Соединённых Штатах активно идёт расследование в отношении данного гражданина Украины. И, по версии «Зеркала Недели», поспешный прилёт Коломойского в Украину связан как раз с этим процессом — наша страна не имеет права выдавать своих граждан без их просьбы.

Оставив лирическое отступление, вернёмся к нефти. Кременчугский завод ищет сырьё, Коломойский не против замять вопрос с претензиями США. Совпадение, но на фоне этих двух процессов в украинские порты начинают приходить танкеры с… американской нефтью. Однако такой ресурс дорогой. А выход на российского поставщика расширяет поле манёвра для Игоря Коломойского. Поэтому, с его точки зрения, обращение трейдеров к Кабмину — хорошая инициатива.

Но ведь, скажете вы, проблема с действительно топливом есть, её надо решать. Проблема, господа, есть, но есть интересная особенность — ещё в 2017 году объёмы поставок из той же Беларуси были в полтора раза больше, а российской доли на украинском рынке, например, дизтоплива практически не было. И, о чудо — тогда справлялись все — и железная дорога и таможенники. А вот сегодня, с меньшими (по сравнению с ситуацией трёхлетней давности) объёмами, уже тяжело. Забавно.

Таким образом, Российская Федерация, её партнёр в Украине Виктор Медведчук настойчиво намекают на то, что новой украинской власти стоит вернуться к схемам, которые сложились и успешно работали в 2015-начале 2019 года. Для правительства и президента пойти на такой шаг действительно будет означать выстрелить себе в ногу. Потому что наличие одного глобального экономико-политического договорняка с олигархом, тем более фактически российским олигархом, будет означать, что и украинские ФПГ потребуют аналогичных условий. Каждая, давя на свой «больной мозоль». Ключ не в экономике, а во влиянии на политические процессы. Фактически, война олигархов против новой власти (пока в подковёрном своём варианте) началась. И если власть проиграет, то можно будет забыть о большинстве в Раде, о победе на выборах, о планах по перестройке страны — вернуться старые договорняки которые, даже в деле реформирования экономики, будут обеспечивать работу по принципу «тут можно, а вот тут не тронь. Да и там где можно, оставь лазейку». К чему это приводит? К простому результату, о котором говорил и писал — кейсу по договорняку политических игроков по Молдове, в том числе с «прогрессом» по Приднестровью. Одним словом, события набирают темп.

А представителям новой власти, начиная от президента Владимир Зеленского, и заканчивая помощником депутата, стоит повторить ставшую модной фразу «думайТЕ».

Интересные автостатьи

Норвежские круизные лайнеры оборудовали картинговыми трассами Электрический карт норвежской круизной линии может развивать скорость до 48 километров в час.
Новая жизнь старой классики: электрический Land Cruiser FJ40 1970 года Классический автомобиль сохранил свой культовый вид, но получил современный электродвигатель.
Экстремальный туризм: на моторикше по Гималаям Если отпуск в Альпах кажется вам скучным, вы можете попробовать приключение в Гималаях, которое, по словам организаторов, буквально может убить вас.
Скрытые сокровища Франкфуртского автосалона 2019 Давайте немного отвлечемся от основных событий и посмотрим на представленные на выставке раритеты и интересные необычные автомобили.
Что в новом Land Rover Defender осталось от классического покорителя бездорожья? В Украине представили новый Land Rover Defender, пришедший на смену классическому Defender, который был долгожителем, и производился на протяжении 68 лет, аж до 2016 года. Land Rover Defender 2020 года выглядит совсем по-другому.
Чем новый Nissan Juke отличается от старого и стоит ли на него обратить внимание Nissan Juke второго поколения стал больше, легче и лучше оснащен, чем его предшественник, и может вернуть себе звание лучшего компактного кроссовера.
За что Илон Маск пристыдил Porsche Неудивительно, что Илон Маск, генеральный директор, соучредитель и создатель продуктов Tesla, не является поклонником нового полностью электрического спортивного автомобиля Porsche Taycan. Ожидается, что предстоящий суперкар станет самым жестким конкурентом Tesla Model S.
Житель Флориды спрятал свой Смарт от урагана на собственной кухне Автомобили Smart знамениты своей способностью втискиваться в самые узкие парковочные места на переполненных городских улицах, но сих пор никто не пробовал припарковаться на собственной кухне. Патрик Элдридж из Джексонвилла, Флорида, сделал это.
Как определить неисправности ходовой по повреждениям шин автомобиля Повышенный износ, неравномерное стирание протектора и даже деформация каркаса шины - такими могут быть последствия эксплуатации автомобиля с неисправной подвеской.
Новая «фишка» Европы: Шоссе для летучих мышей Одним из печальных факторов современности является то, что люди стали самым ужасным кошмаром для животного мира. Это проявляется во многих отношениях, особенно в том, насколько ненасытно мы поглощаем среду обитания диких животных, чтобы удовлетворить наши собственные потребности.
Бесплатная нейтринная энергия для Pi - Car электромобилей Германия поставила цель – перейти в ближайшем будущем полностью на электромобильность. Если программа массового перехода на электромобили будет реализована, то понадобятся стоянки размером с футбольное поле с огромным количеством зарядных станций. Кроме того, пространство вокруг многоэтажных домов также должно быть полностью застроено зарядными станциями.
Удивительный способ, которым художник заставил власти города залатать дорожные выбоины Художник Баадаль Нанджундасвами хорошо известен тем, что помечал такие проблемы, как плохое состояние дорог и огромные выбоины, используя свое потрясающее уличное искусство, но его последний проект стал самым оригинальным и популярным!

Больше новостей