Почему укрепление гривны не снизило цены на топливо

30.09.2019 г. в 19:38, fakty.com.ua

Когда-то бензин был королем украинских заправок. Но теперь его доля в потреблении резко уменьшилась за счет того, что украинские водители больше пользуются дизелем и газом. Впрочем, с автомобильным газом и дизелем у нас возникают не меньшие проблемы, чем с бензином.

Годами цены на заправках были значительно более точным указателем колебания курса валют, чем любые объявления в обменниках. Но почему-то эта схема работает только в одном направлении – только когда доллар дорожает.

Последнее рекордное с 2016 года падение доллара в течение лета и осени – с почти 28 гривен до 24 – никак не сказалось на топливе. Цены на газ и бензин остались почти на том же уровне, что и летом. А на дизель – даже выросли на отдельных АЗС. Водители от такого поворота – в шоке.

Эксперты видят причину в том, что Украина ввела дополнительные пошлины на импорт дизеля из России, который за последние годы достиг рекордного уровня – более 40% от всего объема. Правительство решило избавиться от такой угрожающей зависимости от страны агрессора и ввело новые заградительные пошлины против российских поставок. Это привело к дефициту дизеля в Украине.

В результате, дефицит дизеля фактически съел то удешевление, которое должно было бы наступить в результате падения курса доллара.

Импорт российского дизтоплива упал за последние месяцы в четыре с половиной раза. Поэтому и возник дефицит, который может стать еще более угрожающим в октябре. Украина даже обратилась к Александру Лукашенко с просьбой не останавливать на ремонт Мозерский нефтеперерабатывающий завод, который весной пострадал от переработки некачественной нефти из России.

Чем заменить российский дизель? Пока четкого решения нет. Атаки дронов на заводы в Саудовской Аравии привели к выходу из строя одного из крупнейших нефтеперекачивающих предприятий в мире и это уменьшило количество нефти и нефтепродуктов в странах ЕС, которые являются одними из главных поставщиков в Украину.

В Украине повышение стоимость нефти компенсировало падение доллара. Но еще не вечер, – говорят эксперты. Ситуация может развиваться лавинообразно. То есть, в условиях роста курса доллара к весеннему показателю 26,7 грн, то есть на 2,50 грн больше, чем сейчас, цены на топливо вырастут в среднем на 1,5-2 гривны. Как при таком сценарии поведет себя цена на газ для автомобилей – не знает никто. Тем более, что треть всего импорта автомобильного газа – это Россия. Реакцию украинцев на подобные сценарии представить нетрудно.

Но почему Украина сама не может обеспечить производство собственных дизеля, газа и бензина, чтобы украинские водители не переплачивали импортерам? На финише советского периода Украина имела мощную нефтеперерабатывающую промышленность, насчитывала с десяток предприятий, которые перерабатывали нефть и производили топливо. Но за последние два десятилетия почти все они пришли в упадок и доля украинского производителя значительна только в производстве бензина. Газ и дизель – те же более дешевые виды топлива, которые так любят водители – почти полностью зависимы от импорта.

Свой автогаз в Украине все же есть, но его катастрофически не хватает. Несколько лучше ситуация с собственным бензином. Но тоже критическая. Из шести нефтеперерабатывающих заводов работают только два. Поэтому пока у нас перспективы добычи собственной нефти туманны.

Поэтому мы полностью зависим от мировых тенденций стоимости горючего. Плюс монопольные ценовые игры внутри Украины. И если с российской газовой иглы нам удалось соскочить и даже накопить соответствующие резервы сырья, то с нефтью таких резервов нет. Лишь к 2024 году обещают создать критический запас на 90 дней. Между тем, водители ожидают новых ценников на заправках с печальным стоицизмом.

Интересные автостатьи

В США хотят использовать в автомобилях алкотестеры с функцией блокировки движения Два сенатора США планируют ввести закон, который должен обязать автопроизводителей устанавливать оборудование, которое не даст водителям в состоянии алкогольного опьянения завести автомобиль.
Качество автомобильного газа в Украине остаётся не стабильным - эксперты В последнее время на рынке автомобильного газа царит некоторое спокойствие – перебоев с поставками нет, цены находятся в привычном диапазоне «чуть меньше» половины стоимости бензина.
59 лет «горбатому» Запорожцу ЗАЗ-965 1 октября 1960 года с конвейера завода «Коммунар» в Запорожье сошел первый автомобиль ЗАЗ-965, впоследствии получивший прозвище «горбатый» из-за характерной формы задней части кузова.
Как работает британский дорожный патруль Мы провели день с сотрудниками дорожного патруля Highways England, чтобы познакомиться с их опытом работы в сети автострад Великобритании.
Американская бабушка придумала забавный способ потроллить нарушителей возле своего дома Местный патрульный Ноа Песола наградил женщину за попытку замедлить нарушителей скоростного режима.
Система UVeye может провести техосмотр автомобиля за четыре секунды Это не дизайнерские мусорные баки, это инспекторы технического контроля, и их можно использовать на заводе, у дилера и за его пределами.
Jeep представил сразу две обновленные модификации Wrangler В истории американской компании Jeep было много знаковых автомобилей. Линейка внедорожников Wrangler — одна из тех, кто принес бренду мировое признание и любовь тысячи автомобилистов по всему миру.
Daimler прекращает разработку двигателей внутреннего сгорания, чтобы сосредоточиться на электрокарах После столетия доминирования в качестве силового агрегата в автопромышленности, двигатель внутреннего сгорания, наконец, умирает.
Норвежские круизные лайнеры оборудовали картинговыми трассами Электрический карт норвежской круизной линии может развивать скорость до 48 километров в час.

Больше новостей