Золошлаки могут удешевить строительство дорог на треть

09.11.2019 г. в 11:50, www.segodnya.ua

Украина может строить дороги из золошлаков, которые остаются после генерации электроэнергии.

Уголь, который сжигают на ТЭС, превращается в прочную смесь, похожую на камень и цемент.

За рубежом такие шлаки повсюду применяют в строительстве. В Украине же они десятилетиями лежат под открытым небом.

"Сегодня" выяснили, как современные технологии способны превращать отходы в строительный материал

Корреспонденты побывали на поле у Ладыжина Винницкой области. Здесь 170 га засыпаны золой и шлаком. Черная фракция — это шлак, рассыпчатая – зола. Это – то, что осталось от угля. Его превратили в свет и тепло – сожгли в огромных печах на теплоэлектростанции.

То, что не сгорело – в виде раскаленной лавы стекает в котел холодной воды и каменеет. Это и есть шлак. А зола остается в печи. Ее очищают от примесей, пропуская через электрофильтры.

"С помощью электрического поля проходит процесс налипания на электродах, встряхивания и осадки этой золы в бункерных отделениях", – объясняет начальник смены Ладыжинской ТЭС Олег Романюк.

За полвека работы Ладыжинской ТЭС накопились десятки миллионов тонн золошлаков.

Петр Ющенко, работающий на станции уже 30 лет, вспоминает: раньше здесь была пропасть – 50 метров вглубь. Теперь — горы отходов. И золошлаковых отвалов в Украине — тысячи. Украинские компании используют золошлаки в производстве бетонных плит и строительных смесей. Впрочем, это лишь 18%.

В Евросоюзе и США давно уже поняли, что золошлаки – это не отходы, а деньги. Из того, что в Украине считается хламом, за рубежом строят мосты, дороги и дома. Одни из самых масштабных проектов – Эресуннский мост между Данией и Швецией, и скоростная дорога Эйзенхауэра в Чикаго.

Украинские дороги пока не ремонтируют и не строят с помощью золошлаков. Чтобы проложить один километр дороги, в Украине нужно потратить 115 млн. грн. посчитать в организации "Развитие инфраструктуры". Если же закатать под колеса золошлаки, это будет дешевле на 30%, говорят ученые.

При этом дороги будут крепче, выяснили в Государственном дорожном научно-исследовательском институте. А украинские энергетики готовы дать вдоволь золы.

"Мы уже десять лет в ДТЭК пытаемся каким-то образом двигаться в положительную сторону в вопросе использовании золошлаков в дорожном строительстве, однако нам немножко не хватает поддержки государства", – говорит главный эколог компании ДТЭК Ирина Вербицкая.

А именно – не хватает законов, которые помогут начать использовать золошлаки при строительстве дорог. А отремонтировать надо 150 тыс. километров путей

"Если мы начнём хотя бы искать способы утилизации золошлаковых материалов в дорожном строительстве, то мы можем существенно повысить процент утилизации", – говорит коммерческий директор "Recycling Solutions" Кристиан Ерыгин.

Но закона — нет. В Украине золошлаки официально считаются "отходами". Как их использовать – в законах ни слова. Есть только проекты документов, которые пылятся в парламентских комитетах.

"Они предусматривают, что только те предприятия, учреждения, организации, которые осуществляют какие-то операции обработки отходов, они должны получать разрешения", – говорит научный сотрудник Государственного учреждения "Институт экономики природопользования и устойчивого развития НАН Украины" Татьяна Омельяненко.

Это — разрешение перерабатывать собственные отходы в пользу всей страны.

"Рамочный законопроект будет принят, я надеюсь, в первом квартале. Возможно даже в январе-феврале следующего года", – говорит председатель комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики Олег Бондаренко.

А пока золошлаки тоже пылятся. А могли бы превратится в новые автодороги и многоэтажки.

Интересные автостатьи

В США хотят использовать в автомобилях алкотестеры с функцией блокировки движения Два сенатора США планируют ввести закон, который должен обязать автопроизводителей устанавливать оборудование, которое не даст водителям в состоянии алкогольного опьянения завести автомобиль.
Качество автомобильного газа в Украине остаётся не стабильным - эксперты В последнее время на рынке автомобильного газа царит некоторое спокойствие – перебоев с поставками нет, цены находятся в привычном диапазоне «чуть меньше» половины стоимости бензина.
59 лет «горбатому» Запорожцу ЗАЗ-965 1 октября 1960 года с конвейера завода «Коммунар» в Запорожье сошел первый автомобиль ЗАЗ-965, впоследствии получивший прозвище «горбатый» из-за характерной формы задней части кузова.
Как работает британский дорожный патруль Мы провели день с сотрудниками дорожного патруля Highways England, чтобы познакомиться с их опытом работы в сети автострад Великобритании.
Американская бабушка придумала забавный способ потроллить нарушителей возле своего дома Местный патрульный Ноа Песола наградил женщину за попытку замедлить нарушителей скоростного режима.
Система UVeye может провести техосмотр автомобиля за четыре секунды Это не дизайнерские мусорные баки, это инспекторы технического контроля, и их можно использовать на заводе, у дилера и за его пределами.
Jeep представил сразу две обновленные модификации Wrangler В истории американской компании Jeep было много знаковых автомобилей. Линейка внедорожников Wrangler — одна из тех, кто принес бренду мировое признание и любовь тысячи автомобилистов по всему миру.
Daimler прекращает разработку двигателей внутреннего сгорания, чтобы сосредоточиться на электрокарах После столетия доминирования в качестве силового агрегата в автопромышленности, двигатель внутреннего сгорания, наконец, умирает.
Норвежские круизные лайнеры оборудовали картинговыми трассами Электрический карт норвежской круизной линии может развивать скорость до 48 километров в час.

Больше новостей