Золошлаки могут удешевить строительство дорог на треть

09.11.2019 г. в 11:50, www.segodnya.ua

Украина может строить дороги из золошлаков, которые остаются после генерации электроэнергии.

Уголь, который сжигают на ТЭС, превращается в прочную смесь, похожую на камень и цемент.

За рубежом такие шлаки повсюду применяют в строительстве. В Украине же они десятилетиями лежат под открытым небом.

"Сегодня" выяснили, как современные технологии способны превращать отходы в строительный материал

Корреспонденты побывали на поле у Ладыжина Винницкой области. Здесь 170 га засыпаны золой и шлаком. Черная фракция — это шлак, рассыпчатая – зола. Это – то, что осталось от угля. Его превратили в свет и тепло – сожгли в огромных печах на теплоэлектростанции.

То, что не сгорело – в виде раскаленной лавы стекает в котел холодной воды и каменеет. Это и есть шлак. А зола остается в печи. Ее очищают от примесей, пропуская через электрофильтры.

"С помощью электрического поля проходит процесс налипания на электродах, встряхивания и осадки этой золы в бункерных отделениях", – объясняет начальник смены Ладыжинской ТЭС Олег Романюк.

За полвека работы Ладыжинской ТЭС накопились десятки миллионов тонн золошлаков.

Петр Ющенко, работающий на станции уже 30 лет, вспоминает: раньше здесь была пропасть – 50 метров вглубь. Теперь — горы отходов. И золошлаковых отвалов в Украине — тысячи. Украинские компании используют золошлаки в производстве бетонных плит и строительных смесей. Впрочем, это лишь 18%.

В Евросоюзе и США давно уже поняли, что золошлаки – это не отходы, а деньги. Из того, что в Украине считается хламом, за рубежом строят мосты, дороги и дома. Одни из самых масштабных проектов – Эресуннский мост между Данией и Швецией, и скоростная дорога Эйзенхауэра в Чикаго.

Украинские дороги пока не ремонтируют и не строят с помощью золошлаков. Чтобы проложить один километр дороги, в Украине нужно потратить 115 млн. грн. посчитать в организации "Развитие инфраструктуры". Если же закатать под колеса золошлаки, это будет дешевле на 30%, говорят ученые.

При этом дороги будут крепче, выяснили в Государственном дорожном научно-исследовательском институте. А украинские энергетики готовы дать вдоволь золы.

"Мы уже десять лет в ДТЭК пытаемся каким-то образом двигаться в положительную сторону в вопросе использовании золошлаков в дорожном строительстве, однако нам немножко не хватает поддержки государства", – говорит главный эколог компании ДТЭК Ирина Вербицкая.

А именно – не хватает законов, которые помогут начать использовать золошлаки при строительстве дорог. А отремонтировать надо 150 тыс. километров путей

"Если мы начнём хотя бы искать способы утилизации золошлаковых материалов в дорожном строительстве, то мы можем существенно повысить процент утилизации", – говорит коммерческий директор "Recycling Solutions" Кристиан Ерыгин.

Но закона — нет. В Украине золошлаки официально считаются "отходами". Как их использовать – в законах ни слова. Есть только проекты документов, которые пылятся в парламентских комитетах.

"Они предусматривают, что только те предприятия, учреждения, организации, которые осуществляют какие-то операции обработки отходов, они должны получать разрешения", – говорит научный сотрудник Государственного учреждения "Институт экономики природопользования и устойчивого развития НАН Украины" Татьяна Омельяненко.

Это — разрешение перерабатывать собственные отходы в пользу всей страны.

"Рамочный законопроект будет принят, я надеюсь, в первом квартале. Возможно даже в январе-феврале следующего года", – говорит председатель комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики Олег Бондаренко.

А пока золошлаки тоже пылятся. А могли бы превратится в новые автодороги и многоэтажки.

Интересные автостатьи

Как оформить страховой полис ОСАГО онлайн в 2021 году Как должно уже быть известно автомобилистам в 2021-м году, что еще с 7 февраля 2018 года все украинские страховые компании, которые оформляют ОСАГО, обязаны продавать электронные полисы в режиме онлайн.
AD-ская смесь – половина рынка «мочевины» Adblue в Украине признана некачественной Эксперты Института потребительских экспертиз впервые провели исследование «мочевины» для дизельных авто. Половина из проверенных образцов оказались за гранью требований стандартов, и это плохие новости как для автомобилистов и владельцев грузовых автопарков, так и для пешеходов и жителей городов.
Внедорожник Mitsubishi Pajero Sport: функциональность и комфорт Mitsubishi Pajero Sport идеально подходит для езды в городских условиях и по загородным трассам. Автомобиль без проблем преодолевает любое бездорожье, поэтому станет незаменимым помощником в любой ситуации на дорогах.
Ситуация на рынке: каждый третий украинец без авто планирует его приобрести Согласно опросу, проведенному на OLX Авто, автомобилистами являются две трети взрослых украинцев, из них 69% пользуются машиной каждый день.
Индекс бензина 2021: где самое выгодное соотношение цены на топливо к средней зарплате? Команда аналитиков Picodi.com проследила, как изменились цены на топливо в первой половине 2021 г. относительно прошлого года, и подсчитала, сколько литров бензина могут купить украинцы на среднестатистическую заработную плату.
Эксперты проверили дизельное топливо и получили шокирующие результаты Чехарда с госрегулированием цен на топливо, и в целом отсутствие контроля над качеством нефтепродуктов, привели к значительному ухудшению ситуации на рынке.
ІСЕ - что продают заправки вместо «девяносто пятого» бензина? В прошлом исследовании бензина А-92 на украинских АЗС эксперты Института потребительских экспертиз (ICE) обнаружили немалое количество нарушений.
Новый Jaguar E-Pace готов покорять дороги Украины Поклонники компании Ягуар давно ждали обновления компактного кроссовера E-Pace. Его собратья по платформе, Range Rover Evoque и Land Rover Discovery Sport, уже прошли рестайлинг, получив новые двигатели, салоны и системы подключения. А в 2021 году появилась обновленная версия самого роскошного британского кроссовера.
Что нам заливают в бак на АЗК? Эксперты впервые за четыре года провели экспертизу бензина А-92.
«Спиртовой» бензин – достойная альтернатива или обман? Эксперты проверили качество топлива с биокомпонентами.
Как изменился Jaguar F-Pace 2021 модельного года? Jaguar F-Pace появился в 2016 году, став первым кроссовером в модельном ряду британского производителя. Спустя 4 года успешного существования, модель отправили на доработку. Презентация второго поколения кроссовера состоялась осенью 2020, в продаже новинка появится в первой половине 2021 года.
Квест с «зимней» соляркой: эксперты проверили дизельное топливо Неожиданно ударившие серьёзные морозы заставили украинских автолюбителей волноваться за аккумуляторы, а владельцев дизельных машин – и за качество солярки. Как известно, этот вид топлива при низких температурах имеет тенденцию превращаться в «кисель», а он уже в свою очередь превращает авто в «недвижимость».

Больше новостей