Рынок топлива в Украине ждут перемены: цены на АЗС резко изменятся

25.11.2019 р. в 12:50, ua.today

Украинские автомобилисты все больше экономят на затратах на топливо, хотя меньше ездить не стали, утверждают эксперты рынка нефтепродуктов. Прежде всего это касается бензина – его потребление упало в разы за счет роста рынка сжиженного газа. Каким будет топливный рынок в следующем году и чего ждать от цен на АЗС.

Наши эксперты: директор Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн, аналитик рынка сжиженного газа Артем Куюн и замдиректора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.

Тенденции семилетки

Аналитики "А-95" предоставили результаты своих исследований рынка горючего с 2013 по 2019 год.

Как видно из инфографики, суммарное потребление всех видов топлива – бензин, дизтопливо (ДТ), сжиженный газ (LPG) – в этом году наконец-то должно превысить уровень 2013 года после резкого падения 2014-15 годов. Его причина в том, что за кризисные 2014-15 гг. гривня обесценилась более чем втрое, это сильно ударило по карманам автомобилистов и заставило их экономить на поездках и искать альтернативу.

Такой альтернативой для владельцев автомобилей с бензиновыми двигателями стал LPG-газ, он же автогаз, стоивший в отдельные периоды 2014-15 годов в 3,5 раза дешевле бензина. Затраты на установку газобалонного оборудования (ГБО) составляли 300-450 евро в зависимости от его качества, а срок окупаемости ГБО сократился в ряде случаев (если много ездить – Авт.) до полугода.

Этим, по словам Артема Куюна, и объясняется стремительный рост спроса на автогаз: если в 2013 году его было продано всего 893 тыс. т, из них более половины украинского производства, то в 2017 году уже в 1,8 раза больше, или 1 млн 587 тыс. т. По итогам 2019 года ожидается двукратный рост до 1 млн 820 тыс т. Это почти столько же, сколько потребляется в Украине бензина – 1 млн 850 тыс. т в 2018 году. В 2013 году потреблялось 3 млн 471 тыс. т или в 1,9 раза больше, в 2017 году – 2 млн 14 тыс. т или в 1,3 раза больше, чем LPG газа. При этом импорт газа составит около 80 % от объема его потребления.

Также альтернативой традиционным авто становятся электромобили,хотя их недостатком является дороговизна.

А вот рынок ДТ выглядит совершенно иначе: после проседания на 10% в 2014-15 гг. он уже в 2016-м практически отыграл падение и дальше только рос. По прогнозам, в 2019 году дизтоплива будет продано 6 млн 830 тыс. т, или на 14% больше чем в 2013 году. Сергей Куюн объясняет такую относительную стабильность тем, что ДТ в основном использует промышленный сектор: железная дорога, грузовой автотранспорт и междугородние автобусы. То есть, грузы и пассажиров перевозить надо в любом случае, просто тарифы стали выше. Также свой вклад в динамику использования ДТ внес и частный сектор: большинство приобретаемых машин, особенно б/у, ездят на дизтопливе. Достаточно взглянуть на парк так называемых "евроблях".

Диверсификация: у кого сколько покупаем

На сегодня украинский рынок топлива выглядит так: бензин – 18%, ДТ – 65%, LPG – 17%. Сравним с 2013 годом: бензин – 34%, ДТ – 58%, LPG – 8%.

Нынешний год также стал знаковым в перераспределении источников поступления нефтепродуктов в Украину. Прежде всего это связано с падением поставок российского ДТ по трубопроводу из-за введения пошлин. Источников поставок осталось пять, но доля каждого изменилась и порой намного. Главным импортером стала Беларусь – 39,3% (+6%), далее РФ – 26,9% (-17,1%), морем из дальнего зарубежья поставляется 14,7% (+9,2%), Литва+Польша – 8,2% (+2,4%). Наконец, украинского топлива стало 10,7% (-1,5%). При этом на ДТ приходится 90% импорта, на LPG – 80%, на бензин – 50%, в основном это премиальные сорта из Беларуси и Литвы. В РФ мы бензин не покупаем.

Бой с "тенью"

Отдельно стоит рассмотреть ситуацию с теневым рынком нефтепродуктов (см. инфографику).

Как видим, за семь лет объемы "бодяги" уменьшились почти в 8 раз. Почему – см. в статье "Подзаборные" заправки: экономия или убытки для кошелька. Особенно это касается рынка поддельного бензина, он сократился в 9,3 раза. То есть если в 2013 году 42% продаваемого бензина было "паленым", а в глубинке его доля доходила до 80%, то в 2019-м псевдобензина осталось всего 8,6%. И теперь надо серьезно "постараться", дабы залить в бак непонятно что. Поддельного ДТ стало ныне меньше в 6 раз благодаря тому, что в конце 2018 года государство и трейдеры "объявили войну" так называемым "подзаборникам" – нелегальным заправкам. А еще в середине 2018 года псевдодизеля было лишь в 1,9 раза меньше, чем в 2013 году.

Однако, по словам экспертов, проблема остается серьезной, особенно это касается нелегальных продаж сжиженного газа, "бочки" с которым в отдельных регионах, включая Киевскую область, стоят чуть ли не под каждым забором.

Почему газ может стать дороже, а бензин дешевле

Рост потребления автогаза больно ударил по украинским производителям бензина, которые начали бороться за потребителя не совсем рыночными методами. Так депутатское лобби в Раде пытается перераспределить налоговую нагрузку на нефтепродукты, резко подняв ставки акцизов на LPG и ДТ и снизив на бензин.

По оценкам экспертов Консалтинговой группы "А-95", в случае реализации этого предложения цена автогаза может вырасти на 2,8 грн/ л, или до 15 грн/л. Бензин может подешеветь на 1,4 грн/л (А-95 до 27 грн/л). Налог на дизтопливо предлагается оставить без изменений, чтобы не ударить по промышленности. Переработчики говорят, что изменения позволят увеличить потребление отечественного бензина и остановить рост потребления сжиженного газа, который преимущественно импортируется. Также увеличатся поступления в бюджет.

Эксперты в этом не уверены.

"Нарастить потребление бензина очень тяжело, спрос на этот вид топлива падает во всей Европе. После наплыва в Украину б/у транспорта из Европы перекос в сторону дизтоплива увеличился", – говорит Артем Куюн.

По его оценкам, после принятия данных инициатив, в лучшем случае потребление сжиженного газ снизит темпы роста, а в худшем – перейдет в так называемое плато (будет двигаться с темпом +/-1-2% в год). Артем Куюн считает, что даже если бензин станет сверх привлекательным, то заметное увеличение спроса можно ожидать в перспективе 5-7 лет.

Эксперт пояснил, что в развитых странах люди меняют автомобиль раз в 2-3 года, задаваясь вопросом выбора топлива. У нас это происходит раз в 5 лет и реже. А большинство автомобилей, которые приобретаются с бензиновым двигателем, переоборудуются на газ в течение полугода-года.

Геннадий Рябцев уверен, что украинские производители могли бы увеличить свое присутствие на рынке бензина, если бы снизили цены.

"Лет пять назад литр бензина украинского производства стоил на 2-3 грн дешевле импортного, сейчас разница в цене минимальна, а то и одинакова. В итоге потребитель голосует кошельком, выбирая привозное топливо", – отметил Рябцев.

Прогнозы на 2020 год

Эксперты говорят, что рынок топлива вышел на докризисный уровень и потребление в 2020 году будет расти дальше. Сергей Куюн оценил рост в 2-3% (200-300 тыс. т в год). Ведущая роль, по его словам, останется за ДТ, так как автопарк Украины пополняется в основном за счет дешевых дизельных машин из Европы. Что касается бензина и автогаза, то многое будет зависеть от того, чем закончатся дебаты по поводу акцизов.

"Основная интрига – примут ли депутаты закон о пересмотре акцизов, – говорит Сергей Куюн. – Примут – рост рынка автогаза остановится, нет – продолжится, но более медленными темпами, чем в 2019 году (ожидается до 7% – Авт.)".

Геннадий Рябцев напомнил, что закон о Госбюджете на 2020 год уже принят и доходы от акциза на топливо рассчитаны по действующим ставкам.

"Это означает, что в первом полугодии вносить в госбюджет какие-то изменения в плане корректировки ставок акцизов нельзя, поэтому можно прогнозировать, что тенденции потребления сохранятся", – утверждает Рябцев.

А вот цены на топливо в следующем году будут, по его словам, будут зависеть только от курса гривни к доллару, так как серьезных изменений котировок нефти, от которых зависит цена нефтепродуктов, Рябцев не прогнозирует. Напомним: удешевление гривни на 10 копеек повышает цену литра нефтепродуктов на 7-8 копеек. Учитывая, что в госбюджете-2020 заложен среднегодовой курс доллара 27 грн/$ (сейчас он 24,2 грн/$), из сказанного экспертом можно сделать вывод: за литр топлива, возможно, придется в следующем году выложить на 1,5-2 грн больше, чем сейчас.

Цікаві автомобільні публікації

Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.

Більше новин