В начале прошлой недели 37-летний нардеп от Слуги народа Александр Кубраков назначен главой Укравтодора. Прошлый руководитель - поляк Славомир Новак - попросил об отставке пару месяцев назад.
Кубраков считается специалистом в IT. Именно при его участии был реализован проект Киевстар "Домашний интернет от Киевстар". С 2014 года он работал советником столичного мэра Виталия Кличко по вопросам IT, курировал внедрение в мэрии единого документооборота, а также писал стратегию развития транспорта Киева по заказу Всемирного банка.
Позже он возглавил сектор IT & Telecom Офиса эффективного регулирования (BRDO), где работал с нынешним премьер-министром Алексеем Гончаруком. В 2019-м Кубраков попал в парламент с 30 места в списке Слуги народа.
В интервью LIGA.net Александр Кубраков рассказал, кто стоит за его назначением в Укравтодор, как он планирует искоренять коррупционеров и (о, чудо) когда в Украине появятся нормальные дороги.
Киев без маршруток - реальность
- На прошлой неделе вас назначили главой Укравтодора. Каким было самое неожиданное поздравление?
- На днях встречался с одним знакомым в кафе и туда зашел Виталий Владимирович (Кличко. - Ред.). Поздравил с назначением: "О, это теперь новый глава Киевавтодора". Посмеялись, я его поправил: Киевавтодор в Киеве возглавляет Александр Густелев, а я возглавил Укравтодор. Было такое забавное поздравление.
- Вы же знакомы?
- Да, был его советником. Но общались мы нечасто. Несколько лет вообще не виделись.
- В рамках проекта с Мировым банком вы были одним из авторов транспортной стратегии для Киева. Почему Кличко ее не выполняет?
- Да, она выполнена частично. Несколько запущенных маршрутов, например 114-й, показали и доказали, что модель была правильной. Трафик 114-го маршрута автобуса (суточный пассажиропоток. - Ред.), наверное, сейчас больше, чем у городской электрички. И, конечно, обидно
- Вы говорите о том, что условия прописываются под определенные компании, и в этом основная коррупция?
- Да. Если эти вещи мы уберем, то следующий строительный сезон будет очень сильно отличаться.
- Оцените размер коррупционного рынка дорожной отрасли в денежном выражении?
- Я могу судить только по справкам правоохранительных органов, которые видел. Там цифры 5%, 10%, 15%. Это все зависит от вида работ, ремонта.
- 10%-15% - это средняя коррупционная составляющая, заложенная в стоимость ремонта и строительства дорог?
- Я видел такую оценку со стороны правоохранительных органов.
- Вы назначены на должность по конкурсу. Как он проходил?
- Было несколько этапов. Первый - экзамен на знание государственного языка. Нужно было предъявить сертификат, чтобы получить право участвовать. Дальше - экзамен на знание английского языка. Для меня, кстати, было удивительно, что при наличии действующего сертификата TOEFL (стандартизованный тест на знание английского языка, сдача которого обязательна для неанглоязычных иностранцев для поступления в вузы США и Канады, а также Европы и Азии. - Ред.) экзамен все равно нужно сдавать. Это нужно менять.
Затем тестирование на знание законодательства. Это для меня было полезно, интересно. Многие вещи, которые связаны с госслужбой, были в новинку. Далее два этапа квалификационных заданий, которые были наиболее легкими.
- Приведите пример задания.
- Одно из заданий звучало так: с помощью механизма государственно-частного партнерства нужно построить трассу, которая соединит коридор, пролегающий через Украину, с международным - на территории соседнего государства. Подготовьте докладную записку для правительства о том, какие шаги, механизмы необходимы, с учетом законодательства и т.д.
После работы в парламенте мне было это сделать достаточно просто, поскольку мы готовили закон о концессиях, в котором эти все вещи есть.
Второе задание предполагало подготовку KPI для начальника службы автомобильных дорог одной из областей.
О связи с Левочкиным, Вавришем и Голиком
- Кто Вас пригласил участвовать в конкурсе?
- До объявления конкурса я знал, что все ЦОВки (центральные органы исполнительной власти, - Ред.) будут назначаться не решением Кабмина, а по конкурсам, поэтому сам выразил желание пойти.
- Еще накануне Вашего назначения в сети появилась информация о том, что конкурс - это формальность и что ваша кандидатура на главу Укравтодора согласована заранее. Якобы вас и вашу кандидатуру лоббировал Андрей Вавриш (один из столичных застройщиков, фигурант ряда журналистских расследований и друг главы Офиса президента Андрея Богдана. Витайлий Кличко назвал Вавриша куратором от Зеленского в Киеве. - Ред.) в интересах Сергея Левочкина. Вы знакомы с Вавришем и Левочкиным? Как они причастны к вашему назначению?
- Я это видел. Там еще звучала фамилия Голика (советник и бизнес-партнер экс-губернатора Запорожской и Днепропетровской областей Валентина Резниченко. Отвечал за инфраструктурные проекты. - Ред). Когда я подался, многие заговорили, что вот народный депутат, Слуга народа, значит точно пройдет.
Я точно уверен, что проходил конкурс самостоятельно. За этим можно было наблюдать онлайн.
По поводу связей и людей - это самое интересное. Начнем с конца: Юрий Голик. Помню, подписался на его страницу в Твиттере в этом году - ближе к лету. Увидел, что люди делают в Днепропетровской области, стало интересно и я подписался. Лично познакомился наверное в середине этого года. До этого не знал кто он, откуда. Думал, что это человек из Днепропетровска. Оказалось, что они командой были в Днепропетровской области.
По поводу Андрея Вавриша. С Андреем Вавришем я был знаком с периода работы в КГГА. Когда мы работали вместе с Мировым банком, со стороны города как раз я был руководителем проекта. Андрей Вавриш и Аня Бондарь - со стороны департамента градостроительства и архитектуры. На этом этапе я с ними познакомился. Этот проект длился порядка года. Считаю, кстати, что они и департамент транспорта свою часть отработали абсолютно нормально.
После этого, 2-3 года мы вообще не общались. Уже в августе, в Трускавце, встретил Аню. Она выиграла выборы по округу в Киеве.
По Сергею Левочкину, прочитал и удивился. Там еще такая сложная версия, что я иду по квоте ОПЗЖ (Оппозиционная платформа - За життя. - Ред.), якобы, у него сейчас плохо с деньгами и меня поставили, чтобы я ему немного заработал.
Я его (Левочкина. - Ред.) видел в Верховной Раде, но мы не знакомы. Мы состоим в разных комитетах, мы не здороваемся за руку, не здороваемся лично. Ну вот, такие есть версии, ждем новые.
- Как и Алексей Гончарук, вы выходец из BRDO. В нынешнем парламенте около десятка слуг народа пришли из этой компании. У вас в ВР группа чуть ли не больше, чем у Коломойского. Как так получилось?
- Да, нас много в Верховной Раде. Хотя, сейчас, после назначений, наверное, уже меньше.
Мне кажется, был достаточно хороший и удачный проект с Еврокомиссией. Подобралась разнообразная команда. В отличие от других проектов Евросоюза, мы не были привязаны сильно к какому-то министерству. Действовали по секторам, по направлениям, с разными министерствами, разными командами. Была разная компетенция. Были ребята, которые занимались энергетикой. Вот Алексей Оржель возглавил министерство. Были люди, которые отвечали за IT. Были люди, которые отвечали за строительство, как Елена Шуляк. И она сейчас в соответствующем комитете Верховной Рады. Мне кажется, что за четыре года сработались, и была глубокая компетенция в секторах. Поэтому так и получилось.
Когда Алексей [Гончарук">что транспортная стратегия полноценно не реализована]. Это одна из причин, почему мне стало неинтересно [работать] в Киеве. Если бы тогда приняли решение этим заниматься, то без больших инвестиций, за счет частных перевозчиков, повышения требований к ним, за счет оптимизации сети была бы другая ситуация. Если бы в 2015 году начали это делать, сейчас в столице не было бы маршруток.
- Почему стратегия так и не реализована? Городские власти и сейчас говорят, что избавиться от частных перевозчиков сложно и на это уйдет не меньше пяти лет. На каком уровне в мэрии это блокируется?
- Там простая вещь. Нужно серьезное управленческое решение. В Киеве есть неэффективное предприятие - Киевпасстранс. Туда заливаются деньги и растворяются - бездонная бочка.
А частники работают на полугодичных и годичных контрактах. Может, сейчас это изменилось, но на тот момент было так. За счет этого город держит на привязи - они постоянно вынуждены приходить и продлевать маршруты. И с такими контрактами они не могут инвестировать в технику. В этом нет смысла.
Поэтому, если ты повышаешь требования к перевозчикам, ты должен им гарантировать контрактом, что они работают [на маршруте] минимум 5 лет. Тогда перевозчик сможет под этот контракт взять в лизинг технику. В Лондоне 10-летние контракты - не проблема.
Сколько коррупции в Укравтодоре
- Давайте про Укравтодор. Каково это, возглавить одну из самых коррумпированных госструктур страны?
- Ощущения... Не могу сказать, что какие-то особенные. Прекрасно понимал, куда я иду, как это будет. Ничего неожиданного.
- Вы уже столкнулись с пресловутой коррупцией в Укравтодоре, о которой все говорят?
- Смотрите, как команда мы имеем определенный план действий. Маркерами изменений могут быть прозрачные понятные тендерные условия, типовые договора, типовые тендерные условия. Нужно убрать все эти вещи, которые всегда были связаны с каким-то субъективизмом.
Например, условия прописываются так, что подрядчик может победить в конкретном тендере, если у него есть в радиусе 30 км определенный карьер. Или подрядчик может победить, только если у него есть какая-то эксклюзивная сертифицированная машина.