Автогаз по 18 грн/л с нового года: почему дорожает социальное топливо

18.12.2019 г. в 08:02, uainfo.org

Почти 3 млн украинцев будет заправляться на 5 грн/л дороже с нового года. Автогаз (пропан-бутан) – наиболее массовое среди частных автовладельцев и социальное топливо с большой вероятностью подорожает.

Это произойдет, если "Слуги народа" проголосуют за законопроект номер 2317 с правкой депутатки, экс-журналиста телеканала "1+1" Ольги Василевской-Смаглюк, публично поддержанной главой комитета по ТЭК Андреем Герусом.

Зачем поднимать цену топлива, на которое перешло так много украинцев за продолжительную "эпоху бедности"? Ответ прост – это выгодно Кременчугскому нефтеперерабатывающему заводу (ПАО "Укртатнафта") одного олигарха.

Законопроект, который изначально не предполагал никаких акцизных изменений, с легкой руки Василенко-Смаглюк получил правку, которая предполагает уравнять ставку акциза на сжиженный газ со ставкой на бензин на уровне 139,5 евро за тонну. Сейчас ставка на бензин выше – 213,5 евро на тонне, а на автогаз – 52 евро за тонну. То есть на автогаз ставка вырастет в 2,7 раза.

Автогаз по 18 грн/л с нового года: почему дорожает социальное топливо
Автогаз по 18 грн/л с нового года: почему дорожает социальное топливо

Василевская-Смаглюк никак не аргументировала свою правку. Однако, мы находим ответ у других спикеров. Их двое.

Первый – Руслан Ляпка, заместитель председателя правления "Укртатнафты". Он вопрошает на одном из профильных форумов: "Почему те, кто ездит на газу, должны платить за дороги намного меньше?!". Казалось бы, какое отношение НПЗ к дорожному фонду? Но, таков темник.

Через некоторое время, в обсуждение правки в Facebook появляется Андрей Герус, глава комитета Рады по ТЭК? Он повторяет слово в слово тот же темник: "А есть какие-то серьезные аргументы, чтобы автомобилисты на бензине/дизеле и на газу платили такие разные налоги на дороги?".

Таким образом, по мнению Геруса и топ-менеджера Коломойского (в данном случае это разные люди). С украинцев нужно собрать 10 млрд на дороги, повысив акциз на пропан. Лицемерие в том, что параллельно снижается акциз на бензин, то есть из того же дорожного фонда вынимаются деньги.

Прикрылись равными условиями

Утверждение, что условия нужно выровнять, разбивается о простое техническое знание, которого, конечно же, ни у журналистки 1+1, ни у Геруса нет.

Плотность у газа и бензина разная. То есть когда мы платим 139, евро за тону газа и за тонну бензина, в 1 литре газа налогов будет намного больше. Если правку примут, то цена автогаза будет состоять из налога на 55%, а бензина на 40%. Вдумайтесь, более половины цены самого социального топлива будет состоять из побора государства. А КНПЗ будет платить только 15% меньше из произведённого у них бензина.

Единственный выгодополучатель – бензиновый монополист

В Украине более 40% всех бензинов поставляет КНПЗ. Так исторически вышло, что в СССР строили заводы, ориентированные на выжимку максимального количества бензинов из нефти, пренебрегая другими продуктами. В то время как в Европе ставку делали на дизтопливо. Вот и Кременчугский НПЗ производит много бензинов, мало сжиженного газа и не очень много дизтоплива. Когда у тебя много бензинов, а их потребление каждый год падает на 10%, цена этого бензина на оптовом рынке падает.

Автогаз по 18 грн/л с нового года: почему дорожает социальное топливо
Автогаз по 18 грн/л с нового года: почему дорожает социальное топливо

Вот простой пример: Кременчуг продает дизтопливо по котировке FOB Роттердам +30-50 долларов, а бензины наоборот с дисконтом 20-30 долларов.

Хотелось бы очень этому монополисту прекратить несправедливое падение потребления бензина. А почему оно падает, а потому, что растет потребления сжиженного газа. Он дешевле. Это социальное топливо, на которое перешли все таксисты, все маршрутчики, все корпоративные автопарки, все, кто не хотел платить 30 грн за литр бензина, в которых сегодня 7-9 грн маржи нефтерейдера (об этом читайте здесь: https://www.obozrevatel.com/economics/9-grn-s-litra-ili-1500000000-v-mesyats-gerus-ignoriruet-istoricheskie-sverhpribyili-neftyanyih-oligarhov.htm)

Только представьте, за последние 10 лет украинцы инвестировали 1,3-1,7 млрд долларов (!) в ГБО. Это пример энергоэффективности, когда украинец доставал из кармана 500 долларов сегодня, чтобы через год окупить эти расходы, перейдя на газ.

По логике бензинщика-монополиста, если потребление бензина прекратит падать, а газа расти, то и цена на его бензин вырастет.

В конечном итоге заработает один единственный субъект – Кременчугский НПЗ. Больше никто не в выигрыше. Ни государство, которое не получит дополнительных денег для дорожного фонда. Проиграет же потребитель. Самый бедный украинец, для которого разница в цене газа и бензина на столько чувствительна, что он не пожалел в свое время кровных денег на ГБО.

Какой эффект мы получим

Подведу итоги.

Повышение акциза на сжиженный газ приведет к:

• Рост цены автогаза на 5 грн/л до 17-18 грн/л уже с 1 января

• Повышение цен на проезд в такси на 20-30%.

• Дополнительная выплата автомобилистов на газу государству – 10 млрд гривен (по данным профильной ассоциации)

• Доля налогов в литре автогаза составит 55%.

• Полная потеря промышленного потребления автогаза. Сегодня зерносушилки, асфальтные заводы, теплицы потребляют 50 тыс. т сжиженного газа. Повышение акциза приведет к их переходу на сжигание дизтоплива и твердого топлива.

• Удар по экологии. Сжиженный газ одно из наиболее экологичных из углеводородных топлив. Замещение его бензином, тем более дизтопливом приведет к росту выбросов СО2.

Профильные ассоциации и автомобилисты планируют акции под Верховной Радой. Я, как представитель ГО "Энергетический омбудсмен" также присоединюсь к ним. Допущение незаконного повышения стоимости самого социального топлива руками Геруса, Василевской-Смаглюк на пользу Коломойскому – это преступная политика в отношении собственного населения.

Интересные автостатьи

Дизельное топливо – какое качество на дорогих и дешёвых заправках? После кризисного «карантинного» падения, цены на топливо на украинских АЗС уверенно поползли вверх. При этом, что касается дизельного топлива, пока сохраняется весьма солидный разброс, достигающий 5 грн. на литре. А будет ли такой же разница в качестве топлива?
Электрическая революция: от Peugeot VLV – до Peugeot е-2008 Электрические двигатели использовались еще на заре появления автомобиля, однако тогда они уступили борьбу бензиновым моторам. Peugeot одни из первых взялся за изучение электропривода для автомобилей – это было еще в далеком 1902 году.
Ariya - первый 100% электрический кроссовер Nissan Nissan показала продолжателя дела Leaf. Встречайте первый электрический кроссовер марки — Nissan Ariya.
Новый Ford Bronko - «внедорожный воин» 21 века Ford спустя 31 год возродил рамный внедорожник Bronco. И это очень красиво.
Качество автомобильного газа улучшилось, но многие грешат «недоливом» Впервые за 2 года стоимость автомобильного газа достигла 50 процентов стоимости бензина, и продолжает повышаться. В некоторых сетях цена около 12 гривен за литр, что не очень радует владельцев авто с ГБО. Кроме того, некоторые компании лоббируют введение дополнительных пошлин на импортные газ и дизель.
WOG разыгрывает дом на колесах Закрытые границы – не проблема для настоящих путешественников. Наоборот, это прекрасная возможность узнать лучше родную страну.
Что такое «помеха справа» и как правильно пользоваться этим правилом «У тебя помеха справа была!», - такое взаимное обвинение часто можно услышать от водителей, попавших в ДТП на регулируемом перекрестке, при проезде «клумбы» или взаимном перестроении.
«Умные» шины – какую пользу получат потребители от сенсорной технологии Беспилотные автомобили, которым необходимо определять дорожные условия без участия человека, ставят соответствующие требования к шинам. Эксперт компании Nokian Tyres считает, что “умные” шины с подключенными к ним датчиками станут привычным явлением максимум через 5 лет.
Электромагнитные излучения создадут тяговую силу для электромобиля Pi Car Электромобили загрязняют окружающую среду даже больше, чем машины с двигателями внутреннего сгорания? Объединив международную команду ученых, компания Neutrino Energy Group решает задачу поиска возможностей обеспечения питания электромобилей будущего.
Легендарному внедорожнику Range Rover исполняется 50 лет 17 июня 2020 года Range Rover празднует золотой юбилей: за 50 лет этот внедорожник стал одной из самых прогрессивных моделей мира и самым популярным авто среди всех моделей Land Rover.
Как подготовиться к автомобильному путешествию в сезон отпусков События 2020 года, прежде всего карантинные ограничения, внесли существенные изменения в планы жителей Украины. В частности, ограничения на международное авиасообщение предопределили тренд отдыха этого года – внутренний туризм.
CITROËN ë-SpaceTourer: полностью электрический 9-местный вэн Покупатели могут выбрать размер кузова, количество посадочных мест и уровень комплектации автомобиля.

Больше новостей