Автогаз по 18 грн/л с нового года: почему дорожает социальное топливо

18.12.2019 р. в 08:02, uainfo.org

Почти 3 млн украинцев будет заправляться на 5 грн/л дороже с нового года. Автогаз (пропан-бутан) – наиболее массовое среди частных автовладельцев и социальное топливо с большой вероятностью подорожает.

Это произойдет, если "Слуги народа" проголосуют за законопроект номер 2317 с правкой депутатки, экс-журналиста телеканала "1+1" Ольги Василевской-Смаглюк, публично поддержанной главой комитета по ТЭК Андреем Герусом.

Зачем поднимать цену топлива, на которое перешло так много украинцев за продолжительную "эпоху бедности"? Ответ прост – это выгодно Кременчугскому нефтеперерабатывающему заводу (ПАО "Укртатнафта") одного олигарха.

Законопроект, который изначально не предполагал никаких акцизных изменений, с легкой руки Василенко-Смаглюк получил правку, которая предполагает уравнять ставку акциза на сжиженный газ со ставкой на бензин на уровне 139,5 евро за тонну. Сейчас ставка на бензин выше – 213,5 евро на тонне, а на автогаз – 52 евро за тонну. То есть на автогаз ставка вырастет в 2,7 раза.

Автогаз по 18 грн/л с нового года: почему дорожает социальное топливо
Автогаз по 18 грн/л с нового года: почему дорожает социальное топливо

Василевская-Смаглюк никак не аргументировала свою правку. Однако, мы находим ответ у других спикеров. Их двое.

Первый – Руслан Ляпка, заместитель председателя правления "Укртатнафты". Он вопрошает на одном из профильных форумов: "Почему те, кто ездит на газу, должны платить за дороги намного меньше?!". Казалось бы, какое отношение НПЗ к дорожному фонду? Но, таков темник.

Через некоторое время, в обсуждение правки в Facebook появляется Андрей Герус, глава комитета Рады по ТЭК? Он повторяет слово в слово тот же темник: "А есть какие-то серьезные аргументы, чтобы автомобилисты на бензине/дизеле и на газу платили такие разные налоги на дороги?".

Таким образом, по мнению Геруса и топ-менеджера Коломойского (в данном случае это разные люди). С украинцев нужно собрать 10 млрд на дороги, повысив акциз на пропан. Лицемерие в том, что параллельно снижается акциз на бензин, то есть из того же дорожного фонда вынимаются деньги.

Прикрылись равными условиями

Утверждение, что условия нужно выровнять, разбивается о простое техническое знание, которого, конечно же, ни у журналистки 1+1, ни у Геруса нет.

Плотность у газа и бензина разная. То есть когда мы платим 139, евро за тону газа и за тонну бензина, в 1 литре газа налогов будет намного больше. Если правку примут, то цена автогаза будет состоять из налога на 55%, а бензина на 40%. Вдумайтесь, более половины цены самого социального топлива будет состоять из побора государства. А КНПЗ будет платить только 15% меньше из произведённого у них бензина.

Единственный выгодополучатель – бензиновый монополист

В Украине более 40% всех бензинов поставляет КНПЗ. Так исторически вышло, что в СССР строили заводы, ориентированные на выжимку максимального количества бензинов из нефти, пренебрегая другими продуктами. В то время как в Европе ставку делали на дизтопливо. Вот и Кременчугский НПЗ производит много бензинов, мало сжиженного газа и не очень много дизтоплива. Когда у тебя много бензинов, а их потребление каждый год падает на 10%, цена этого бензина на оптовом рынке падает.

Автогаз по 18 грн/л с нового года: почему дорожает социальное топливо
Автогаз по 18 грн/л с нового года: почему дорожает социальное топливо

Вот простой пример: Кременчуг продает дизтопливо по котировке FOB Роттердам +30-50 долларов, а бензины наоборот с дисконтом 20-30 долларов.

Хотелось бы очень этому монополисту прекратить несправедливое падение потребления бензина. А почему оно падает, а потому, что растет потребления сжиженного газа. Он дешевле. Это социальное топливо, на которое перешли все таксисты, все маршрутчики, все корпоративные автопарки, все, кто не хотел платить 30 грн за литр бензина, в которых сегодня 7-9 грн маржи нефтерейдера (об этом читайте здесь: https://www.obozrevatel.com/economics/9-grn-s-litra-ili-1500000000-v-mesyats-gerus-ignoriruet-istoricheskie-sverhpribyili-neftyanyih-oligarhov.htm)

Только представьте, за последние 10 лет украинцы инвестировали 1,3-1,7 млрд долларов (!) в ГБО. Это пример энергоэффективности, когда украинец доставал из кармана 500 долларов сегодня, чтобы через год окупить эти расходы, перейдя на газ.

По логике бензинщика-монополиста, если потребление бензина прекратит падать, а газа расти, то и цена на его бензин вырастет.

В конечном итоге заработает один единственный субъект – Кременчугский НПЗ. Больше никто не в выигрыше. Ни государство, которое не получит дополнительных денег для дорожного фонда. Проиграет же потребитель. Самый бедный украинец, для которого разница в цене газа и бензина на столько чувствительна, что он не пожалел в свое время кровных денег на ГБО.

Какой эффект мы получим

Подведу итоги.

Повышение акциза на сжиженный газ приведет к:

• Рост цены автогаза на 5 грн/л до 17-18 грн/л уже с 1 января

• Повышение цен на проезд в такси на 20-30%.

• Дополнительная выплата автомобилистов на газу государству – 10 млрд гривен (по данным профильной ассоциации)

• Доля налогов в литре автогаза составит 55%.

• Полная потеря промышленного потребления автогаза. Сегодня зерносушилки, асфальтные заводы, теплицы потребляют 50 тыс. т сжиженного газа. Повышение акциза приведет к их переходу на сжигание дизтоплива и твердого топлива.

• Удар по экологии. Сжиженный газ одно из наиболее экологичных из углеводородных топлив. Замещение его бензином, тем более дизтопливом приведет к росту выбросов СО2.

Профильные ассоциации и автомобилисты планируют акции под Верховной Радой. Я, как представитель ГО "Энергетический омбудсмен" также присоединюсь к ним. Допущение незаконного повышения стоимости самого социального топлива руками Геруса, Василевской-Смаглюк на пользу Коломойскому – это преступная политика в отношении собственного населения.

Цікаві автомобільні публікації

Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.

Більше новин