В Украине хотят внедрить контроль качества дорожных работ: как это будет выглядеть

18.12.2019 р. в 11:22, budport.com.ua

В Украине хотят внедрить контроль качества дорожных работ независимыми компаниями. Зачем нужны сторонние проверяющие и смогут ли они гарантировать лучшее качество дорожных работ.

«Независимый контроль – нужен. Вопрос – кто это будет?»

«Качество дорог будет контролироваться независимыми компаниями. Не секрет, что раньше новые и отремонтированные объекты часто принимались с «закрытыми» глазами – о том, что существуют нормы и стандарты – просто «забывали»» – написал 6 декабря у себя на странице в Facebook глава Государственного агентства автомобильных дорог Украины («Укравтодор») Александр Кубраков.

По его словам, такой подход давал возможность дорожникам экономить на работах и материалах, из-за чего дороги, приведенные в порядок, быстро приходили в негодность и требовали повторного ремонта.

Список потенциальных контролеров в МИУ пока не озвучивали. Известно лишь, что Кубраков встречался по этому вопросу с австрийской iC consulenten, чтобы обсудить возможность сотрудничества в рамках пилотного проекта – на дороге Н-08 Борисполь – Днепр – Запорожье (через Кременчуг) – Мариуполь.

Мінд разбирался, зачем нужны сторонние проверяющие, и смогут ли они гарантировать лучшее качество дорожного полотна в Украине.

Дело в суммах

В 2016 году правительство Украины дорожную сферу отнесло к приоритетным – тогда впервые «Укравтодору» (УАД) государство выделило около 10 млрд гривен. Это беспрецедентная для дорожников сумма, равная как минимум двум предшествующим годовым бюджетам УАД. С тех пор объемы финансирования только увеличиваются, и в следующем году общий дорожный бюджет должен составить почти 77 млрд грн.

Изменились и принципы финансирования – часть проектов, как и раньше, финансируются в рамках целевых госпрограмм, но большая часть денег поступает из начавшего работать в 2018 году Дорожного Фонда (ДФ), который собирает акцизный налог на топливо и ввезенных в Украину транспортных средств.

Так, в 2018 году бюджет ДФ составил 32,6 млрд грн, в 2019 году – около 50 млрд грн, а в следующем году ДФ должен получить из госказны около 70 млрд грн.

Кроме ДФ в финансировании дорожной сферы участвуют местные бюджеты. В 2018 году (в рамках децентрализации) УАД передал 120 000 км дорог на баланс местным советам.

Также на дороги государство тратит часть денег, собранных в результате таможенного эксперимента – в 2017 это было 2,2 млрд грн, а в 2018 – 3,2 млрд грн.

Нюансы распределения

Заметная часть дорожного бюджета всегда шла на погашение долгов УАД. Были годы, когда эта статья расходов отнимала более 60% бюджета агентства. Например, в 2015 году УАД получил 24,5 млрд грн, из них 17,5 млрд отдал кредиторам.

С 2016 года ситуация начала выравниваться – тогда на обслуживание кредитных обязательств ушло 40% бюджета агентства. Примерно в такой же пропорции распределился бюджет УАД в 2017 году. А в 2018 и 2019 году ведомство отдавало на погашение кредитов около 20% своего годового бюджета.

Значит, строители и ремонтники могут строить и приводить в порядок все больше километров дорожного полотна, а вместе с этим – больше зарабатывать.

В рамках Государственной целевой экономической программы развития автомобильных дорог общего пользования с 2018 по 2022 годы на дороги всего должны потратить около 300 млрд грн.

Потенциально рынок строительства и ремонта дорог – гораздо больше. В УАД говорят, что лишь 6% автомобильных дорог в нормальном состоянии, а остальные нуждаются в ремонте и реконструкции. Это почти 150 000 км, и для того, чтобы их привести в порядок, нужно свыше 1 трлн гривен.

Новые игроки

Изменения в финансировании совпали с переменами на рынке. Если до 2013 года строительными и ремонтными работами занимались структурные подразделения УАД и несколько частных компаний, чьи собственники были приближены к руководству МИУ и УАД, то 2016 года подряды стали получать в том числе и компании, которые никогда в крупных проектах участия не принимали.

По данным сайта ProZorro, в тендерах текущего года больше всего везло компаниям: «Альтком», «Автострада», «Автомагистраль Юг», «ПБС», «Онур Интернешнл», «Техно-Буд-Центр», «Полтавабудцентр», «Славдорстрой», «Ростдорстрой», структурное подразделение госхолдинга «Белорусский автодор» – Дорожно-строительный трест № 2, г. Гомель.

В этом списке – лишь две компании, которые активно выигрывали тендеры на дорожные работы до 2013 года, – «Альтком» и «Онур».

Всего строительством и ремонтом автодорог в Украине занимается более 50 компаний.

Большую часть работ выполняют частные структуры. Но иногда везет и облавтодорам. Так, например, ГП «Винницкий облавтодор», входящий в «ГАК «Автомобильные дороги Украины», на протяжении 2019 года часто выигрывал тендеры, проводимые региональной Службы автомобильных дорог, в 2018 году – успех во Львовской области сопутствовал ГП «Львовский облавтодор».

Можно ли считать успешными перемены на дорожном рынке?

Появление частников – важный маркер открытости рынка. Но есть нюанс – большинство компаний-лидеров – украинские. И их собственников считают приближенными к людям, имеющим большое политическое влияние.

Например, «ПБС» считают компанией Александра Шевченко, бизнес-партнера Игоря Коломойского по ГК «Буковель», «Автомагистраль Юг» и «Ростдорстрой» относят к сфере влияния мэра Одессы Геннадия Труханова.

Исключением можно считать разве что турецкий «Онур» и предприятия «Белавтодора». Но турки знакомы с особенностями украинского дорожного рынка еще со времен строительства Одесской трассы. Кроме того, «Онур» уходила из Украины – в 2012 году приостановила работу своей одноименной дочерней компании. Работать здесь осталась только «Онур Конструкцион Интернешнл», которой, как считают «Наши Гроши», покровительствовал Игорь Коненко.

Из анонсируемых иностранцев к государственным тендерам никто не добрался – более того, такие компании, судя по информации ProZorro, даже не подаются на конкурсы. Исключение – предприятия «Белорусского автодора».

Так нужны ли контролеры? В мире обычно контролем занимаются специализированные компании и/или инженеры из FIDIC – международной федерации инженеров-консультантов. В Украине тоже есть представители FIDIC – Ассоциация инженеров-консультантов Украины. Но к контролю качества таких специалистов привлекают только в проектах, которые реализуются на кредиты от МФО. За свои услуги контролеры, в зависимости от объема работ, берут 3-5-10% от стоимости проекта.

Контролем качества дорожных работ, выполняемых за деньги госбюджета, в Украине занимается ГП «Научно-технический центр «Дорожный контроль качества» – структурное подразделение УАД. Т.е. по сути качество работ контролирует тот, кто их и заказывает.

В МИУ пытались привлечь независимых проверяющих к работам, выполняемым за деньги государственного бюджета, но – безуспешно. Например, в 2016 году УАД в самый последний момент отменил тендер на привлечение таких компаний, мотивировав свое решение тем, что заказывать такие работы агентству частным компаниям невыгодно.

Сумеют ли сейчас в МИУ привлечь независимых экспертов? Чиновники из МИУ отмечают, что такая инициатива раньше встречала сопротивление в Кабмине, но поддерживалась внутри министерства.

«Независимый контроль – нужен. Вопрос – кто это будет? Я считаю, что это должны быть известные международные компании, которые будут отвечать своей репутацией за надзор, а не инженер, получивший сертификат FIDIC. Потому что инженер, кроме своего диплома, больше ничем не отвечает», – говорит Владимир Омелян, экс-министр инфраструктуры.

Цікаві автомобільні публікації

Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.

Більше новин